Рубрики газеты
Форум
Menden1968
Лепешки и коньяк с видом на Арарат
...насчёт коньяка,в Европе вы ненайдёте напиток коньяк Арарат, а вот бренди Арарат пажалуйста.И делаем выводы.
13.11.18 02:55
Menden1968
Дом для сирот?
Надо бы деплутатам озаботиться новый знак-наклейку на авто и дома законодательно. СИРОТА чтоб никто не сомневался ...простой СИРОТА не внушительно а вот если АКИМ СИРОТА это уже будет сила как ни...
13.11.18 02:31
Menden1968
Совет по этике Костанайской области признал поселкового акима виновным в бездействии по организации общественных работ для осужденного
Коваленко за мелкое хищение на 60 часов, также предлагаю привлечь Сабирбаева на 60часов за дискредитацию государственной службы, в двоём будет веселей и вместе подумают , это будет по...
13.11.18 02:07
maxsaf
Ваши вопросы редакции и сообществу
Последнее видео во флуде нормально показывает
13.11.18 01:28
Медный
Ваши вопросы редакции и сообществу
Доброго времени. Подскажите что случилось с добавлением видео? не отображается интерактивный элемент (как будто не добавлял) при редактировании код виден :-x
13.11.18 01:08
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

«Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»

Галина КАТКОВА

Как подготовить детей к опасностям жизни - ищем и находим ответы на вечные вопросы 

В эксперты по теме, которая особенно актуальной становится во время летних каникул, мы пригласили Игоря ВАСИЛЕНКО. Не только потому что психотерапевт, кандидат медицинских наук, но и потому что Василенко - отец двух взрослых сыновей и одного маленького, то есть родительские доспехи у него не запылились. Кроме того, в секторе НПО много лет работал с трудными подростками - приобщал к спорту, отучал курить, показывал в том числе на своем примере, какой классной может быть жизнь без пьянки, сигарет и наркоты... Короче, мы выбор сделали. А Василенко от роли эксперта отказался, точнее - от трибуны ментора. Сказал, что 100-процентно подходящих для всех рецептов дать не может, другое дело - просто оттолкнуться от собственного опыта. На том и порешили. 

Игорь Василенко костанай

- Игорь Викторович, у меня есть знакомая. Ребенку - 6 лет. До сих пор ни шагу на улице не делает без сопровождения. Перед школой родители задумали снабдить его часами с чем-то вроде GPS-навигатора. Боятся отпускать просто так. А я знаю ребенка - нормальный, веселый, адекватный. Неужели действительно так страшна стала жизнь для детей? 

- Она стала другой. Опасности же бывают разные. Остались прежние стройки, глухие дворы, речки с омутами. Добавились новые, техногенные. То же обилие транспорта здесь может быть примером. Но есть еще одно важное изменение - больше нет коллективной ответственности за детей. Помните, тетушек-бабушек советских времен, которые с дворовых лавочек присматривали за всей гуляющей малышней? Дети знали, что в случае чего можно кинуться к любому взрослому человеку, да и окружающие реагировали на уличные потасовки, хулиганские выходки. Сейчас не так. Ну или не совсем так. И изменения естественные: мы хотели рынка, свободы - мы их получили. Но теперь каждый сам за себя. Общество стало более индивидуалистичным. Люди много работают, заняты, темп жизни ускорился. И все это предполагает большую ответственность каждого за себя.

И еще одно наблюдение. Детские-то коллективы, те самые дворовые компании, тоже почти исчезли. А в них была своя иерархия, в которой ты осваивал сложности самостоятельной жизни поэтапно. Ты собирался лезть на дерево, а кто-то из пацанов постарше тебе говорил:  рано, щегол, давай пока на эту лесенку. И прыгать с этой крыши рано, бери пониже. Я упрощаю, конечно, но по сути было примерно так.

Ну и третий момент, вытекающий из двух первых. Прежде дети физически были развитее.  На улице было больше игр, живых, а не компьютерных. Соответственно, ребенок был более мобильный. Под мобильностью я понимаю то, что он бегал, прыгал, мог элементарно убежать от опасности. И понимал, что такое настоящий движущийся объект - тот же автобус и кто такой посторонний дяденька. А сейчас порой его представления о жизни - это компьютерные монстры и движущиеся на мониторе картинки. 

