Европа глазами казахстанского студента

Айгуль МУСТАФИНА

Как за 8 дней посмотреть 8 европейских городов за 180 евро 

Почти полночь. Мы с сокурсницей стоим на трассе, на выезде из нидерландского городка Утрехт, и пытаемся доехать автостопом до Парижа или до Брюсселя. Всего несколько часов назад мы находились в Амстердаме, спокойно дожидались машины до Парижа (места мы забронировали и оплатили заранее), и я уже предвкушала неспешную вечернюю прогулку по Елисейским полям. Однако следовать своему плану нам не удалось - в какой-то момент все полетело к чертям…

 

 Ах, Сена, Сена!

Теперь все по порядку. Начну с того, что я приехала в Польшу в середине февраля по программе академической мобильности. Мне предстояло провести в городе Лодзи четыре месяца. Грех было не использовать возможность свободно передвигаться по Евросоюзу, тем более что пасхальные выходные длятся целую неделю. В это время обычно оживленный студенческий городок пустует: все его обители разъезжаются кто куда. Вот и мы с моей сокурсницей Айкумис решили устроить себе евротур. Билеты  на автобус покупали за три недели до поездки - так дешевле. Наш маршрут выглядел так: Лодзь - Берлин - Амстердам - Париж - Мюнхен - Вена - Прага. Предстоял недельный трип в режиме нон-стоп.

Лодзь - Берлин

В ночь с 11 на 12 апреля мы тронулись в путь с лодзинского вокзала. Автобус был полупустой, поэтому мы смело заняли по два сиденья, разулись, свернулись калачиком и сладко проспали до Берлина. Ехали примерно семь часов. В Берлине начинался серый пасмурный день. Вооружившись картой, мы отправились изучать город. Главной целью был, конечно, Рейхстаг. Если верить карте, топать до него нужно было 4 километра. «За час дойдем», - уверенно произнесла я. Сказано это было в 9 часов утра.

 

Вход Бундестаг бесплатный, посещение нужно бронировать за несколько дней вперед

Вначале наш путь пролегал по улице Кайсердам. Пешеходам здесь не дают расслабиться - зеленый сигнал горит недолго, дорогу нужно перебегать. Более или менее освоившись с тактикой поведения на дорогах, мы свернули на Шлосштрассе и вышли к Шарлоттенбургскому дворцу. Подойти близко к сооружению не удалось - шла реставрация. Полюбовавшись дворцом из-за ворот, прочитали историю его сооружения: он был построен в конце 17-го века в качестве подарка прусского короля Фридриха I своей супруге Софии Шарлотте.

 

Именно с этого места берет начало история прусского города Шарлоттенбург

В десяти минутах ходьбы - ратуша Шарлоттенбург. Издалека здание напоминает готический собор. Однако подойдя ближе, понимаешь, что готики в этом сооружении мало. Построена она в начале 20-го века, хотя выглядит довольно старинной из-за каменной облицовки. На фасаде - скульптуры ремесленников. Здесь располагается библиотека, а также администрация округа Шарлоттенбург-Вильмерсдорф. Мы спокойно зашли в здание - никаких турникетов и охранников, поднялись по каменной лестнице, побродили по просторным холлам, сфотографировались с портретом королевы Софии Шарлотты и отправились дальше.

 

Памятник Отто фон Бисмарку находится неподалеку он колонны Победы

Тиргартен - оазис тишины и спокойствия в центре мегаполиса

Колонна Победы - одна из знаменитых достопримечательностей Берлина наряду с Рейхстагом и Бранденбургскими воротами. Символ победы Пруссии в войне с Данией строили 10 лет во второй половине 19-го века. На вершине установлена позолоченная скульптура богини Виктории. На высоте чуть более 50 метров - обзорная площадка, куда можно подняться по винтовой лестнице. Очередь была огромная, и мы направились в парк Тиргартен. Парк потрясающий: извилистые дорожки, деревья, окунающие свои ветви в тихие пруды. Здесь забываешь о времени и о том, что находишься в центре мегаполиса.

