Рубрики газеты
Форум
elektron
Если вам не повезло быть исключением
Мне просто интересно, как можно земельные участки по тендеру распределять? Это же не вид кокой ни будь деятельности по предоставлению услуг. А потом у кого такое право есть, земельные участки с...
19.09.18 23:20
elektron
Если вам не повезло быть исключением
Одно это предложение вызывает уже отторжение, : "По поручению прокуратуры подразделениями комитета по управлению земельными ресурсами в прошлом году были проведены проверки законности наделения...
19.09.18 23:10
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Ну а теперь можно и подышать.. b.radikal.ru
19.09.18 22:39
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Ну и теперь, сколько там, пол одинадцатого вечера, пришла очередь бригады.. Вчера это было в районе двух ночи.. d.radikal.ru
19.09.18 22:33
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Теперь имею право немного полежать на диване.. a.radikal.ru Ну и кошка разумеется.. Тоже устала..
19.09.18 22:28
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

«Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»

Галина КАТКОВА

Как подготовить детей к опасностям жизни - ищем и находим ответы на вечные вопросы 

В эксперты по теме, которая особенно актуальной становится во время летних каникул, мы пригласили Игоря ВАСИЛЕНКО. Не только потому что психотерапевт, кандидат медицинских наук, но и потому что Василенко - отец двух взрослых сыновей и одного маленького, то есть родительские доспехи у него не запылились. Кроме того, в секторе НПО много лет работал с трудными подростками - приобщал к спорту, отучал курить, показывал в том числе на своем примере, какой классной может быть жизнь без пьянки, сигарет и наркоты... Короче, мы выбор сделали. А Василенко от роли эксперта отказался, точнее - от трибуны ментора. Сказал, что 100-процентно подходящих для всех рецептов дать не может, другое дело - просто оттолкнуться от собственного опыта. На том и порешили. 

Игорь Василенко костанай

- Игорь Викторович, у меня есть знакомая. Ребенку - 6 лет. До сих пор ни шагу на улице не делает без сопровождения. Перед школой родители задумали снабдить его часами с чем-то вроде GPS-навигатора. Боятся отпускать просто так. А я знаю ребенка - нормальный, веселый, адекватный. Неужели действительно так страшна стала жизнь для детей? 

- Она стала другой. Опасности же бывают разные. Остались прежние стройки, глухие дворы, речки с омутами. Добавились новые, техногенные. То же обилие транспорта здесь может быть примером. Но есть еще одно важное изменение - больше нет коллективной ответственности за детей. Помните, тетушек-бабушек советских времен, которые с дворовых лавочек присматривали за всей гуляющей малышней? Дети знали, что в случае чего можно кинуться к любому взрослому человеку, да и окружающие реагировали на уличные потасовки, хулиганские выходки. Сейчас не так. Ну или не совсем так. И изменения естественные: мы хотели рынка, свободы - мы их получили. Но теперь каждый сам за себя. Общество стало более индивидуалистичным. Люди много работают, заняты, темп жизни ускорился. И все это предполагает большую ответственность каждого за себя.

И еще одно наблюдение. Детские-то коллективы, те самые дворовые компании, тоже почти исчезли. А в них была своя иерархия, в которой ты осваивал сложности самостоятельной жизни поэтапно. Ты собирался лезть на дерево, а кто-то из пацанов постарше тебе говорил:  рано, щегол, давай пока на эту лесенку. И прыгать с этой крыши рано, бери пониже. Я упрощаю, конечно, но по сути было примерно так.

Ну и третий момент, вытекающий из двух первых. Прежде дети физически были развитее.  На улице было больше игр, живых, а не компьютерных. Соответственно, ребенок был более мобильный. Под мобильностью я понимаю то, что он бегал, прыгал, мог элементарно убежать от опасности. И понимал, что такое настоящий движущийся объект - тот же автобус и кто такой посторонний дяденька. А сейчас порой его представления о жизни - это компьютерные монстры и движущиеся на мониторе картинки. 

- Ограничить пользование компьютером, взять за плечи и вытолкнуть во двор?

- Сейчас ребята травмируются иногда просто потому, что силенок, ловкости не хватает. А ни остановить, ни подсказать, ни подстраховать некому - только что мы об этом говорили. Что касается компьютера, то «ограничить» - это значит отнять, лишить. Это вызывает противодействие. Грамотнее предложить альтернативу. Еще грамотнее - использовать компьютер как инструмент, с помощью которого можно в чем-то заинтересовать, сделать что-то вместе, причем такое, что требует активности. Увидели самодельную лодку - построим по чертежам, поплывем. Дети хорошо воспринимают, когда любая теория подтверждается практикой, делом. Я сторонник того, чтобы учить ребят вещам бойскаутским, походным, которые реально способны защитить, помочь справиться со сложной ситуацией вне дома. Раньше этим хоть сколько-то занимались пионерские лагеря. Теперь - это забота родителей. 

- Ну, это вряд ли. Уже выросло поколение родителей, которые сами привязаны к компам, физически плохо развиты, дать в этом смысле способны детям мало. 

- Пожалуй. Но начинать никогда не поздно. Было бы желание. И место. Вот где учить ребенка навыкам самозащиты, каким-то практическим вещам? Во дворе пятиэтажки, что ли? Для городов это проблема. И поэтому актуальна идея центров, похожих на экстрим-парки. На их базе организовать в выходные двухдневный обучающий курс для детей и родителей. С инструктором, который расскажет, покажет, а потом попросит без компаса определить, где север, где юг и с одной спичкой разжечь костер. Потому что знание - не то, что ты увидел и прочитал. Знание - то, чем ты можешь воспользоваться. Мне знакомый, когда я учился водить машину, говорил: «Игорь, чтобы ездить, надо ездить...» А еще мой жизненный опыт, который я никому не навязываю, говорит: обучайся вместе с ребенком. Только на собственном примере будет работать система обучения. 

