Какие есть движения по рельсам

Галина ПЕТРЕНКО

Спор между предпринимателями и Центром транспортного сервиса дошел до Парламента 

Две недели - в такой срок Национальная палата предпринимателей намеревалась решить вопрос с резким повышением стоимости услуг владельца подъездных железнодорожных путей. В Костанае он прозвучал во время встречи бизнеса 29 марта с председателем президиума НПП Тимуром Кулибаевым. А десятью днями раньше круглый стол на эту тему организовал у себя местный филиал палаты. Что изменилось с тех пор, ведь предприниматели заявляли, что оплата за движение до магистралей вагонов с их товаром просто разорительна? 

Предприниматели, которые пользуются подъездными путями, просят депутатов разобраться с ценообразованием здесь

Директор ТОО «БК-Строй» Игорь КИМ привел красноречивый пример: прежде проход одного вагона по участку в 163 м обходился предприятию в 900 тенге, а теперь - 33 000 тенге. И дело даже не в тарифах частной компании, которая приобрела у национального перевозчика акции ЦТС, а в методике их применения. Она такова, что в формулу расчета для конкретного предприятия вводится не длина участка, которую реально проходит поданный вагон, а вся протяженность подъездного пути, скажем, в Костанае. А житикаринский предприниматель на встрече в филиале НПП рассказал, что он вынужден платить в том числе за отрезок пути, который вообще закрыт, им не пользуются.

Насколько правильно разработана и утверждена методика, с этим вопросом по жалобам бизнеса должно было разобраться антимонопольное ведомство. К сегодняшнему дню  известно, что специалисты Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции провели в АО ЦТС внеплановую проверку. Кстати, жалобы поступали от предпринимателей не только Костанайской, но и Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Алматинской областей, Алматы. По результатам проверки было составлено два административных протокола. Один из них как раз касался расчета стоимости услуг. Документы были направлены в Административный суд Астаны. АО предъявлены штрафы. Однако, по данным «НГ», они сейчас обжалуются.

Для предприятий - отправителей грузов, таким образом, ничего пока не изменилось, подтвердил «НГ» директор мукомольного предприятия ТОО «Атамекен Дос» Аскар ЖАБАЕВ. Он был одним из самых активных участников круглого стола, как раз он после жалоб представителей АО на то, как дорого им обходится приведение в порядок запущенного подъездного хозяйства, предложил выкупить у ЦТС костанайскую «нитку».

Представители АО ответили, что продавать такую часть бизнеса не собираются. А председатель совета по защите прав предпринимателей Владимир ШАКУН, как юрист, разъяснил, что в соответствии с действующим законодательством монополист просто так не имеет права продать свои активы. И дополнил:

- Ваше предложение купить пути равносильно тому, что предложить зарезать курицу, которая несет золотые яйца. Издревле правовое решение спора начинается с выяснения вопроса «кому выгодно?». А мы в данной ситуации состава акционеров не знаем.

Интересно, что на том заседании круглого стола и представители «материнского» ведомства -   компании «Казахстан темир жолы», продавшей в частные руки Центр транссервиса, - восторга не выражали. Начальник станции Костанай высказывал озабоченность тем, что позиция монополистов, которые так конфликтно строят отношения с бизнесом, плохо скажется на грузообороте в целом отделения дороги.

Итак, считаем: тем, кто грузит зерно, муку, стройматериалы, - невыгодно, отделение КТЖ тревожится... Так кто в конечном счете в выигрыше и за счет чего?

Примерно так сегодня ставит вопросы лидер парламентской фракции партии «Ак жол» Азат ПЕРУАШЕВ, который по жалобам предпринимателей, в том числе костанайских, направил депутатский запрос относительно «ветвевладельцев» министру национальной экономики Тимуру Сулейменову. Кому выгодна была такая приватизация части хозяйства национальной компании?

Если не будет найдено приемлемого разрешения ситуации, то, по мнению депутата, необходимо вносить изменения в закон и пересматривать условия приватизации путей.

О том, что проблема на грани абсурда, уже высказался и спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН, проведя аналогию с энергопередающими организациями, которые в свое время ушли в частные руки, а теперь их пытаются объединить, чтобы снизить тариф на электричество.

- Сейчас разбираемся с электроэнергетикой... - цитирует Нигматулина informburo.kz, - эти посреднические звенья, конечно, уберем, в этом нет сомнений... Настало время. Когда-то нарезали, посмотрите, что получается. Вообще очень актуальный вопрос. Получается, если, образно говоря, переводя на жилье в подъезде, чтобы попасть к себе в квартиру, кто-то участок взял, шлагбаум поставил, и каждое утро и вечер ты должен ему платить.

Мощный посыл разобраться и привести все к полезному знаменателю громко заявлен. В арсенале - и тяжелая артиллерия. Парламентарии ссылаются на Послание президента и цитируют главу государства в той части, где он говорит о необходимости «фронтального снижения» всех видов издержек для бизнеса, особенно - стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике.

Вопрос: когда все эти намерения, запросы и программные заявления реально сработают?

Пока же стоит напомнить еще об одной возможности для предпринимателей защитить свои права - обжаловать действия монополиста в судебном порядке. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА