Быстрее не бывает

Рубрики газеты
Форум
KOS77
В Костанайской области вручили ключи владельцам коттеджей, построенных по госпрограмме
Обликоморале: Я знаю людей, которые жильё уже 10 лет с такими расценками снимают)) Тоже есть такие знакомые, больше сотни за двушку в центре ежемесячно отдают, уже несколько лет снимают. Мне...
25.09.17 17:27
Vital
На депутата из Рудного завели дело по статье "Сводничество"
Айгерим: Капец. Я поражаюсь с вас. А твоя подруга типа непонимала куда едит и че там будет делать. Думала что там за красивые глазки деньги будут давать. Че расхныкалась то? Юлю незащищаю. Если...
25.09.17 17:26
drakon
Моя Деревенька и её окрестности.
Обликоморале: За это нам с тобой по красной метке влепили? Прка ты тут свои Танки - демонстрировал- ОК нас одним Ракетным ударом,заставила "кровью" - умыться... :lol: :-o :oops:
25.09.17 17:25
kbkz1980
Моя Деревенька и её окрестности.
drakon: Ну на ужин,в 23 часа у меня сегодня - Беш. Ну и фото ГДРовского беша не забудь ;-)
25.09.17 17:19
Гога
На депутата из Рудного завели дело по статье "Сводничество"
пэтриот: надо быть очень изворотливой и циничной! Так вот как ты характеризуешь депутатов? Не патриотично.
25.09.17 17:15
Перейти в форум »
 


«Сварившиеся» в этнокультурном котле

Евгений ШИБАРШИН

Костанайский культуролог предлагает модернизацию сознания через компромисс 

Нурсултан Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» первым условием модернизации назвал сохранение национальной культуры. Он считает, что «без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе». Но как эти «корни» отделить от культурной поросли других народов, уже дающей свой урожай на казахстанской почве? Об этом мы говорим с культурологом, доцентом Костанайского филиала ЧелГУ, кандидатом исторических наук Павлом ШАБЛЕЕМ.  

Для Казахстана понятие «нация» несостоятельно

- Павел Сергеевич, рыночные реформы радикально изменили сознание многих людей. Причем не всегда в лучшую сторону. Не наивно ли надеяться, что возвращение к «национально-культурным корням» может образумить людей, стремящихся к «расточительности, кичливости, жизни напоказ», которые, судя по статье, сегодня беспокоят президента?

- Все гораздо сложнее. На Западе, например, у людей сложилось другое понимание характера своей трудовой деятельности. У них человек, работающий, например, дворником или уборщиком, говорит: «Я работник сферы обслуживания». У нас же такие люди считают свое положение ущербным. Процесс модернизации должен создать у человека представление о сущности его деятельности, как о временном этапе, который он может изменить. Характер экономических отношений не есть замкнутый круг. Это круг широких возможностей человека. Увидеть их поможет знание культурных ценностей. 

- Тему воздействия экономического уклада на общественное сознание Назарбаев обходит, предпочитая рассуждать о роли традиций, обычаев в формировании национального сознания. Хотя политологи национальное сознание считают лишь элементом общественного сознания. К тому же надо так понимать, что в статье речь идет о культурных корнях одного этноса - казахов. А как быть с культурой других народов, живущих в Казахстане?

- Когда говорят о национальных традициях, не всегда ясно, какой смысл закладывается в эти слова. На мой взгляд, применение понятия «нация» относительно Казахстана сегодня не очень состоятельно. Оно появилось еще в эпоху Просвещения, когда на смену религиозного общества начало приходить гражданское. Нация - социально-политический конструкт. Это слово хотя и культивируется государством, но еще и общество должно верить в реальность его существования. В первую очередь в то, что государство настолько гарантирует все права и свободы граждан, независимо от их этнической принадлежности, что граждане могут чувствовать свою защищенность, возможность избирать и быть избранными. Когда эти условия на всех уровнях выполняются, тогда и возникает национальное сознание. Поскольку в Казахстане все это воплощено не в полной мере, поэтому и слова «национальные традиции» трактуются как «этнические традиции». Отсюда и любые реформы воспринимаются болезненно. Мы о них судим с позиции этнической культуры.

