Отдам медицину в частные руки

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Как чувствуют себя «бюджетные» пациенты в частных клиниках? 

Наши государственные поликлиники - это диагноз. Симптомы всем знакомы: часовые бдения в очередях, постоянно куда-то убегающие врачи, бессмысленное кочевание из кабинета в кабинет и вечно чем-то недовольная регистратура. Поэтому, когда на манеже появились частные клиники с призывом прикрепиться к ним в рамках госзаказа, народ повалил туда толпами. На сегодняшний день только к «Жемчужине Стомед» и «Жемчужине Стомед Уральская» на бесплатной основе примкнули более 20 000 человек. Каково самочувствие простого костанайского пациента, вовлеченного в симбиоз государства и частника? 

Если хочешь быть здоров

«Жемчужина Стомед» - самый крупный частник, работающий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с 2015 года. Обслуживаться в элитной частной клинике сразу захотели многие. Тогда казалось - тот же уровень комфорта постигнет и всех «госзаказных» пациентов. Но не тут-то было. В здании «Жемчужины» на Абая быстро стало тесно.

«Очередь в регистратуру 3 минуты, - делился на сайте www.ng.kz пользователь под ником М5. - А на прием к врачу записали меня через 20 дней. Не хочешь ждать или если тебе срочно перед операцией надо обследование сделать, то иди платно. Поэтому перекрепился назад в 1-ю поликлинику. А еще тех, кто бесплатно хочет обслуживаться там, называют «нулевые». Типа ноль денег от клиента».

Для бесплатников открыли сначала отдельный вход. В январе 2017-го появилась «Жемчужина» на Уральской, куда ушла и большая часть «государственных». 

Со временем люди обнаружили, что госзаказ - он и у частника госзаказ. И к узким специалистам тут попасть ничуть не легче, чем в государственных поликлиниках, и на дом к пациентам врачи, бывает, выезжают с погрешностями. При этом на частников пациенты жалуются с особым аппетитом - видимо, сказываются завышенные ожидания. 

Ожидание под Моцарта

 К электронным очередям в клинике «Жемчужина Стомед Уральская» пожилые люди еще не привыкли

Мы побывали в «Жемчужине Стомед Уральская» 11 апреля. Выбрались в медицинский час пик - в 8 утра. С порога возникло чувство, что попал не в поликлинику, а в ЦОН - электронные терминалы, табло, отслеживающие очередь, вежливые администраторы. Это то что приятно отличает здешнее обслуживание от большинства городских поликлиник. Но чем ближе к кабинетам, тем привычнее картина. Те же очереди, те же недовольные этим обстоятельством люди. Правда, поскандалить из-за прошмыгнувшего в кабинет пациента с неизменным «я только спросить» тут не получится. Здесь все по талонам, над каждым кабинетом - табло с высвечивающимся номером. Народ эти новшества уже распробовал и хвалит. Правда, кто попроще - путается. Так что регистратору приходится громко дублировать электронный «голос». Светлые коридоры с флористическим декором стен и Моцарт, ненавязчиво звучащий из динамиков, создают умиротворяющую обстановку. Однако действует она не на всех - возле кабинета окулиста охают две пенсионерки:

- Представляешь, врач только в 10 будет, - говорит одна другой. - И что нам теперь ждать столько времени?

- В феврале тут хорошо было, а сейчас бардак, как везде, - подхватывает мужчина. - Я вот уже второй день хожу. Не могу свои анализы для медкомиссии забрать.

Не обошла частную клинику стороной и застарелая «болячка» всех государственных поликлиник - большое ожидание приема у узких специалистов.

- Первый раз на прием я смогла записаться за 2 недели, последующие 3 раза пришлось ждать по 3 недели, - рассказала пациент Екатерина ВАСЬКОВА. - Если что-то серьезное и срочное - придется идти к платному.

 К клинике «Жемчужина Стомед Уральская» уже прикрепились 14 000 человек

В «Жемчужине» на Наримановке не так людно. Для прикрепленных пациентов - отдельный вход в крошечным фойе, но даже оно не было заполнено. Тишину и спокойствие в «Жемчужине Стомед» объяснила главврач клиники Гульмира СЕЙДАГАЛИЕВА:

- Основной объем пациентов мы перевели на Уральскую. Со временем всех туда переправим, здесь останется только платная клиника.

