Рубрики газеты
Форум
211
Флуд и оффтопик (часть 3)
Попутно открываю в этой ветке подпункт Беби блог - Наши дети от рождения и старше..
13.11.18 22:09
211
Флуд и оффтопик (часть 3)
Чего чего, а без пищи люди не будут жить и даже существовать, так что вкусную и здоровую пищу еще никто не отменял тут.. Устрою соревнования, батлл, как говорят маленькие афроамериканцы, с Дорой...
13.11.18 22:07
drakon
Моя Деревенька и её окрестности.
kbkz1980: А что свежего ничего нэма? Источник:www.ng.kz Лилли, ты что? Не понимаешь. Что значит- холодильник,что - морозильник? Это у вас - на Ярмарке, всё свежее. Вечером крестьянин зарежет...
13.11.18 22:05
211
Флуд и оффтопик (часть 3)
Кстати завтра шашлычок из куриц, будет подробный отсчет.. Здравствуй Зима..
13.11.18 22:01
211
Флуд и оффтопик (часть 3)
kbkz1980: Время куриц,семок и хрюшарника на столе прошло Источник:www.ng.kz Ровно одни сутки.. Я тебе что, каждый день их рублю?
13.11.18 21:59
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Строить путь железный, а короче - БАМ

Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк

В прокладке Байкало-Амурской магистрали участвовали и жители Костанайской области

Вспомнилась недавно из прошлого почти с 50-летней историей звучная аббревиатура - БАМ. Что это было?

На сопке возле оз. Байкал

На сопке возле оз. Байкал

В 1930 году Дальневосточный крайком направил в ЦК ВКП(б) Совета народных комиссаров СССР предложение о строительстве второй Транссибирской магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе железная дорога впервые была названа БАМ (Байкало-Амурская магистраль).

На свадьбе друга в Северобайкальске. Анатолий Стешенко - второй справа

На свадьбе друга в Северобайкальске. Анатолий Стешенко - второй справа

БАМ - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших магистралей мира протяженностью 4 287 км. Основной путь - Тайшет - Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938-го по 1984 год. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее в Тайшете, пересекая Ангару в Братске и Лену в Усть-Куте, проходя через Северобайкальск, огибая озеро Байкал с севера, затем через Тынду пересекая Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчиваясь на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск - 215 км; на Якутск - 370 км; на ст. Черный мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на о. Сахалин - 120 км. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, прорезая 7 хребтов. Высшая точка - Муруринский перевал, 1 323 м над уровнем моря. На трассе пробиты 10 тоннелей, самый протяженный - Северомуйский. Трасса пересекает 11 крупных рек, на ней построено 2 230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. БАМ короче Транссиба до морских портов Ванино на 500 км; до Владивостока - на 200 км.

Первый взрыв в карьере для прокладки тоннеля рядом с оз. Байкал

Первый взрыв в карьере для прокладки тоннеля рядом с оз. Байкал

По информации из разных источников, большое участие в строительстве БАМа принимали заключенные. В 1938 году при расформировании БАМлага на его базе создали 6 железнодорожных исправительно-трудовых лагерей, началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. В 1947 году строительство восточного участка продолжилось силами заключенных Амурского ИТЛ (Амурлаг). До расформирования Амурлага в апреле 1953 года были уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 - Постышево. В 1958 году строительство магистрали было отменено, как «большинство сталинских строек».

Экскаватор пробивает тоннель № 3 рядом с железной дорогой

Экскаватор пробивает тоннель № 3 рядом с железной дорогой

5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМа, на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта на участке железной дороги БАМ - Тындинский. Основная центральная часть магистрали строилась 12 лет (с 5 апреля 1972 г. по 27 октября 1984 г.). Она имела в первую очередь военно-стратегическое значение (рядом граница с Китаем) и народно-хозяйственное значение.

Анатолий Стешенко с рабочими возле тоннеля. На плакате - лозунг «Тебе, пятилетка, наш труд, творчество, энтузиазм!»

Анатолий Стешенко с рабочими возле тоннеля. На плакате - лозунг «Тебе, пятилетка, наш труд, творчество, энтузиазм!»

В строительстве восточного участка принимали участие 2 железнодорожных корпуса железнодорожных сил СССР. Костанаец Бахитжан Нурмагамбетович Сагиндыков служил в 1970 году в этих войсках. Молодой лейтенант, начальник финансового довольствия только сформированного отдельного путевого батальона прибыл в  город Сковородино Амурской области. Вспоминает, как жили в палатках при 52 градусах мороза и вечной мерзлоте глубиной 1,5 м. Тында строилась, все необходимое, в том числе стройматериалы, привозили по железной дороге. Построили  жилые 5-этажные дома. Вскоре к Бахитжану приехала жена, а в 1971 году у них родилась дочь. В 1972 году, завершив службу, он вернулся в Кустанай.