- Ограничить пользование компьютером, взять за плечи и вытолкнуть во двор?

- Сейчас ребята травмируются иногда просто потому, что силенок, ловкости не хватает. А ни остановить, ни подсказать, ни подстраховать некому - только что мы об этом говорили. Что касается компьютера, то «ограничить» - это значит отнять, лишить. Это вызывает противодействие. Грамотнее предложить альтернативу. Еще грамотнее - использовать компьютер как инструмент, с помощью которого можно в чем-то заинтересовать, сделать что-то вместе, причем такое, что требует активности. Увидели самодельную лодку - построим по чертежам, поплывем. Дети хорошо воспринимают, когда любая теория подтверждается практикой, делом. Я сторонник того, чтобы учить ребят вещам бойскаутским, походным, которые реально способны защитить, помочь справиться со сложной ситуацией вне дома. Раньше этим хоть сколько-то занимались пионерские лагеря. Теперь - это забота родителей. 

- Ну, это вряд ли. Уже выросло поколение родителей, которые сами привязаны к компам, физически плохо развиты, дать в этом смысле способны детям мало. 

- Пожалуй. Но начинать никогда не поздно. Было бы желание. И место. Вот где учить ребенка навыкам самозащиты, каким-то практическим вещам? Во дворе пятиэтажки, что ли? Для городов это проблема. И поэтому актуальна идея центров, похожих на экстрим-парки. На их базе организовать в выходные двухдневный обучающий курс для детей и родителей. С инструктором, который расскажет, покажет, а потом попросит без компаса определить, где север, где юг и с одной спичкой разжечь костер. Потому что знание - не то, что ты увидел и прочитал. Знание - то, чем ты можешь воспользоваться. Мне знакомый, когда я учился водить машину, говорил: «Игорь, чтобы ездить, надо ездить...» А еще мой жизненный опыт, который я никому не навязываю, говорит: обучайся вместе с ребенком. Только на собственном примере будет работать система обучения. 

- Игорь Викторович, мы все время говорим о силе тела, как с этой стороны обезопасить ребенка. А о силе духа и сознательности поговорим? Почему дети бросают того, кто в опасности. Убегают домой, и пока они молчат, случается непоправимое. Раньше нас учили: сам погибай, а товарища выручай.

- Скажу вам как врач, в минуту крайней опасности даже взрослый человек в первую очередь думает о спасении самого себя или очень близкого человека. Ребенок - тем более. Сознание еще незрелое, чтобы он четко расписал себе поведение, последствия. Почему молчат? Пошел без спроса в запретное место, очень боится гнева родителей. Если в семье любая острая ситуация разбирается бесконфликтно, с конструктивными выводами, он бы сказал.

То есть у нас, родителей, не всегда хватает ума и выдержки, чтобы наказание, если оно заслужено, все-таки было адекватно проступку. Но мы же ругаем с запасом, чтобы в следующий раз неповадно было. А ребенок в следующий раз просто затаится. 

- Зайду с другой стороны. Все-таки незрелость - это про маленьких. Вот вы конкретно взрослым сыновьям, которых наверняка научили быть выносливыми, ловкими, умелыми, говорили, что они в случае опасности должны думать не только о себе, но и о других, более слабых?

- Впрямую нет. Тем более что такие решения человек в экстремальном положении принимает сам. Но его поступок будет итогом всего, что в него вложено в первую очередь родителями. А нравоучения сами по себе здесь мало что дадут. Если к пяти годам ты ребенка не воспитал, а к семнадцати не научил, то к сорока годам ему в голову уже ничего не поместится. 

- Вывод: детьми надо заниматься. Быть рядом. Учить. Учиться самим. Учиться вместе с ними. Не фальшивить, чтобы доверяли. Так? Не перебор? Мне кажется, нами столько не занимались, все шло как-то само. 

