Забор как способ уйти от проблем

Евгений ШИБАРШИН

Почему не утихают страсти по поводу ограждения автовокзала Костаная? 

О некоторых странностях на территории Костанайского автовокзала местная пресса начала писать еще в 2015 году. Пассажиры жаловались, что к зданию вокзала невозможно подъехать, да и подойти проблематично. Администрация автовокзала тогда объясняла ситуацию вынужденными мерами, которые проводились в рамках антитеррористических мероприятий. Прошло два года, а жалобы продолжаются. Чтобы разобраться в ситуации, «НГ» решила еще раз вернуться к этой теме. 

«Это издевательство над людьми» 

Костанаец Владимир ЖУК, позвонивший в редакцию «НГ», считает, что ограждение, сооруженное вокруг автовокзала для обеспечения безопасности, не обязательно.

- Я когда-то работал в правоохранительных органах и считаю, что достаточно тех полицейских, которые там постоянно дежурят, - считает Жук. - У меня дочь живет в поселке, поэтому часто приходится к ней ездить. Раньше была остановка напротив автовокзала, по ул. Карбышева, а теперь ее сделали там, где у городских автобусов отстой. Это гораздо дальше, и проход там к вокзалу такой, что как будто идешь через какие-то полицейские терминалы.

Схема подхода к автовокзалу Костаная после переноса конечной остановки 

Ирина ЩЕРБАКОВА по этому поводу решила выразить свое возмущение акиму Костаная Базылу Жакупову, отправив письмо на блог руководителя области.

- На машине туда не проехать, хотя есть хорошая парковка на территории автовокзала, - пишет Щербакова. - Да и люди на сегодняшний день должны обходить с сумками, маленькими детьми, родителями-стариками километра полтора вокруг автовокзала, чтобы попасть на его территорию. Это же издевательство над людьми. Ни в одном городе такого беспредела нет.

Попробовал на себе. Место для парковки нашел только возле одного из магазинов по ул. Карбышева. Метров 200 до автовокзала. Самый близкий «пятачок» - возле шлагбаумов, открывающих проезд на территорию автовокзала междугородним автобусам. Он забит таксистами, которые «ловят» там своих клиентов. Рядом - большая площадка, отданная акиматом в пользование автобусникам ТОО «TTS». Но это решение погрязло в судебных тяжбах, поэтому проезд туда перекрыт и место пустует. К нему примыкает асфальтированная площадка, куда с 1 июня 2017 года и перенесли остановку по ул. Карбышева, находившуюся рядом со зданием автовокзала.

Кстати, с тех пор прошло больше месяца, однако на моих глазах несколько автобусов маршрута № 13 там останавливались и высаживали пассажиров. Те шли вдоль забора и, минуя шлагбаум, попадали на территорию автовокзала.

На прежней автобусной остановке по ул. Карбышева ко мне подходит мужчина средних лет:

- Приехал на машине, поставил ее на стоянке, возле СТО, а как теперь попасть на автовокзал?

Оценив расстояние до шлагбаума, махнул рукой и, несмотря на возраст, полез через забор.

Останавливались некоторые автобусы и на уже отмененной остановке, расположенной через дорогу. Туда по-прежнему с автовокзала тянулись люди. Перехожу туда. Несколько человек подошли и спросили: как отсюда уехать в город? Показываю, где сейчас находится остановка. Кто-то пожимает плечами и молча уходит, а одна женщина не выдержала:

- Когда у нас прекратят издеваться над людьми? Почему в автовокзале не сообщают, где теперь остановка городских автобусов? 

Автовокзалу так удобнее

После этих наблюдений встретился с и. о. директора ТОО «Костанайский автовокзал» Галимом ОМАРОВЫМ, которому и переадресовал вопросы пассажиров.

- Мы везде повесили таблички, указывающие выход на привокзальную площадь, - ответил руководитель автовокзала. - Все знают, что именно на привокзальной площади всегда находится остановка городских автобусов.

Констатация факта, что есть «недогадливые» люди, Омарова не убедила. Он считает, что все дело в привычке. Пройдет время, все забудут, где остановка находилась раньше, и больше подобных вопросов задавать не будут.

- К нам тоже приходят люди с возмущением по поводу установленного забора, - добавил Галим Омаров. - Мы их понимаем. Но мы выполняем требования, которые нам предъявляют КНБ и ДВД по предотвращению терактов. Вход на территорию автовокзала и выход должен быть один, чтобы его можно было контролировать.