В апреле 1974 года постановлением советского правительства БАМ была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и стала самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Были выделены средства для строительства железной дороги 1-й категории Усть-Кут (Лена) - Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3 145 км. Среди бескрайней сибирской тайги зазвенели комсомольские гитары. Многие поселки и станции БАМа строили одной республикой, областью, городом: украинцы строили Новый Ургал; казахи - Новую Чару; москвичи - Тынду; ленинградцы - Северобайкальск; множество разъездов и станций построено жителями РСФСР.

Рабочий поселок на оз. Байкал. На заднем плане - Северобайкальск. Справа - тоннель у подножия сопки

Рабочий поселок на оз. Байкал. На заднем плане - Северобайкальск. Справа - тоннель у подножия сопки

В областном архиве имеются пофамильные списки кустанайцев от 23 июня 1974 года, отправившихся по комсомольским путевкам строить БАМ: из Тарановского района 6 человек (бухгалтер, электрик, телефонистки и шоферы); из Джетыгары - 20 человек (выпускники ГПТУ); из Семиозерного района - 8 человек (каменщики, шоферы); из Комсомольского района - 11 человек (трактористы, штукатуры).

Анатолий Стешенко возил рабочих на строительство трех мысовых тоннелей

Ледяные торосы на Байкале

Рудничанин Анатолий Петрович Стешенко, уроженец Пешковского (Федоровского) района, поехал на БАМ в 1979 году не по комсомольской путевке, решил испытать судьбу, услышав  рассказ знакомого. Самолет приземлился в Нижнеангарске, затем Стешенко был направлен в Северобайкальск - в автобусный парк, которым руководил его знакомый, тоже рудничанин. Жил в отапливаемом вагончике с электричеством, к осени и жена с детьми прибыли. Так и жили в вагончике до окончания работы по 1982 год. Как вспоминает Стешенко, снабжение было отличное, школа для детей - рядом, да и заработок приличный - до 800 рублей в месяц. Он возил рабочих-тоннельщиков из города к сопкам, где строили тоннели. Весной на сопках необычайно красиво: розовым цветом расцветал багульник. Летом и осенью здесь собирали ягоды брусники, голубики, черники, малины, клюквы и кедровые орехи. Иногда слышали, как трубит изюбр, а однажды наблюдали северное сияние. Анатолий Петрович предоставил нам фотографии, сделанные на БАМе с 1979-го по 1982 год.

1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено золотое звено, обе части дороги соединили в одно целое. Самый длинный в России Северомуйский тоннель (15 343 м) был пробит в 2001 году и сдан в эксплуатацию в 2003-м.

 Фото из архива Анатолия СТЕШЕНКО


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 9)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Гога
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 14:14 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
*казахи - Новую Чару* - может все- таки КАЗАХСТАНЦЫ ????

3745
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 18:42
Комментарий удален модератором.

§ КГСПС
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ
КГСПС


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 583
Регистрация: 30.01.17
Отправлено: 04.05.17 - 21:17 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Гога:
*казахи - Новую Чару* - может все- таки КАЗАХСТАНЦЫ ????

Вот и я, слыша и читая казахская сборная, казахский певец и т.д., думаю это безграмотность или продуманный ход.
Профайл

Рейтер
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 21:30
Комментарий удален модератором.

было время
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 21:38
Комментарий удален модератором.

глас народа
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 21:49
Комментарий удален модератором.

было время
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 21:52
Комментарий удален модератором.

Назовись хоть хоббитом!
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 21:56 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Гога:
казахи - Новую Чару* - может все- таки КАЗАХСТАНЦЫ ????

Ничего смертельного нет.Во Франции все граждане — французы; никаких национальных губерний (по-ихнему департаментов) нет. В США все граждане — американцы; никаких национальных (мексиканских, негритянских) штатов нет.Как и русские, а не россияне!Слова "русский", "казах" - прилагательное. Так уж вышло, что и Русь и Казахия объединила множество народов. В данном случае национальность – это не этническая, а государственная принадлежность. Обозначение государства, в котором мы живем.
Вот тогда будет порядок.

