Не теряя нити управления государством

Евгений ШИБАРШИН

Политический год начался досрочными выборами. И чем закончился?

Итоги 2016 года приходится подводить на фоне неутихающего звона о достижениях Казахстана за 25 лет независимости. Однако праздники приходят и уходят, а жизнь остается. Нужно думать, как ее обустроить, чтобы получить возможность дотянуть до очередного юбилея. Неумолимый рост цен, теракты, постоянные кадровые перестановки во властных структурах, живучесть коррупции - все это мы имели в уходящем году. Что нужно сделать, чтобы избавиться от этого «багажа» в 2017-м?

О политической реформе Назарбаев заявил на собрании в честь 25-летия независимости/Фото informburo.kz

Предсказуемые выборы

Чтобы очертить контуры ближайшего будущего, нужно оценить ситуацию, в которой Казахстан оказался к исходу 2016 года.

Политический год начинался предсказуемо. В конце 2015 года правительство презентовало единую антикризисную программу на предстоящие три года. В ней определили приоритеты в экономической политике, выдвинули на первый план активное привлечение инвестиций и проведение второй волны приватизации. Кабмин должен был реально начать стаскивать экономику страны с «нефтяной иглы» и развивать несырьевой сектор.

Итоги внеочередных выборов в мажилис, которые прошли 20 марта, были предсказуемы / Фото ratel.kz

В подкрепление исполнительной власти понадобился и более компетентный, способный «адекватно» реагировать на действия правительства, законодательный орган. (Рассуждать, что тут все перевернуто с ног на голову, не приходится - так уж в Казахстане устроена политическая система). Поэтому радикальное обновление мажилиса с позиции власти было вроде бы логично.

Полномочия депутатов мажилиса V созыва истекали осенью 2016-го, но 13 января они обратились к главе государства с просьбой распустить их досрочно. Мажилисмены заявили: созданием законодательной базы реализации «Плана нации» они выполнили «свою историческую миссию» и считают, что ради «широкой общественной консолидации в ответственное время» нужно провести внеочередные выборы. Президент РК указом от 22 января их просьбу удовлетворил и назначил новое голосование на 20 марта.

Некоторые эксперты посчитали, что власть испугалась усиливающегося экономического кризиса и, как следствие, снижения ее рейтинга к концу 2016 года. К тому же был расчет на то, что в ходе скоротечной кампании оппозиционные силы не смогут провести эффективную агитацию. Так легче получить «управляемый» депутатский корпус.

Были и другие доводы - о том, что выборы затеяны для возвращения в мажилис Дариги Назарбаевой. По их оценке, этот шаг предпринимался в рамках так называемого транзита власти, где ей отводится чуть ли не главная роль. Эта версия вроде бы подтвердилась, после того как старшая дочь Нурсултана Назарбаева оказалась в списке кандидатов в депутаты от «Нур Отана».

Выборы прошли при сравнительно высокой явке избирателей. Депутатский корпус действительно обновился на 60%. Но его партийная конфигурация повторила итоги выборов 2012 года: большинство мест - у «Нур Отана», по 7 мандатов получили представители «Ак жола» и КНПК. Такой итог прогнозировался многими экспертами. Интрига была лишь в том, какая партия получит второй результат и войдут ли в мажилис представители четвертой партии. Ничего не изменилось.

Чтобы «штурвал» не перехватили

Даригу Назарбаеву, которой прогнозировали пост председателя мажилиса, партия «Нур Отан» в состав депутатов не ввела, а выдвинула на эту должность Бактыкожу Измухамбетова. У него хотя и неплохой послужной список (министр, вице-спикер мажилиса, аким области), но возраст - 67 лет. И это уже казалось странным. Поэтому, когда через 4 месяца его отправили руководить Центральным советом РОО «Общество ветеранов», особого удивления не было. Весь этот период мажилиса будто не существовало. В обществе о нем вспомнили только после того, как возник скандал с проживанием вновь избранных депутатов в якобы дорогостоящих номерах одной из гостиниц Астаны.

По земельному вопросу власть вступила в прямые переговоры с обществом. Митинг в Атырау. 27 апреля/Фото ratel.kz

Случилось это в начале апреля, а ровно через месяц Казахстан забурлил протестами по поводу возможной продажи земельных участков или передачи их в аренду иностранцам. Парламентарии не остались в стороне. Сделали запрос премьер-министру. Но, пока ждали ответа, на ситуацию отреагировал глава государства, поручив правительству создать специальную комиссию. Когда протестные настроения разрослись до масштабов республики, спикера мажилиса сменили на Нурлана Нигматулина, работавшего руководителем Администрации президента РК.

22 июня новым председателем мажилиса депутаты выбрали Нурлана Нигматулина/Фото ratel.kz

Случилось это 22 июня. А 13 сентября в Парламенте оказалась и Дарига Назарбаева. Только теперь уже в сенате. Глава государства назначил ее туда по своему списку депутатов после того, как премьер-министра Карима Масимова перевел руководителем КНБ, а его место занял Бакытжан Сагынтаев, ранее работавший первым заместителем премьер-министра.

Все эти кадровые передвижения (включая и перевод Имангали Тасмагамбетова с поста министра обороны на должность заместителя премьер-министра) имели одну причину: желание Нурсултана Назарбаева сохранить управляемость ситуацией в республике. (Ведь и сентябрьская «рокировка» в правительстве произошла сразу после того, как по известным причинам произошла смена власти в Узбекистане и некоторые эксперты начали прокручивать эту тему применительно к Казахстану).

Досрочные выборы мажилиса тоже вписываются в эту схему. Да, экономический прогноз на 2016 год был неблагоприятный, и комплектование законодательного органа в конце года могло принести нежелательные для власти результаты. Данное обстоятельство, очевидно, было одно из главных. Но есть еще один фактор, который играет, пожалуй, не меньшую роль.

Ожидание смены верховной власти (в сравнительно недалеком будущем) заставляет некоторые элитные группы перейти к определенным практическим действиям. Кризисное состояние экономики, накопившееся социальное напряжение в обществе, разбалансированность международной обстановки - все эти факторы любая группа может использовать, чтобы перехватить штурвал управления государством в свои руки.

Прежний депутатский корпус при всей его преданности Лидеру нации в кризисный период может быть использован в своих целях любой финансово сильной элитной группой для легитимного прихода к власти. Поработав 4 года в Парламенте, депутаты уже настолько заматерели, что от некоторых из них вполне реально можно было ожидать «отклонений от линии партии и правительства». Для снятия проблемы депутатов лучше своевременно перетасовать. Так, чтобы высокий процент новичков не позволил этому органу длительное время проявлять свою хотя бы относительную самостоятельность. Что мы и получили. Это видно хотя бы потому, что обновленный мажилис без особых вопросов выразил доверие правительству Карима Масимова, а в сентябре - без проблем согласился на замену прежнего премьер-министра.

Аким Актюбинской области Сапарбаев в больнице после теракта. 5 июня / Фото ratel.kz

Жители Алматы несут цветы к местам гибели жертв террориста. 19 июля/Фото tengrinews.kz

Если проанализировать законопроекты, рассмотренные мажилисом в течение года, посмотреть запросы, которые депутаты адресовали органам исполнительной власти, то ничего примечательного, отличного от предыдущего состава, не увидим. Обычная, рутинная работа. Хотя все лето страна бурлила «земельным вопросом», а 5 июня и 18 июля в Актобе и Алматы были совершены теракты, которые некоторые политологи склонны считать для Казахстана чуть ли не главными событиями 2016 года. Ни один депутат не отреагировал на эти ЧП резким движением. Что также подтверждает догадки об истинных намерениях инициаторов досрочных выборов. Если они хотели в неустойчивые времена получить «сбалансированный» Парламент, их замысел удался на 100%.

Главное - преемственность власти 

Но тот факт, что «президентская вертикаль» с этой стороны обеспечила себе прикрытие, не означает решения главных проблем. Все равно наступит время, когда верховную власть нужно будет передавать в другие руки. Как это сделать безболезненно - вот главная политическая тема ближайшего будущего. Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ на торжественном собрании, посвященном 25-летию независимости Казахстана, нарисовал радужную картину далекой перспективы. Говорить о возможном реформировании политической системы не в его правилах, однако на этот раз он эту тему не обошел.

Фото informburo.kz

- История независимости показывает, что успех строительства нового государства и реформ обеспечен прежде всего сильной президентской властью, - заявил глава государства. - Новый этап развития государства объективно ставит вопрос об усилении ответственности Парламента и правительства за состояние дел в стране. Казахстан был, есть и будет государством с президентской формой правления, как это предусмотрено нашей Конституцией. Вместе с тем настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между президентом, правительством и Парламентом. Специальная комиссия должна изучить эти вопросы и внести предложения по изменению соответствующих законов, а возможно, и Конституции.

Если исходить из принципа, которым Назарбаев руководствовался в своей президентской деятельности до последнего времени, перераспределение полномочий возможно лишь тогда, когда дела в экономике пойдут в гору. Пока Казахстан пребывает в стадии застоя. По итогам 11 месяцев 2016 года подъем по базовым отраслям экономики в сравнении с аналогичным периодом составил всего 0,5%. Если говорить о социальном самочувствии населения, то на него сильно «давит» общее снижение реального денежного дохода - по официальной оценке, сделанной в октябре, на 9,2%. В то время как потребительские цены за 11 месяцев выросли почти на 15%.

Удастся ли переломить ситуацию в 2017 году - неизвестно. Положительную динамику в экономике Казахстана по-прежнему обеспечивает рост мировых цен на углеводороды, а их скачки вверх специалисты пока не прогнозируют. Хотя уже при новом премьер-министре РК цена нефти выросла с $43 до $57 за баррель, но увеличение на 33% заметных успехов экономике не принесло. Разве что поспособствовало некоторому укреплению тенге относительно доллара. Несмотря на реляции о запуске новых цехов и заводов, объем обрабатывающей промышленности за 11 месяцев вырос лишь на 0,5%, и только сельское хозяйство дало прибавку 4,5%.

О том, насколько важно для власти сохранить в таких условиях социальную стабильность, говорит принятие бюджета 2017 года с увеличением расходов на 518 млрд тенге. Государство идет на этот рост не только ради инвестпроектов, которые могут дать новые рабочие места, но и для реализации социальных гарантий, обещанных населению. Правда, эту прибавку во многом будут обеспечивать увеличением гарантийного взноса в бюджет из Нацфонда. Эксперты прогнозируют, что при таких темпах расходов из главной копилки страны Казахстан скоро может пойти по миру.

Если к обстоятельствам экономического характера добавить давление на определенную часть общества со стороны зарубежных террористических центров, а также желание отдельных групп подтолкнуть процесс передачи власти, то возможности для политического маневрирования у Назарбаева и его сторонников будет не так уж и много. Перераспределение полномочий - одна из них. Вот только ждать, что это будет движение в сторону парламентской республики, наивно. Ведь так можно утратить нити преемственности власти. А для Назарбаева они сейчас одни из главных. Вполне возможно - и для общества. Вопрос лишь в том, кто будет преемником.