 

Возле Бранденбургских ворот, как правило, проводятся фестивали и массовые гуляния

 

Бельвю - резиденция федерального президента Германии. 

Дворец Бельвю - резиденция федерального президента Германии. Довольно скромное здание без изысков, огражденное невысоким и «прозрачным» забором. На лужайке перед дворцом туристы фотографируются стоя, сидя и даже лежа. Здесь даже можно устроить пикник и никто не сделает замечания.

К двум часам дня мы наконец дошли до Рейхстага. Здание Парламента осаждали толпы туристов. Попасть внутрь мы не смогли - визит нужно бронировать заранее. Перекусив на свежем воздухе в ближайшем парке, пошли к Бранденбургским воротам. А вот до Берлинской стены мы не дошли. Начался дождь, темнело, и мы решили вернуться в автовокзал. Автобус в Амстердам отправлялся через три часа. Прохожие, у которых мы пытались узнать дорогу, доставали телефоны, гуглили маршрут и каждый раз выдавали новые версии. В конце концов мы купили универсальные билеты (с ними можно ездить на всех видах транспорта в течение двух часов) за 2,8 евро и поехали на автовокзал. Метро чистое, бесшумное, комфортабельное, вагоны оборудованы туалетом, что показалось нам настоящей диковинкой.

Берлинский автовокзал маленький и грязный. Но нам не было скучно - мы стали свидетелем пранкер-шоу. В какой-то момент в зал ожидания вошла особа в сумасшедшем макияже, умопомрачительно высоком парике, бархатном платье в пол, огромные перстни на пальцах. Было ощущение, что она попала сюда прямиком со сцены театра. Присмотревшись, я поняла, что это мужчина. Он вышагивал вперед и назад по залу ожидания, цокая каблуками и катя за собой чемодан. Затем раздался ужасный грохот - мужчина потерял сознание. При падении парик слетел с его головы. На помощь к нему устремились несколько человек. Они подняли его и усадили на скамейку. Буквально через пять минут появились медики, которые забрали «пострадавшего» с собой. Мы с Айкумис посчитали, что таким образом людей проверили на предмет терпимости к представителям ЛБГТ-сообщества.

В автобусе опять были свободные места, и мы доехали до Амстердама так же, как в прошлую ночь. 

Голландия и дорога

Столица Нидерландов влюбила нас в себя с первого взгляда - каналы, пароходы, парки, цветы, аутентичная архитектура и море велосипедистов.  Велосипед в Амстердаме - не средство развлечения, а транспорт, на нем добираются до работы, отвозят детей в детский сад, ездят за продуктами. Крутят педалями все: студенты, офисные работники и работницы на высоченных каблуках, женщины в хиджабах. Двух-, трехлетние карапузы ездят, отталкиваясь ножками от земли, на двухколесных велосипедах без педалей. В общем, Амстердам - это рай для велосипедистов. А еще здесь популярны крохотные одно- и двухместные электрокары. Мне они показались крайне непрактичными - в кабине тесно, никого не подвезешь, багажник тоже не нагрузишь. Они настолько маленькие, что им разрешено ездить на велосипедных дорожках. Разглядывая одного из этих малышей, Айкумис засмеялась: «Пусть теперь кто-нибудь попробует сказать, что мой «матиз» маленький».

 

Электрокары - воплощение европейской экономности

 

Перекрестки Амстердама проезжают одновременно несколько десятков велосипедистов

В Амстердаме мы впервые опробовали каучсерфинг, который помогает путешественникам гостить у местных жителей. Принцип действия прост: выбираешь пункт назначения, находишь местных хостов и отправляешь сообщения наиболее приглянувшимся. Так мы вышли на нашего Брендана, у которого гостили два дня. Он оказал нам необычайное доверие и гостеприимство: оставил ключи, дал полную свободу действий, а сам ушел на работу. Брендан работает сантехником. Он единственный сантехник на моей памяти, который с нескрываемой гордостью говорит о своей работе. При этом Брендан очень начитанный, такое количество книг я больше ни у кого не видела. У нашего хоста две дочери: Софии - 12 лет, Анне - 10. Семья Брендана увлекается скалолазанием, выходные они проводят на скалодроме.

