Обслуживать вовремя

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как распознать слабеющий аккумулятор?

С наступлением зимы нередко можно наблюдать, как водитель, подцепив свой автомобиль на буксир, пытается «разбудить» не желающий просыпаться двигатель. Причина зачастую одна - аккумулятор так ослаб, что самому раскрутить стартер не хватает сил. Можно ли заранее определить, что аккумулятор в какой-то момент может так подвести? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ.

Иллюстративное фото

- Чтобы не искать признаки слабеющего аккумулятора, нужно вовремя его обслуживать. То есть два раза в год (перед зимней эксплуатацией и в начале лета) замерить напряжение на клеммах, проверить уровень и плотность электролита, при необходимости привести их в норму.

Без подзарядки батарей из промышленной сети через зарядное устройство в таких случаях наверняка не обойдется.

Полной гарантии эти процедуры, конечно, не дают. Отведенный срок службы аккумулятора может оказаться на исходе. Возможно, условия эксплуатации автомобиля не позволяли подзаряжать батареи в полной мере. Одно дело, когда машина используется в основном для дальних поездок и генератор успевает пополнять энергоемкость аккумулятора, истраченную на работу стартера. Другое - когда делаются короткие ездки по городу. В таких случаях двигатель приходится часто запускать, и аккумулятор не успевает подзарядиться в полной мере. А если автомобиль еще и на ночь паркуется на улице, то при запуске двигателя для раскрутки его «замороженных» механизмов вращения нужно больше энергии.

В таком случае на выручку может прийти знание некоторых признаков, по которым видно, что аккумулятор либо уже нуждается в замене, либо пришло время подключать его к зарядному устройству.

Косвенным признаком слабой зарядки чаще всего служит вялая раскрутка стартера. Если в таком случае двигатель даже запустился, не нужно надеяться, что достаточно будет немного поездить и аккумулятор будет «в порядке». Ему обязательно нужна длительная подзарядка.

Другое дело, что тут еще нужно разобраться в причинах. Возможно, придется еще и плотность электролита доводить до нормы. Не говоря о том, что причиной может быть разрушение пластин. Все это нужно проверить, и тут лучше довериться специалисту.

Есть еще один способ. Обычно для разогрева аккумулятора перед включением стартера рекомендуют на короткое время зажечь фары. Если в это время вы увидели, что их свет тусклый, то стартер лучше не включать: и двигатель навряд ли запустится, и батареи можете повредить.

Иногда причину можно определить по внешним признакам. Если клеммы сильно окислились, то даже при хорошей зарядке аккумулятора стартер может не включиться. Очистите клеммы - все будет в порядке. В этом же ряду стоит и такой признак, как следы электролита вокруг пробок аккумуляторных батарей (там, где они есть). Это показатель того, что аккумулятор при подзарядке кипел и часть дистиллированной воды из электролита испарилась. Тут нужно выяснять причину, почему электролит закипел.