- Игорь Викторович, мы все время говорим о силе тела, как с этой стороны обезопасить ребенка. А о силе духа и сознательности поговорим? Почему дети бросают того, кто в опасности. Убегают домой, и пока они молчат, случается непоправимое. Раньше нас учили: сам погибай, а товарища выручай.

- Скажу вам как врач, в минуту крайней опасности даже взрослый человек в первую очередь думает о спасении самого себя или очень близкого человека. Ребенок - тем более. Сознание еще незрелое, чтобы он четко расписал себе поведение, последствия. Почему молчат? Пошел без спроса в запретное место, очень боится гнева родителей. Если в семье любая острая ситуация разбирается бесконфликтно, с конструктивными выводами, он бы сказал.

То есть у нас, родителей, не всегда хватает ума и выдержки, чтобы наказание, если оно заслужено, все-таки было адекватно проступку. Но мы же ругаем с запасом, чтобы в следующий раз неповадно было. А ребенок в следующий раз просто затаится. 

- Зайду с другой стороны. Все-таки незрелость - это про маленьких. Вот вы конкретно взрослым сыновьям, которых наверняка научили быть выносливыми, ловкими, умелыми, говорили, что они в случае опасности должны думать не только о себе, но и о других, более слабых?

- Впрямую нет. Тем более что такие решения человек в экстремальном положении принимает сам. Но его поступок будет итогом всего, что в него вложено в первую очередь родителями. А нравоучения сами по себе здесь мало что дадут. Если к пяти годам ты ребенка не воспитал, а к семнадцати не научил, то к сорока годам ему в голову уже ничего не поместится. 

- Вывод: детьми надо заниматься. Быть рядом. Учить. Учиться самим. Учиться вместе с ними. Не фальшивить, чтобы доверяли. Так? Не перебор? Мне кажется, нами столько не занимались, все шло как-то само. 

- Ну, про изменившуюся жизнь мы уже говорили. А в остальном, думаю, вы ошибаетесь. Вас направляли. Говорили: подруги на секции, а ты почему дома. Вечер поэзии в школе, тебе стоит выступить, хорошо получится... Этими элементами, подшлепочками, а не лобовыми приказаниями и толчками в спину задается направление. Это лепка, малые движения. Тебя не в штамповочную машину загоняют, а потихонечку, аккуратненько отделывают, в этом и ценность ручной работы. Чем чаще и больше к ребенку прикасаешься, тем он уникальнее формируется как личность. И главное - он же считает, что всего добивается сам. В этом высший родительский пилотаж. Когда ты учишь, как жить, это не всегда воспринимается. А вот когда ты подводишь к пониманию, как жить, - совсем другое дело.

- И когда твой собственный пример еще есть..

- Ну да. При этом иногда надо не стеснятся и ошибки свои в качестве примера демонстрировать. Тоже работает. 

- Напоследок о том, с чего начали. О гаджетах - навигаторах, сигналках и прочем, что современные папы и мамы любят использовать для безопасности детей. Как все-таки  относитесь к их спасительной миссии?

- Я - за. Но они должны быть дополнением к умениям ребенка. Чтобы не получилось - телефон выключился, и ваш сын совершенно растерялся, дезориентирован. А в остальном - почему нет.  

Досье «НГ»

Игорь Василенко родился в Рудном, в 1963 году. Среднее образование получил в Караганде, после школы работал электрослесарем. Затем окончил Карагандинский мединститут, во время учебы подрабатывал на скорой помощи. Психиатр-нарколог, психотерапевт. С 1987 года до сих пор живет и работает в Костанае. В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1999-го работает в качестве эксперта по наркомании, технического советника для программ IHRD, UNODC и т. д. в Азии и Европе.

С 1997 года параллельно с медициной работает в НПО «Помощь». Занимается восточными единоборствами, сноубордингом, виндсерфингом, спортивным пейнтболом, тренирует и выступает как спортсмен.


  • Рейтинг: 4.71
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.71 (голосов 14)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

007
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 19.07.17 - 23:44 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Правильные вещи Игорь говорит. Прислушивались бы еще.

§ Солнышко
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»
Солнышко


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1255
Регистрация: 24.08.09
Отправлено: 20.07.17 - 15:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Абсолютно согласна с И. Василенко.
Профайл

Бывалый
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 20.07.17 - 15:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Я тоже согласен со всеми кто согласен!
)))))
Валентин, теперь твоя очередь.

Таня
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 13:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

§ Victor Yang
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»
Victor Yang


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 10934
Регистрация: 08.08.10
Отправлено: 21.07.17 - 14:13 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Таня:
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

Тут всё индивидуально. Дочь просто разбалована, а запретами и заставляниями ничего не добьешься. Факторов много - и личный пример, и окружение, и самооценка.
Профайл

Бывалый
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 14:27 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Таня:
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

Просто у вас в детстве ноута не было.

SS
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 15:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Victor Yang:
Дочь просто разбалована,

Цитата:
Бывалый:
у вас в детстве ноута не было.

Просто МАМА ТАНЮ неправильно воспитала.Иначе бы, ТАНЯ знала, что детей нужно воспитывать в детском возрасте,а не в подростковом? Как говорится-что посеешь,то и пожнёшь! Ну а теперь ТАНЕЧКА не плачь. Твой мяч в речке не утонет. Т.е. я хочу сказать,и Танина доча устроится в жизни нормально.Не стоит делать трагедию.
:lol:




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 38
Пользователей: 0
Всего: 38

Вы гость здесь
^ Наверх