- Ну, про изменившуюся жизнь мы уже говорили. А в остальном, думаю, вы ошибаетесь. Вас направляли. Говорили: подруги на секции, а ты почему дома. Вечер поэзии в школе, тебе стоит выступить, хорошо получится... Этими элементами, подшлепочками, а не лобовыми приказаниями и толчками в спину задается направление. Это лепка, малые движения. Тебя не в штамповочную машину загоняют, а потихонечку, аккуратненько отделывают, в этом и ценность ручной работы. Чем чаще и больше к ребенку прикасаешься, тем он уникальнее формируется как личность. И главное - он же считает, что всего добивается сам. В этом высший родительский пилотаж. Когда ты учишь, как жить, это не всегда воспринимается. А вот когда ты подводишь к пониманию, как жить, - совсем другое дело.

- И когда твой собственный пример еще есть..

- Ну да. При этом иногда надо не стеснятся и ошибки свои в качестве примера демонстрировать. Тоже работает. 

- Напоследок о том, с чего начали. О гаджетах - навигаторах, сигналках и прочем, что современные папы и мамы любят использовать для безопасности детей. Как все-таки  относитесь к их спасительной миссии?

- Я - за. Но они должны быть дополнением к умениям ребенка. Чтобы не получилось - телефон выключился, и ваш сын совершенно растерялся, дезориентирован. А в остальном - почему нет.  

Досье «НГ»

Игорь Василенко родился в Рудном, в 1963 году. Среднее образование получил в Караганде, после школы работал электрослесарем. Затем окончил Карагандинский мединститут, во время учебы подрабатывал на скорой помощи. Психиатр-нарколог, психотерапевт. С 1987 года до сих пор живет и работает в Костанае. В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1999-го работает в качестве эксперта по наркомании, технического советника для программ IHRD, UNODC и т. д. в Азии и Европе.

С 1997 года параллельно с медициной работает в НПО «Помощь». Занимается восточными единоборствами, сноубордингом, виндсерфингом, спортивным пейнтболом, тренирует и выступает как спортсмен.


  • Рейтинг: 4.71
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.71 (голосов 14)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

007
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 20.07.17 - 00:44 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Правильные вещи Игорь говорит. Прислушивались бы еще.

§ Солнышко
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»
Солнышко


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 1275
Регистрация: 24.08.09
Отправлено: 20.07.17 - 16:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Абсолютно согласна с И. Василенко.
Профайл

Бывалый
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 20.07.17 - 16:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Я тоже согласен со всеми кто согласен!
)))))
Валентин, теперь твоя очередь.

Таня
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 14:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

§ Victor Yang
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»
Victor Yang


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 11027
Регистрация: 08.08.10
Отправлено: 21.07.17 - 15:13 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Таня:
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

Тут всё индивидуально. Дочь просто разбалована, а запретами и заставляниями ничего не добьешься. Факторов много - и личный пример, и окружение, и самооценка.
Профайл

Бывалый
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 15:27 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Таня:
Мне в детстве мама действительно советовала куда стоит пойти и чем заняться, и я, как ни странно, слушалась. Почему же моя 15-летняя дочь ничего не хочет слушать? Сидит в ноуте до посинения. У нее развилось неправильное положение тела, я всеми правдами пыталась заставить ее пойти заниматься плаванием, но не смогла! И уверяла, и заставляла, и объясняла, что это ее здоровье и тд. Не слушается, злится и страдает, когда я запрещаю ноутбук.

Просто у вас в детстве ноута не было.

SS
Re: «Если к 5 годам не воспитал, а к 17 не научил...»




Отправлено: 21.07.17 - 16:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Victor Yang:
Дочь просто разбалована,

Цитата:
Бывалый:
у вас в детстве ноута не было.

Просто МАМА ТАНЮ неправильно воспитала.Иначе бы, ТАНЯ знала, что детей нужно воспитывать в детском возрасте,а не в подростковом? Как говорится-что посеешь,то и пожнёшь! Ну а теперь ТАНЕЧКА не плачь. Твой мяч в речке не утонет. Т.е. я хочу сказать,и Танина доча устроится в жизни нормально.Не стоит делать трагедию.
:lol:




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
Сейчас на сайте
Гостей: 45
Пользователей: 0
Всего: 45

Вы гость здесь
^ Наверх