Если национальное сознание возникает в рамках этнических групп, живущих в полиэтническом государстве, это, скорее, сепаратистское сознание. В таком случае люди всегда будут говорить: почему мы должны следовать законам этой страны, если она не учитывает наши особенности? К чему это приводит, можно видеть на примере Приднестровья в Молдове и Донбасса на Украине.

Чтобы такого не случилось, некоторым этническим группам приходится идти на определенные уступки. Ведь не обязательно быть похожими друг на друга, но нужно говорить на общем языке. Пусть это будет казахский или как у нас пока - русский. Если они к тому же будут иметь перспективы своей карьеры, дальнейшего развития, тогда появятся общие цели, сформируются общие идеалы. Если государство на каком-то уровне не гарантирует такие перспективы, мотивация общества будет снижаться, и о формировании нации в таком случае говорить не приходится. 

Кто будет отбирать?

- Главным маяком в модернизации общественного сознания обозначено вхождение в тридцатку самых развитых стран мира. В то же время Назарбаев предостерегает от культивирования в нашем обществе некоторых ценностей, которые этим народам не помешали стать глобальными лидерами. В противовес предлагается достать из прошлого казахов что-то такое, что нам поможет. Кто будет отбирать? От чего в культуре надо отказаться, а что, наоборот, культивировать?

- Для меня культура - это прежде всего ценности, которые призваны формировать в человеке нравственность и определение долга, который необходимо отдать обществу. Хотя на Западе сегодня говорят, что культура как таковая уже не существует. Есть лишь культурная индустрия. Человек заплатил деньги и получил возможность провести досуг в соответствии со своими потребностями.

Некоторые исследователи, поскольку культура, кроме всего прочего, включает в себя  религию, нормы морали и нравственности, считают ее главным механизмом, регулирующим поведение людей. В этом плане Назарбаев прав, говоря о необходимости сохранения своих обычаев, традиций, языка. Они - необходимый элемент сохранения национальной идентичности, самоопределения.

Но, с другой стороны, мы должны понимать, что если постоянно их позиционировать, афишировать, то получится наоборот - процесс модернизации начнет сдерживаться. Поэтому в качестве критерия для отбора лучше использовать подходы, культивирующие традиции, которые не противопоставляют одну культуру другой.

Еще в эпоху Просвещения многие страны Запада, проводя колониальную политику, воспринимали другие культуры как нижестоящие. Поэтому они не считали равнозначными те экономические, политические усилия, которые другие общества предпринимали для себя, и культуры этих народов воспринимали как балласт. В качестве примера можно привести американскую экспансию. Сегодня политика отношения к другому культурному пространству, как к пустому, неприемлема. 

Не остаться с «пустым пространством»

- У нас сегодня получается обратная картина - «пустым пространством» оказался период жизни в советское время. Национальную культуру в постсоветских государствах начинают поднимать, игнорируя глубокий след в сознании людей, который оставили 75 лет жизни в условиях другой общественной системы. Но тогда тоже проводили модернизацию, добиваясь, чтобы культура в максимальной степени решала задачи, которые вы вкладываете в ее суть. Если этот период и вспоминают, то больше говорят о варварски распаханной целине, о вредных привычках и прочих неприятностях, которые «завезли» в те годы в Казахстан.

- Дискуссии о том, как распахивание целины навредило живой природе, как в те годы разрушили микромир местной культуры, действительно возникают даже в ученой среде. Причем некоторые утверждают, что наше спасение в восстановлении традиций, свойственных кочевой культуре. Хотя среди западных исследователей, побывавших в Казахстане, есть такие, которые склонны считать, что в условиях кочевой культуры невозможно создать высокую культуру с развитыми эстетическими ценностями. Немало и экспертов, которые напоминают, что люди, по разным причинам приехавшие в эти края, ввезли и понастроили много чего хорошего. Забывая при этом, что много чего вытеснили или уничтожили. В таких условиях на пограничных линиях проникновения различных культур нужно искать какую-то положительную комплементарность, о которой говорил еще Лев Гумилев.

Не думаю, что русская культура поглотила казахскую. Был и обратный процесс. Эстетические ценности казахской культуры русскими принимались еще в 18-м веке. В частности, казачеством.

