Больше - лучше

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

На что влияет крутящий момент двигателя? 

Автолюбители, выбирая машину при покупке, обычно внимательно изучают технические характеристики предлагаемых моделей. Габариты, мощность двигателя, расход топлива, максимальная скорость, наличие технологических новинок - это обычно понятно, а кое-что даже зримо. Куда сложнее с таким параметром, как крутящий момент двигателя. Его не пощупаешь, не очень понятно и то, как он себя проявляет. Тем не менее производители считают необходимым сообщать и об этом показателе. Значит, он имеет какое-то значение. Какое? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Действительно, я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то в качестве главного признака обращал внимание на крутящий момент двигателя. Хотя автомобиль с мотором, имеющим больший крутящий момент, в сравнении с аналогами из этой линейки будет иметь больший ресурс, обладать большей мощностью, меньше тратить топливо, а также получит некоторые преимущества в эксплуатации. Чтобы понять, как это все складывается, без теории не обойтись.

В конструкции двигателя крутящий момент возникает в результате воздействия шатуна поршня на кривошип коленчатого вала. Далее крутящий момент передается на маховик, а затем через трансмиссию на колеса автомобиля. Если при одной и той же силе воздействия поршня увеличить радиус кривошипа коленвала, крутящий момент увеличится. Это означает, что при одной и той же силе воздействия с увеличением крутящего момента может быть проделана и большая работа. Либо, наоборот, проделает ту же работу, но тогда будет возможность уменьшить силу воздействия поршня на коленвал. То есть уменьшить частоту оборотов двигателя.

Проще говоря, радиус кривошипа коленвала - это рычаг, через который сила передается коленчатым валом через определенные механизмы на колеса. Как известно, увеличение длины рычага позволяет одну и ту же работу проделать с меньшей силой. Тогда увеличение крутящего момента двигателя позволит начинать движение автомобиля с меньшей частотой оборотов мотора. Некоторые автомобили советского производства с высокооборотистыми двигателями, например, немало пожгли топлива, трогаясь с места. Без высоких оборотов они не могли получить крутящий момент, достаточный для начала движения.

Большой крутящий момент делает двигатель более приемистым. Это преимущество дает о себе знать при обгоне. Да и при движении на пониженных передачах через участки с ограничением скорости до 50 км/час двигатель меньше «надрывается».

Все названное относится только к автомобилям с механической КПП. У машин с «автоматами» режим работы двигателя определяется алгоритмами, заложенными в электронном блоке управления. Тем не менее в любом случае, если у вас будет выбор, покупайте автомобиль с большим крутящим моментом.