Но какая необходимость огораживать все пространство перед главным входом в автовокзал? И почему бы забор не примкнуть к углам фасадной стороны здания? Ведь при таком варианте за пределы ограждения можно вывести асфальтированные площадки, которые раньше использовались для стоянок такси и личного автотранспорта. Омаров ответил, что это решение принимали учредители ТОО, и подчеркнул, что территория находится в частной собственности ТОО, поэтому ее ограждение не противоречит земельному законодательству.

Один из учредителей ТОО «Костанайский автовокзал» - Куаныш ОМАРОВ - тоже сослался на Земельный кодекс и добавил, что названные площадки они огородили, чтобы использовать в своих целях.

- Сейчас там останавливаются для отстоя междугородние автобусы, но в дальнейшем планируем там посадку на маршрутные такси, - пояснил Куаныш Омаров. - Если их вывести за ограду, их загадят, город убирать их все равно не будет. Заставят нас. Поэтому мы сейчас имеем возможность поддерживать там порядок.

Что касается проблем, которые возникли для их клиентов, то, по его оценке, это результат неправильных действий городского акимата.

- Территория, которую отдали ТТS, должна быть привокзальной площадью, - считает соучредитель ТОО «Костанайский автовокзал». - Там можно сделать автобусные остановки, которые находились бы на таком же расстоянии от автовокзала, что и бывшие остановки по ул. Карбышева. А место, где сейчас их сделали, отвести под стоянку такси и приезжающих легковых машин.

Идея разумная. Вопрос только в том, почему она только сейчас вышла наружу? Тут мы вступаем в область догадок.

Когда отдавали ТТS этот земельный участок, власти действовали по уже накатанной схеме формирования конкурентной среды. Создавая, таким образом, механизм сдерживания цен на услуги. Такая же задумка, очевидно, была, когда в городах выделяли участки для рядом стоящих АЗС и аптек конкурирующих предприятий. Эффект от такого подхода оказался мизерным. А в нашем случае люди получили только проблемы. 

А что же местная власть?

После того как 1 июня автобусные остановки с ул. Карбышева перенесли на место кратковременной стоянки городского пассажирского автотранспорта для отдыха водителей, руководители этих предприятий отправили письмо акиму Костаная и прокурору города. Они выражали беспокойство по поводу сведения в одно место высадки и посадки пассажиров городских автобусов и отстоя автобусов, считая это несовместимым. Прежде всего потому, что такой подход создает неудобства пассажирам.

Вначале ответил и. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ, который отписался тем, что на той площадке обозначили места работы с пассажирами и для стоянки автобусов.

Но водители продолжают утверждать, что там постоянное скопление автобусов и опасность, что кто-то попадает под колеса, возросла.

- Отсюда до автовокзала очень далеко, а люди идут с тяжелыми сумками, часто - с маленькими детьми, - говорит один водителей. - Поэтому, когда они просят остановиться на старой остановке, некоторые идут им навстречу.

Второй ответ из акимата получил один из авторов письма - директор ТОО «Жарык Жол - 1» Виктор Мущинский. Его подписал заместитель акима Костаная Олжас Нургалиев. От ответа Тарасова он отличается лишь ссылкой на то, что территория автовокзала находится в частной собственности, и в заключение делается вывод, который в качестве образца бюрократического подхода к обращениям граждан лучше опубликовать полностью:

- В целях обеспечения беспрепятственного и безопасного движения пассажиропотока были приняты меры по перенесению и обустройству остановки по ул. Карбышева. Перенос конечного остановочного пункта автобусных маршрутов под названием «Автовокзал» с проезжей части улицы Карбышева на прежнее место площадки бывшей городской площади, примыкающей непосредственно к территории автовокзала г. Костаная.

Несколько раз я пытался по телефону попросить Олжаса Жомартовича пояснить «мысль», под которой он поставил свою подпись, но так и не удалось. Преодолеть фильтр, который наши государственные начальники выстроили в виде приемных и пресс-служб,  оказалось непросто.

Странная получается ситуация. Вокруг автовокзала поставили забор, какого нет  ни у железнодорожного вокзала, ни у аэропорта, где тоже приняты антитеррористические меры. По поводу его эффекта для обеспечения безопасности есть большие сомнения, но люди уже второй год мучаются, а у городских властей ничего другого не находится, как только ссылаться на «священность» частной собственности.

Разбираясь в причинах сложившейся ситуации, мне пришлось услышать разные версии. Одни говорят о возможной коррупции, другие подозревают, что причина в конкурентной борьбе. То, что там столкнулись разные интересы бизнеса, это очевидно. Но тогда кому, как не местной власти, погасить этот конфликт, а не загораживаться от проблемы забором. Так, чтобы граждане, пользующиеся услугами автоперевозчиков, не страдали.

А теперь включим фантазию и представим, что думают о Костанае люди, которые начинают знакомство с городом, приехав на автовокзал.