 

 Благодаря своеобразной архитектуре улицы Амстердама имеют неповторимый облик

В благодарность за гостеприимство мы решили угостить Брендана в первый день пирожками, во второй - баурсаками и пловом. Судя по аппетиту, наша стряпня пришлась ему по душе. Мы обсудили многое: историю, политику, культуру. Брендан был крайне удивлен, узнав, что при огромной территории население Казахстана составляет чуть более 18 миллионов человек.

Дни в Амстердаме пролетели как мгновение. Мы увидели музей Ван Гога, прошлись по роскошным залам королевского дворца Амстердама, где проходят коронации и официальные приемы (цена на входной билет и аудиогид для студентов - 9 евро), погуляли в Вондель парке, слушали игру уличных музыкантов, ловили запах марихуаны, проходя мимо многочисленных кофешопов. Пробовать знаменитые «веселые» кексы мы не стали - нам и без них было хорошо.

 

Лужайка перед музеем Ван Гога - излюбленное место амстердамских студентов

На третий день утром мы попрощались с Бренданом, взяв с него обещание, что он приедет к нам в гости, закинули на спины рюкзаки и отправились на центральный вокзал Амстердама. Оттуда в два часа дня мы должны были выехать на машине в Париж. Дошли до вокзала за полтора часа до отправления, начали звонить водителю, чтобы уточнить место встречи. Он не отвечал на звонки и сообщения в мессенджере. Время отправления неумолимо приближалось. Мы не придумали ничего лучшего, как написать на листке бумаги имя водителя и встать в центре вокзала. Он не появился ни в два, ни в полтретьего. Я решила написать гневное письмо администрации сайта, где мы заказывали билеты. И только в этот момент я узнала, что поездка была отменена нашим водителем неделю назад. Деньги нам, конечно, вернули. Однако нужно было что-то предпринимать. Покупать билеты день в день крайне невыгодно - выходит в два, а то и в три раза дороже. Автобусы, что выезжали на следующий день, не подходили по времени - нам нужно было оказаться в Париже как минимум утром следующего дня, чтобы погулять по городу и успеть на автобус до Мюнхена.

 

Благодаря Брендану начало в каучсерфинге у нас задалось

В шесть вечера решили добираться до Парижа автостопом. Мы понятия не имели, в какую сторону ехать, чтобы оказаться на нужной автостраде, и как вообще автостопить. Местный китаец, которому мы объяснили нашу ситуацию, рассказал, как добраться до автострады, и даже хотел дать нам денег на трамвай. Мы вежливо отказались, поблагодарили его и поспешили на остановку.

 

Наши персональные гиды по Парижу

Доехав до окраины города, мы встали на обочине дороги и начали голосовать. Примерно через пять минут остановилась машина. Женщина за рулем предложила отвезти нас до ближайшей автозаправки. Разговорившись с ней, я узнала, что Рина - журналист и продюсер, работает на одном из амстердамских телеканалов. Она ехала с работы домой, в пригород Амстердама. Как и обещала, Рина высадила нас на автозаправке, проехав несколько километров  дальше своего дома.

В 19.30 мы снова голосуем у трассы. Через четверть часа остановилась машина. Молодой мужчина. Он предложил отвезти нас до вокзала Утрехта, чтобы мы смогли купить билеты и поехать дальше. Но оказавшись на вокзале, мы поняли, что из Утрехта добраться в Париж еще сложней, чем из Амстердама. Пока выбирались на трассу, поняли, в каком красивом и чистом месте мы оказались совершенно случайно. В предзакатный час Утрехт выглядел особенно завораживающе: изумрудные лужайки, клумбы с тюльпанами, пруды и каналы с лодками, умиротворяющая атмосфера. В какой-то момент мы пожалели, что купили остальные билеты заранее, иначе с удовольствием остались бы в Утрехте на пару дней.

В десять вечера мы наконец добрались до автобана. Машины проносились мимо со скоростью 120 км/ч. Молодая пара в пикапе предлагает отвезти нас в другое место - на автобане голосовать рискованно. К тому же нас могла заметить местная полиция и выписать солидный штраф. По дороге парень с девушкой пытались отговорить нас от этой затеи или хотя бы отложить ее до утра, они даже предложили нам ночлег. Мы поблагодарили, записали на всякий случай адрес и остались на том месте, куда они нас привезли. Наши новые знакомые не торопились уезжать еще минут 10 - на тот случай, если мы все-таки передумаем.

Почти полночь. Мы все не теряем надежды и продолжаем голосовать, перекусывая на ходу печеньем и йогуртом. Наконец остановилась черная машина. Мы спросили водителя, едет ли он в Брюссель или хотя бы в Бреды. Замешкавшись на мгновение, мужчина ответил, что отвезет нас до Бреды. Мы сели в машину, водитель представился Винсентом. Мы рассказали ему историю наших злоключений (в пятый раз за вечер), спели пару казахских песен. «Еще одна песня - и я отвезу вас в Брюссель», - пошутил Винсент. Он рассказал, что родился и живет в Утрехте, работает архитектором. «Я побывал во многих странах, однако в Казахстан еще не ездил. Теперь обязательно поеду», - пообещал он.

Брюссель - Париж

Вскоре мы доехали до Бреды, тут Винсент заявил на полном серьезе, что отвезет нас до Брюсселя. Происходящее начало напоминать какой-то сюрреалистический сон. Возможно ли, чтобы человек бросил все дела, чтобы отвезти двух совершенно незнакомых девушек в другую страну?

В начале второго мы доехали до северного вокзала Брюсселя. Поблагодарив Винсента раз сто и вручив ему шоколадку «Казахстан» (деньги он категорически отказался брать), мы попрощались с ним. Войдя в здание вокзала, я подошла к двум парням. На мое «Hello!» один из них поднял голову и ответил: «Привет!» Я с изумлением увидела своего соседа по этажу в студенческом общежитии. Рассказывая о своих приключениях, мы между делом забронировали билеты онлайн на ночной автобус до Парижа, который отъезжал через полтора часа.

Едва успели купить билеты, как охранник сообщил, что вокзал закрывается. Мы побрели по ночному Брюсселю в поисках круглосуточного кафе - район вокзала считается одним из самых криминальных и не зря: несколько раз мы натыкались на подозрительные компании, которые что-то выкрикивали нам вслед.

Наконец мы нашли открытое кафе. Нас предупредили, что оно закроется через полчаса. По телевизору гоняли индийские клипы, а весь персонал заведения состоял исключительно из пакистанцев. Как же удивительно жить в эпоху глобализации: сидеть в кафе в Брюсселе, слушать пакистанскую речь и есть картошку фри.

 

Неспешная прогулка по парижским улицам - самое то после утомительного дня

Без десяти три наш автобус отъехал из Брюсселя. Ехать предстояло 4 часа. Мы заняли задние сиденья и постарались уснуть. Еще не было семи, когда наш автобус остановился, и водитель произнес по-немецки: «Добро пожаловать в Париж». Взвалив на плечи рюкзаки, мы отправились знакомиться с Парижем. Триумфальная арка, Елисейские поля, пронзительно голубое небо. Под впечатлением пережитой ночи я все еще не осознавала, что нахожусь в Париже. Невероятно, но усталости не чувствовалось. Мы съели на ходу по яблоку и поспешили на встречу с Алексисом, нашим парижским хостом, у которого должны были ночевать прошлой ночью. Встреча была назначена возле станции метро перед Лувром. Забегая вперед, отмечу, что в легендарный парижский музей мы так и не попали из-за дефицита времени. Алексис пришел вместе со своим другом. Они тут же схватили и потащили наши рюкзаки. Мы пошли в ближайшее кафе, чтобы поговорить за чаем. 