Что касается советского периода, то Советский Союз на первых порах был заинтересован в создании проекта «Нациестроительство». Тогда было важно оформить границы территорий, на которых проживает коренной народ. Чтобы он осознал себя как нация. В Российской империи такого не было. Это действительно можно воспринимать как национальное строительство с элементами модернизации. В то же время русская советская культура была авангардом европейской культуры.

Большинство исследователей считает, что это действительно была модернизация, хотя и навязанная. Говорят, что у казахов была национальная интеллигенция, которая могла повести свой народ по альтернативному пути. Но с другой стороны - значительная ее часть училась в русских учебных заведениях и, перевариваясь в этнокультурном котле, через русскую культуру приобщалась к европейской.

Не нужно забывать и о реформах в образовании, экономике и политике, которые прошли в те годы. К ним можно относиться по-разному, но это факторы модернизации. Тогда государство вынуждено было проводить ее форсированно. Реформы не пошли по заданному плану и привели к перегибам. В результате государство обвинило многих деятелей в национализме. Их объявили противниками советских реформ. Политика отката могла пройти в более мирной форме, но в сталинские времена такое трудно представить. 

- У нас ко всем реформам тоже подходят форсированно. Не качнется ли Казахстан в другую крайность - к скатыванию в архаичное общество?

- У Казахстана интересное географическое положение. Наше общество - на стыке различных культур, и волей-неволей они к нам проникают. К тому же мы сейчас живем в условиях открытого информационного пространства. В экономике Казахстан выручает многовекторная политика, позволяющая контактировать со многими странами мира. Тогда и модернизацию нужно проводить многонаправленно: в экономике, культуре, политике. Имея рыночную экономику, в качестве идеала выбирать только ценности кочевой цивилизации - это нонсенс.  Мы должны говорить, что у нас есть цивилизация, которая состоит из взаимодействия разных культур, которые сосуществовали при разных экономических укладах. Именно эти факторы создали основу для реальной претензии на вхождение в число развитых стран мира. 

Досье

Шаблей Павел Сергеевич

родился в 1983 г. в пос. Вишневый Федоровского района.

2001-2007 гг. - обучение на историческом факультете КГУ.

2007 г. - преподаватель КФ ЧелГУ.

В 2013 г., окончив аспирантуру ЧелГУ, защитил кандидатскую диссертацию. Занимаясь исследовательской работой, побывал в Голландии, Венгрии, Японии и США.


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 2)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям


Материалы номера

Комментарии к статье

Аулиекольский индеец
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 00:49
Такие разговоры нужно траслировать в online на ютюбе. Много же журналистов, задающих толковые вопросы. Вот и организовали бы цикл интервью с интересными людьми области.

§ Ваш земляк
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле
Ваш земляк


(Пользователи)
Сообщений: 1299
Регистрация: 17.12.09
Отправлено: 18.05.17 - 02:01
Ждём-с ЭксПэрдов из Астаны (простынку), Цифирного и компашку (стайера Кайрата, ВЧК и прочих)
Профайл

Kairat stayer
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 09:29
Цитата:
Ваш земляк:
Ждём-с ЭксПэрдов из Астаны (простынку), Цифирного и компашку (стайера Кайрата, ВЧК и прочих)


Мы Казахстанцы сами разберёмся со своими внутренними вопросами, без вмешательства, таких как ты иностранцев. Почему то, братская вам, дружественная к нам Украина, отказывается от вашего мира, на днях дополнительно к введенным санкциям мировым сообществом, они ввели еще ограничительные меры, в частности запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети «Mail.ru», «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники», также там ряд банков, авиакомпаний и СМИ оказались под запретом.

Маркс
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:02
Цитата:
Kairat stayer:
они ввели еще ограничительные меры, в частности запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети «Mail.ru», «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники», также там ряд банков, авиакомпаний и СМИ оказались под запретом.

Назло маме отморожу уши!

