В стиле архитектурного хаоса

Ольга ЛИХОГРАЙ

Эксперты считают, что Костанай постепенно превращается в серый и безликий город 

В 2017 году Костанай одновременно «шагнет» в сторону северо-запада и юго-востока. Новые объекты появятся или застолбят места в районе Назарбаев интеллектуальной школы, на правом берегу Тобола и зоны вдоль улицы Гашека. Помимо разрастания практически во все стороны света, город по-прежнему уплотняется в центре, что вызывает уже привычное для властей недовольство костанайцев. По мнению экспертов, генеральному плану застройки областного центра, который власти решительно воплощают в жизнь, не хватает архитектурной стройности, строгости и стиля.

Скандальный центр

Последний скандал вокруг появления очередного здания в центре Костаная, который заменит уютный сквер, разгорелся две недели назад. В середине апреля на углу ул. Тарана и пр. Абая стали выкапывать деревья. Позже в акимате города «НГ» сообщили, что здесь появится заведение общепита от мирового бренда «Макдоналдс» с услугой McDrive, позволяющей водителям делать и получать заказ не выходя из машины. Ради кафе с фастфудом 72 дерева (50 сосен, 14 берез, 6 елей и 2 лиственницы) пересадят на территорию Притобольского парка в районе КЖБИ, а также высадят вдоль пр. Абая и ул. Гашека.

Костанай

В районе Большого моста идет строительство пляжа

Костанайцы высказались против, заявив, что «елки по-варварски вытаскивают» и «эти деревья уже нигде не приживутся», но акимат настоял на своем, заверив: «Макдоналдс» станет украшением города». Позицию горожан поддерживает проектировщик, архитектор Наталья МЕЛЬНИК.

- Это была самая красивая группа деревьев в городе, самая правильная с ландшафтной точки зрения, - отмечает эксперт. - Каждое дерево тщательно подбирали, они закрывали далеко не презентабельный фасад торгового центра, который тоже выстроили без соблюдения правил и норм. Как туда собираются вписать еще один объект?

О том, что выкопанные деревья не приживутся ни вдоль улиц, ни в парках, Наталья Мельник утверждает без тени сомнения. Ели были высажены в конце 80-х годов, и рассчитывать, что дерево в возрасте 30 лет и старше где-то приживется, не приходится.

- Уже был опыт с переносом пяти лиственниц, которые выкопали напротив магазина «Рахат» и посадили вдоль проспекта Абая - ни одно дерево не прижилось. А как будет решаться проблема с транспортом, если планируется, что к новому зданию запросто можно будет подъехать на машине? - спрашивает архитектор. - Там и сейчас скапливаются пробки, к ТРЦ MART сложно подъехать. Получается, уберут остановку по ул. Тарана, на которой останавливается много автобусов?

По мнению эксперта, в центральной части Костаная много мест, на которых можно было ставить кафе без ущерба для «легких» города. Но у нас предпочитают кроить и кромсать. Причем в какой бы скандал не выливались изменения, победу всегда одерживают власти. Черные ленточки, которые горожане вешали на здание кинотеатра «Кустанай», не помешали возведению торгово-развлекательного центра MART, акции против вырубки больших сосен на перекрестке улиц Тарана - Алтынсарина не остановили строительство кулинарии «Багета». Даже когда в 2013  году возмущение жителей по поводу очередной вырубки вязов, сосен и берез в Центральном сквере, рядом с кинотеатром «Казахстан», поддержал акимат, право застройки участка осталось за предпринимателями. Говорят, что появление очередного кафе на расчищенном месте по улице Гоголя - дело времени.

Спорный северо-запад

Еще быстрее рисуются планы по возведению новых объектов в Северо-Западном районе, который признан перспективным для развития города. На пустырь между активно строящимся районом Алтын Арман и Назарбаев интеллектуальной школой претендуют два крупных объекта: крытый манеж с футбольном полем на искусственном газоне и административное здание для чиновников.

О манеже говорят с конца прошло года. Как заявляло прежнее руководство Федерации футбола Казахстана, на его строительство УЕФА обещал выделить 1,2 млрд тенге. Но пока нет даже проекта. В управлении физкультуры и спорта более перспективным называют строительство комплекса для подготовки пловцов с «олимпийским» бассейном на 10 дорожек, каждая по 50 м в длину и 1,5 м в ширину. Ищут инвестора, который согласится построить объект в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства). Что и когда в итоге построится - пока вопрос.

О возведении 4-этажного здания общей площадью почти 10 000 кв. м стало известно 19 апреля на слушаниях в областном общественном совете. Строительство здания, в которое планируется перевести госслужащих из арендуемых помещений, будет идти 2 года и обойдется бюджету региона в 1 млрд тенге.

- На данный момент мы насчитали десять управлений, у которых нет собственных помещений и которые тратят деньги на аренду, - пояснила «НГ» руководитель управления финансов Сауле АЙМУХАМБЕТОВА. - Годовая аренда пяти управлений обходится бюджету примерно в 40 млн тенге.

На начало строительства административного здания в 2017 году уже выделили 500 млн тенге, столько же планируют выделить в 2018-м. Здание разместится между микрорайоном Алтын Арман и Назарбаев интеллектуальной школой.

Эксперты-архитекторы соглашаются с тем, что город должен расти в сторону северо-запада, но о том, как именно, высказывают разные мнения.

- Я считаю, что старый генплан предусматривал более грамотное развитие этой части Костаная, - говорит Наталья Мельник. - Предполагалось, что в районе дизельного завода построят микрорайон Молодежный, а улицу Тарана пробьют через железнодорожные пути к этому району и она станет его осью. Но в 90-е годы землю в той части, где планировалось продлевать улицу Тарана, бесконтрольно раскупили, теперь развитие в этой части невозможно. Осью стала ул. Гагарина и жилой сектор слишком близко примкнул к промышленной зоне, а это неправильно.