 

Продажа замков - очень прибыльное дело в Париже

 В этом музее собраны редчайшие древнеримские рукописи и произведения искусства

Алексис рассказал нам, что родился и вырос в пригороде Парижа, затем перебрался в город. Он работает в агентстве по трудоустройству. По его словам, в Париже - постоянный спрос на бухгалтеров, официантов и юристов. «У нас шагу нельзя ступить без юристов», - пошутил Алексис. Он удивил нас своей осведомленностью о Казахстане. Потом выяснилось, что пять месяцев назад он ездил в Алматы - там живет дядя Алексиса, который уже 27 лет работает в местной языковой школе. Наш новый знакомый произнес несколько фраз по-русски и добавил: «Сәлем!», сразив нас наповал.

 

С этого расстояния горгульи почти не заметны, но стоит подойти ближе…

После этого они провели нас к собору Парижской Богоматери. Увидев Нотр-Дам де Пари еще издалека, я онемела от восторга. Величественное готическое сооружение, воздвигнутое более семи столетий назад, не может не вызывать трепета. А во времена гегемонии церкви собор был призван внушать еще и страх, с чем он блестяще справлялся - чего только стоят горгульи, которые будто бы наблюдают сверху за вами. Внутри собора было темно и мрачно. Мрак этот не мог рассеять дневной свет, струящийся сквозь витражи и окна-розы. После Норт-Дам де Пари мы устремились к главному символу Парижа - Эйфелевой башне. Здесь наши хосты оставили нас одних, обговорив заранее место следующей встречи, они непременно хотели проводить нас до автовокзала.

 

Главный символ Парижа вначале рассматривали лишь как временное сооружение

 «Железной мадам» лучше всего любоваться с обзорной площадки со стороны станции метро Трокадеро. Туристов было море. Любители фотографироваться и «себяшек» (т. е. селфи) отрывались по полной: то пытались уместить Эйфелеву башню на ладони, то «облокачивались» на нее, то «ловили» за макушку. Два часа возле башни пролетели как две минуты.

На метро мы доехали до условленного места (студенческий билет на целый день стоит 4 евро). До встречи оставался час. Мы прогулялись по ближайшим улицам, перекусили денерами собственного приготовления, сидя на лавочке и наблюдая за выступлением паркурщиков.

Алексис пришел на место встречи минута в минуту. Его друг присоединился к нам позже, уже на автовокзале. Проводив нас до автобуса, они стояли до самого отправления и махали нам на прощание. Разложиться на два сиденья в этот раз не удалось. Пытаясь найти удобное положение, мы провертелись до полвторого ночи. Потом водитель автобуса на одной из стоянок, что-то выкрикивая на невероятной мешанине из английского, немецкого и фарси, начал пересаживать пассажиров, и нас в том числе. Он посадил нас с Айкумис вместе на сиденья с откинутыми спинками, и мы наконец уснули, изредка просыпаясь от выкриков водителя «Free toilet! Stop! Fifteen minutes!», которыми он возвещал очередную остановку. Кстати, во время нашего трипа это был единственный автобус, не оборудованный туалетом.

Мюнхен - Вена - Прага

На седьмой день путешествия мы добрались до Мюнхена. Баварский город встретил нас довольно сурово холодным моросящим дождем и ветром. Но мы не изменили своей привычке и отправились изучать город пешком. Через двадцать минут мы были в центре. Наше внимание привлекло огромное каменное здание. Издалека мы приняли его за музей, однако подойдя ближе, поняли, что это какое-то государственное учреждение (точнее, суд, как я выяснила позже). Напротив этого здания по Элизенштрассе находится ботанический сад. Здесь наверняка хорошо гулять в теплую погоду. В центре сада есть красивый фонтан со скульптурой Нептуна. По-немецки его название звучит, как «Нептунбруннер» (фонтан Нептуна). Повелитель водной стихии изображен с трезубцем в руке, а у его ног резвится конь, который словно вздымает столпы воды своими копытами. Вода в фонтане прозрачная и чистая. Наверно, ее можно даже пить. Мы пробовать не стали - и без того было зябко. 