- Все как в обычной поликлинике, - пожала плечами молодая мама. - Какие-то анализы платно, какие-то бесплатно. Дочке недавно понадобилось на прием к инфекционисту. Здесь такого врача нет, пришлось обращаться к платному специалисту. 

Эти неистребимые очереди

По мнению администрации «Жемчужина Стомед Уральская», жалобы по большей части связаны с тем, что у «Жемчужины» всегда была репутация хорошей частной клиники. Прикрепившись к ней, человек ждет, что получит весь платный пакет безвозмездно. Между тем частник, по сути, ведет тот же самый государственный прием.

Что он может дать сверх того, что дает обычная поликлиника? Государство рассчитывало, что частник, поднаторевший в качестве обслуживания и более высоком менеджменте, его, это качество, и даст. С очередями пока не получается.

Коммерческий директор ТОО «Стомед групп» Александр ЕВДОКИМОВ считает, что ликвидировать очереди очень сложно. Особенно это касается узких специалистов. Ведь число ставок врачей на количество населения регламентируется государством. Ну и фактор сезонности не исключишь: в пик ОРВИ у лора, например, очень много работы.

При этом в «Жемчужине Стомед Уральская» утверждают: очереди не в пример меньше, чем в государственных поликлиниках.

- Мы делаем все возможное, чтобы разгрузить очередь, - говорит Александр Евдокимов. - Где-то добавляем часы от себя каждому врачу. К тому же ввели практику двух кабинетов на одном участке. В одном работают врач с медсестрой, в смежном - фельдшер. Каждый вечер медсестра обзванивает пациентов и спрашивает, по какой причине он записался. Если болен, то идет к врачу, если нужно выписать бесплатный рецепт, закрыть больничный или взять направление на анализы, она переписывает его на прием к фельдшеру. 

Борьба за пациента

Администрация утверждает: в клинике работает служба контроля и аудита, куда стекаются все жалобы, появляющиеся на просторах Интернета.

 И это неудивительно, ведь частники кровно заинтересованы в том, чтобы пациент был доволен и не ушел в другое медучреждение. Собственно, в этом и заключается смысл передачи гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в частные руки - появляется конкурентная среда, следовательно, повышается качество медицинских услуг. Конкуренция в действии. Но то, что красиво на бумаге, на практике совсем не так эффективно. Казалось бы, сегодня в Костанае на 4 государственных поликлиники приходится 4 частных. А на деле лишь 16 процентов всех костанайцев, получающих гарантированную бесплатную медицинскую помощь обслуживаются у частников. Какая уж тут конкуренция!

- Выбор поставщика на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи проводится в конце года, - рассказал «НГ» руководитель департамента Комитета оплаты медицинских услуг по Костанайской области Батырбек НУРГАЛИЕВ. - В Костанае 4 государственных поликлиники и 4 частных - ТОО «Аксим плюс» («Жемчужина Стомед»), ТОО «Стомед групп» («Жемчужина Стомед Уральская»), ТОО «УроМед» и Костанайская железнодорожная больница. Поставщикам медицинских услуг выгодно работать качественно. Ведь если пациенту что-то не понравилось, он может поменять поликлинику. Работает механизм подушевого финансирования - уходя, пациент, образно говоря, забирает с собой деньги. Никакому предпринимателю это не понравится. Поэтому частные поставщики, как правило, отличаются более привлекательным сервисом, чем государственные поликлиники.

То есть лекарство от хронического недовольства пациентов есть, вот только нужного эффекта оно не возымеет, пока дозировка частного сектора слишком мала. А проблема в том, что крупных клиник в нашей области не так уж и много. Но, по словам Батырбека Нургалиева, сейчас в правительстве разрабатывается модель, которая предусматривает участие индивидуального предпринимательства в рамках оказания ГОБМП. Говоря простым языком, врач общей практики может открыть кабинет, заключить договор с Фондом медицинского страхования, взять на себя, допустим, 1 500 человек и вести прием. Эта идея подсмотрена в Москве, где по госпрограмме работает сеть клиник «Доктор рядом», расположенных в жилых массивах.

По прогнозам, в Казахстане эта модель будет внедрена не раньше 2018 года.