Минстрой России
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 04.05.17 - 22:10 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
БАМ сейчас переживает свое мощное второе рождение. В "Стратегии развития России до 2030 года» («Стратегии-2030») планируется унифицировать специализацию БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. Сегодня магистраль работает на пределе своей пропускной способности (15 млн тонн в год). Уже построена 450км ответвление до г. Якутск, до новых кладовых угля, железных руд, медно-молибденовых, урановых руд. Для того чтобы увеличить ее до 40-50 млн тонн в год, необходима масштабная реконструкция. Объем инвестиций в дорогу составит около 400 млрд рублей. Для увеличения объема грузоперевозок на БАМе возводятся двухпутные вставки и дополнительные разъезды.

§ КГСПС
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ
КГСПС


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 583
Регистрация: 30.01.17
Отправлено: 04.05.17 - 22:12 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
глас народа:
насильственное переименование русских сел. городов.

Ухохатывался с их перевода, когда ездил через Тарановское( в переводе Таран) в сторону России. Майский- Май, Асенкритовка- Асенкрит и т.д. :lol:
Профайл

Гога
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 05.05.17 - 00:49 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
*Слова "русский", "казах" - прилагательное. * - УЧИТЕ русский - первое прилагательное , а второе - именительное !!!!!!

Кобра
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 05.05.17 - 11:14 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Анатолий Петрович предоставил нам фотографии, сделанные на БАМе с 1979-го по 1882 год.

Опять путешествие в прошлое? Да где же вы эту машину времени прячете? :-)

Маркс
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 05.05.17 - 11:43 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Гога:
*Слова "русский", "казах" - прилагательное. * - УЧИТЕ русский - первое прилагательное , а второе - именительное !!!!!!

Гога! Вам тоже не мешало бы за парту в начальные классы. А если там и учитесь, то надо прикладывать больше усилий, особенно в изучении русского языка, чтобы не путать части речи с падежами.

Хоккей
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 07.05.17 - 13:55 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Состав на чемпионате мира 2016 года
№. Позиция Имя Рост Вес Возраст Клуб
1 В Павел Полуэктов 1.81 м 80 кг 20 января 1992 (25 лет) Казахстан Торпедо
2 З Роман Савченко 1.89 м 87 кг 28 июля 1988 (28 лет) Казахстан Барыс
3 З Вячеслав Трясунов 1.82 м 86 кг 24 июня 1985 (31 год) Казахстан Барыс
5 З Андрей Корабейников 1.84 м 82 кг 1 апреля 1987 (30 лет) Россия Торос (Нефтекамск)
7 З Максим Семёнов 1.82 м 81 кг 9 февраля 1984 (33 года) Казахстан Барыс
9 Н Найджел Доус — A 1.73 м 81 кг 9 февраля 1985 (32 года) Казахстан Барыс
15 Н Максим Худяков 1.71 м 75 кг 18 августа 1986 (30 лет) Казахстан Барыс
17 Н Михаил Паньшин 1.82 м 78 кг 2 мая 1983 (34 года) Казахстан Бейбарыс
20 В Виталий Колесник 1.90 м 92 кг 20 августа 1979 (37 лет) Казахстан Барыс
22 Н Роман Старченко — C 1.78 м 82 кг 12 мая 1986 (30 лет) Казахстан Барыс
27 Н Брэндон Боченски — A 1.84 м 86 кг 4 апреля 1982 (35 лет) Казахстан Барыс
29 Н Дмитрий Гренц 1.85 м 85 кг 10 июня 1996 (20 лет) Казахстан Номад
32 В Дмитрий Мальгин 1.86 м 83 кг 28 июля 1987 (29 лет) Казахстан Номад
41 Н Дастин Бойд 1.83 м 85 кг 16 июля 1986 (30 лет) Казахстан Барыс
46 З Александр Липин 1.87 м 100 кг 19 декабря 1985 (31 год) Казахстан Барыс
49 Н Александр Шин 1.85 м 74 кг 21 ноября 1985 (31 год) Казахстан Торпедо (Усть-Каменогорск)
52 Н Илья Соларёв 1.92 м 91 кг 2 августа 1982 (34 года) РумынияЧиксереда
53 Н Владимир Маркелов 1.75 м 82 кг 31 августа 1987 (29 лет) Казахстан Барыс
62 Н Вадим Краснослободцев 1.90 м 90 кг 16 августа 1983 (33 года) РоссияАдмирал
69 З Илья Лобанов 1.99 м 97 кг 1 декабря 1996 (20 лет) Казах

Гога
Re: Строить путь железный, а короче - БАМ




Отправлено: 07.05.17 - 14:00 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Перепутал - второе - существительное .




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
Сейчас на сайте
Гостей: 114
Пользователей: 3
Всего: 117

Вы гость здесь
^ Наверх