Затем мы посетили знаменитую Фрауенкирхе - церковь пресвятой Марии, чтобы послушать орган, прошлись по Мариенплацу, поглазели на великолепную Новую ратушу, прогулялись по саду Мюнхенской резиденции - дворцового комплекса, принадлежавшего королевской династии Виттельсбахов - правителей Баварии. В резиденции находятся крупнейший музей Мюнхена, несколько картинных галерей, королевские покои - любителям старины и истории будет здесь на что посмотреть.

 

 Каждый день в 11.00 механические скульптуры на фасаде Новой ратуши исполняют мини-спектакли об истории Мюнхена

В целом о Мюнхене у меня осталось впечатление как о чистом и зеленом городе, где ежечасно вечерний воздух наполняется колокольным звоном. С погодой нам, конечно, не повезло - в ясную погоду на горизонте можно увидеть Альпы. По этой причине мы не стали подниматься на Олимпийскую башню - все равно ничего не увидели бы. Хорошее впечатление о Мюнхене не испортили ни дождь, ни двухчасовое пребывание в зале ожидании - грязном и тесном помещении площадью в 30 кв. м.

 

Жители Амстердама стремятся украсить зеленью каждый уголок города

 За Карлскирхе лучше всего наблюдать в предрассветный час - в это время здание красиво по-особенному

Последними пунктами в нашем путешествии были Вена и Прага, где мы провели 5 и 7 часов соответственно. В Вене успели посмотреть одним глазком на Бельведерский дворец, в шесть утра ворота были наглухо закрыты. Если двигаться дальше по Принц Юджин штрассе, можно увидеть памятник советским солдатам, погибшим при освобождении Вены в апреле 1945 года. Почтив память солдат минутой молчания, мы устремились дальше - вглубь города. Наше внимание привлекло сооружение с зеленым куполом, возвышавшееся над окружающими домами. Подойдя ближе, мы прочитали название - Карлскирхе (или церковь святого Карла). Эта католическая церковь не была похожа на виденные мной ранее, где преобладал готический стиль. Карлскирхе построена в стиле барокко (изогнутость линий и много декоративных элементов). Пока мы разглядывали церковь, перед ней полным ходом шли какие-то монтажные работы. И это в семь часов утра! По дороге назад мы встретили еще несколько строительных бригад.

 

В королевском дворце Амстердама начинается история правления всех нидерландских монархов

В Праге свинцовые тучи висели над городом, грозя обрушить на него свое содержимое, холодный ветер едва не отбил у нас желание гулять. Но мы обошли старый город, прошлись по Карловому мосту, поднялись на обзорную площадку перед Пражским градом, где открывается потрясающая панорама Праги - Влтава, изящно огибающая город, красные черепичные крыши домов, зеленые холмы.

 

Гулять по дворцовому саду Резиденции Мюнхена - одно удовольствие

Возвращались на вокзал, когда стемнело. Это необыкновенное время в Праге: зажигаются огни, в летниках включаются электрические светильники, имитирующие языки пламени, туристов становятся еще больше, зазывалы перед ресторанами в самых изощренных костюмах пытаются заманить к себе как можно больше посетителей. Отовсюду слышится русская речь: из сувенирных магазинчиков, пивных, обменников. А еще нам частенько попадались китайские туристы, дружно шагающие с моноподами в руках и рюкзаками за спиной.

Красные кирпичные крыши - одна из главных архитектурных особенностей Праги

Вот таким получился наш самостоятельный евротур. За восемь дней мы посетили восемь городов и потратили по 180 евро. Наш вариант подойдет неприхотливым и выносливым туристам, кому хватает трех-пяти часов, чтобы выспаться, кого не пугают мозоли от бесконечной ходьбы и не страшат четыре дня без душа. Мы вдохновились своим опытом и решили впредь самостоятельно планировать путешествия.