§ Моше
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле
Моше


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 4357
Регистрация: 29.03.13
Отправлено: 18.05.17 - 10:17
Цитата:
Kairat stayer:
Почему то, братская вам, дружественная к нам Украина, отказывается от вашего мира, на днях дополнительно к введенным санкциям мировым сообществом, они ввели еще ограничительные меры, в частности запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети «Mail.ru», «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники», также там ряд банков, авиакомпаний и СМИ оказались под запретом

Ты пишешь это так, будто восторгаешься этим идиотизмом. Страдают в первую очередь обычные люди, которые не только там общаются, но которые, в том числе, вели и ведут предпринимательскую деятельность с помощью этих ресурсов, кои уже давно не региональные, а интернациональные! И в конце-концов, где восхваляемая свобода слова? Это больше похоже на шаг Северной Кореи.
Если ты действительно восторгаешься этим опрометчивым и идиотским поступком, подумай, кто ты?
Профайл

совет петрович
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:29
Икспертов развелось.. Одни философы, в то время как стране нужны технари.
Сам философ - знаю о чем говорю.

пэтриот
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:31
Цитата:
Моше
Страдают в первую очередь обычные люди, которые не только там общаются, но которые, в том числе, вели и ведут предпринимательскую деятельность с помощью этих ресурсов, кои уже давно не региональные, а интернациональные!

От этого не погибают ( отказ от майл.ру, вк и тд), а вот от сепаров от ,,братской,, страны - это да ! Откуда эти ,,шахтеры и трактористы,, и оружие с ,,военторга,, все знают . Идет агрессия и Украина защищается как может . На то и война . Имеют право - защищать свою страну !

ТСовец
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:40
Комментарий удален модератором.

Kairat stayer
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:50
Цитата:
Моше:
И в конце-концов, где восхваляемая свобода слова? Это больше похоже на шаг Северной Кореи.
Если ты действительно восторгаешься этим опрометчивым и идиотским поступком, подумай, кто ты?


Малой, за нас не волнуйся и не беспокойся, о чём мне думать то, Северная Корея, свобода слова, говоришь? Так у вас Указ против анонимов издали, госслужащих обязали предоставлять информацию, в каких соц. сетях они зарегистрированы, за не доносительство ужесточили ответственность, стукачами всех конечно не сделают, но всякий случай обязали знать форму доклада. Может нашим чиновникам, кое-что не жевать, а перенять у вас передовой опыт в данных направлениях. Хотя бы издать аналогичный Указ, в части касающейся запрета анонимов в новостных агрегаторах, соцсетях, интернет-ТВ, мессенджерах, сайтах в сети интернет и.т.д. Все равно как ты озвучивал ранее неоднократно, что мы проживаем в байско-феодальном государстве и никогда нам демократии не видать.

ТСовец
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 10:53
Цитата:
Моше:
Страдают в первую очередь обычные люди, которые не только там общаются, но которые, в том числе, вели и ведут предпринимательскую деятельность

Привыкнут украинцы, на нормальных ресурсах ( Европейских) зарегинятся и английский сделают 2-м после родного, украинского - безвиз они получили. Похоже "Русский мир"потерял Украину навсегда, как и предрекал Бисмарк: Россия без Украины - не империя.
Кстати паралельно произошло знаковое событие - с ДВ, РФ запустила пассажирское, паромное соообщение с Северной Кореей.

§ Горожанин_kst
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле
Горожанин_kst


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 862
Регистрация: 06.10.16
Отправлено: 18.05.17 - 11:22
...полилось .овно на вентилятор(((
Ну чё за народ?!Вас за одним столом собери, дык, и ложки давать в руки опасно - ложками тупыми друг дружку резать и пилить начнёте..."со-граждане"...
Профайл

совдеп
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 11:33
Комментарий удален модератором.

§ Горожанин_kst
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле
Горожанин_kst


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 862
Регистрация: 06.10.16
Отправлено: 18.05.17 - 11:41
И главное, обсуждается в статье вроде вполне даже наша "Патрио-Муэртэ"...а комментаторы через слово на Гондурас переходят!В своём сортире порядок бы навести...
Но нет же..."Гондурас, Гондурас, в сердце каждого из нас!"©
Профайл

Аман
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 11:45
Комментарий удален модератором.

Бывалый
Re: «Сварившиеся» в этнокультурном котле




Отправлено: 18.05.17 - 12:28
Комментарий удален модератором.

Тема закрыта


 
Номера телефонов города Костанай
 
 
Авторизация
Реклама
 
 
 

Сейчас на сайте
Гостей: 186
Пользователей: 0
Всего: 186

Вы гость здесь
^ Наверх