Директор ТОО АПК «Арх-Лэнд» Юрий ШИШКИН говорит, что охранная зона в районе дизельного завода в советское время была большой из-за вредного производства на самом дизельном и соседнем химзаводе. Когда все свернулось, территория для строительства жилых домов стала безопасной и резко расширилась.

- Думаю, город правильно развивается в ту сторону. Со временем частный сектор и дачи в микрорайоне Юбилейный попадут под снос, - отмечает архитектор. - Но там есть скотомогильник, на дезактивацию которого нужны деньги. И, конечно, развитие жилого микрорайона сильно ограничено промзоной, поэтому лучшее решение - развивать город в сторону Затобольска. Но тут тоже есть ограничение - отсутствие коммуникаций, проложить которые стоит больших денег. 

Незавершенный юго-восток

Так что пока большие деньги в районе Большого моста по дороге из Костаная в Затобольск вкладывают только в облагораживание рекреативной зоны. 4 года назад построили набережную «Шагала» и возвели стелу, в прошлом году расширили мост, на котором установили скульптуры пегасов. Теперь планируют оборудовать зеркальную набережную на правом берегу Тобола, пляж и стоянку. Но дела явно не поспевают за громадными планами. Поэтому Наталья Мельник считает, что неплохо бы сначала довести до ума основную набережную. Она так и стоит незавершенной с 2013 года.

- Большая парадная лестница, которая по проекту должна размещаться справа от Большого моста, если ехать со стороны города, так и не построена, - говорит архитектор. - Ее заменяет обычная, ведущая к мосту. Лестница была одним из главных элементов всей набережной. Сама набережная обрывается, хотя ее давно должны было довести до городского пляжа, а зоны с камышами - облагородить.

Такой же незавершенной вот уже четыре года остается вторая набережная - вдоль ул. Гашека. В 2013 году на благоустройство огромной пустующей территории в районе КЖБИ городской бюджет выделил 992 млн тенге. На эти деньги уже к концу 2014 года должны были построить летний амфитеатр, концертную площадку, лыжероллерные трассы, пляж, каскадные фонтаны. Все это красочно изображалось на бумаге, а на деле к концу 2015 года здесь появились лишь спортивный комплекс «Арлан-2050» и платный пляж. Входную группу бросили недостроенной, большая часть зоны так и осталась пустырем.

Летом прошлого года в очередной раз развернулась бурная деятельность: ревели бульдозеры, ездили грузовики, переносили груз краны. В начале июля 2016 года территорию осмотрел глава региона Архимед Мухамбетов и заявил, что общая стоимость благоустройства зоны на 2 года обойдется в 600 млн тенге. В апреле 2017-го аким Костаная Базыл Жакупов объявил, что на набережной вдоль Гашека уже в этом году появится парковка более чем на 300 машин и амфитеатр на 1 000 мест. Но два этих небольших объекта явно не сделают пустырь краше. До сих пор не ясно, как будут сочетаться спортивные зоны с зонами отдыха, какие будут насаждения и архитектурные формы. Когда, наконец, вся зона вдоль Гашека обретет облик, хотя бы слегка напоминающий красивую картинку проекта, понятия не имеют даже в акимате.

 

Объекты, которые планируют построить в Костанае в ближайшие годы/Рис. Алексея МАЦАРИНА

- Складывается ощущение, что город просто хаотично застраивается с трех разных сторон, - отмечает Наталья Мельник. - Без соблюдения единой концепции и общего стиля. Целые зоны остаются недостроенными на протяжении нескольких лет, но это никого не смущает. Быстро берутся за новые объекты, не продумывая расположение, не вписывая в ландшафт. И в итоге Костанай превращается в нагромождение зданий и сооружений. Обиднее всего за центр города, в котором любой желающий может построить какой угодно объект, испортив зону отдыха и вырубив все насаждения.

Архитектурный тупик

Юрий Шишкин одной из причин такого подхода к застройке города называет отсутствие общей идеи и приоритетов.

- Все сводится к тому, что для властей главное - освоить деньги, - говорит архитектор. - Они научились их выделять, выбивать, если нужно, из республиканского бюджета, поэтому стараются как можно быстрее использовать. Деньги, как правило, поступают поздно, время уходит на согласование проектов, проведение тендеров, заключение договоров... В итоге в разных частях города просто появляются объекты, которые не создают общего архитектурного стиля.

Впрочем, по мнению Шишкина, зажатый в стекло, пластик и бетон центр и хаотично развивающиеся окраины - далеко не главная проблема Костаная. Основной головной болью он называет то, что город давно зашел в архитектурный тупик.

- С советских времен мы пытаемся решить проблему с благоустройством логов, застройкой охранной зоны реки и сносом частного сектора, но все осталось по-прежнему, - говорит Шишкин. - Старые дома в районе Колесных рядов со временем выкупят богатые и застроят все коттеджами, как получилось в 9-м микрорайоне, где практически самовольно построили местную Рублевку. Зоны вдоль реки очень привлекательны для строительства, поэтому их нужно тщательно охранять. Я считаю, что частный сектор только портит облик города, его нужно выносить за пределы областного центра. Либо проводить зонирование территории, чтобы малоэтажная застройка сочеталась с высотками.

Грязные лога и бесшабашное уничтожение деревьев - тема отдельная и тоже серьезная, говорит эксперт. Но это тоже является следствием общей проблемы - того, что власти на первое место ставят освоение средств. А пока в приоритете деньги, костанайцы вынуждены будут жить в безыскусно и хаотично застраивающемся городе.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА