Вам говорят, купите машину

Галина ПЕТРЕНКО

Реализаторов подакцизной продукции вынуждают закупать новые кассовые аппараты


Не простые, а судя по тому, во что они обойдутся, просто золотые. Речь о контрольно-кассовых машинах с функцией онлайн-передачи фискальных данных. Такие в соответствии с действующим налоговым законодательством обязаны ставить у себя те, кто занимается продажей бензина и алкоголя. Обязанность, конечно, возникла не сегодня. И даже исполнялась. Но, чтобы исполнять ее впредь, предприниматели должны раскошелиться на новое оборудование.

Причина - с 1 января 2017 года АО «Казахтелеком» сворачивает действующую сейчас программу передачи сведений с ККМ в налоговые органы. Сведения об этом появились на сайте этого разработчика и оператора программы. В сентябре информация подтвердилась тем, что пошли уведомления от налоговых органов. В итоге предпринимателей вынуждают либо купить другие кассовые машины, либо еще раз тратиться на обновление прежних.

- В Палату предпринимателей посыпались жалобы от руководителей супермаркетов и компаний по реализации ГСМ, - сообщает пресс-служба палаты.- Они заявляют, что никак не против прозрачности денежных операций, но планируемые изменения серьезно ударят по карману в экономически непростое время.

В свое время АО «Казахтелеком» разработало и внедрило программу «Фискальный драйвер». Ее использование позволяло работать так же, как при наличии контрольно-кассовых машин, которые сами фиксируют и передают данные. Напомним, что с 2015 года, согласно изменениям в Налоговом кодексе РК, такие машины были обязаны установить предприятия, реализующие ГСМ, алкоголь. Однако перечень аппаратов на тот момент утвержден не был, да и сами кассовые машины были в дефиците.

Выход нашелся. Предприниматели установили на компьютерах «фискальный драйвер» и подключили к ним ККМ, которыми пользовались раньше.

Вариант вроде бы устроил всех. Но теперь программу сворачивают, а значит, бизнесменам нужно приобретать и устанавливать новые контрольно-кассовые машины либо приобретать специальные комплекты доработки. Совсем не дешевые.

- Контрольно-кассовые машины, которые вы видите, например, в супермаркетах и которые работали в связке с фискальным драйвером, сами по себе стоили около 300 тысяч тенге. Комплекты доработки, которые нужно приобретать, если не будет работать используемая сейчас компьютерная программа, стоят от 110 тысяч, - приводит цифры начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Костанайской области Татьяна ЧЕРНЫШ.

- У нас три крупных магазина. Не один и не два миллиона тенге придется затратить. К чему эта замена, если система работает? Даже сейчас у нас установлены фискальные машины, которые по характеристикам превосходят те, что предлагают нам купить. Они лучшего качества, у них больше период износа, - цитирует пресс-служба Палаты предпринимателей заместителя директора сети супермаркетов «Тамаша» в Костанае Дмитрия СТРЕКАЛОВА.

Всего в Костанайской области реализаторы подакцизных товаров используют сегодня 381 ККМ с функцией онлайн-передачи данных. И даже если кому-то кажется, что добавить к ним комплекты доработки не настолько дорого, то проблемы не только в цене. В Казахстане такое оборудование не производится. Костанайские предприниматели утверждают, что на заводе-изготовителе в России, на который они выходили, очередь уже на полгода вперед. А, по словам эксперта Палаты предпринимателей, комплекты доработки, которые пока никто не апробировал, нужно будет еще внести в реестр контрольно-кассовых машин. Так что на нововведение нужны не только немалые деньги, но и время. Между тем срок, с которого перестает работать программа, вот он - через три недели.

Кстати, причина, по которой оператор останавливает работу фискального драйвера - несовершенство программы, якобы она периодически дает сбой. Об этом заявлялось в ходе обсуждения проблемы в Палате предпринимателей. Бизнесмены же не исключают, что идет лоббирование чьих-то конкретных интересов. И считают, что все-таки легче отладить работу уже существующей программы, пусть это и будет стоить денег, чем полностью ее сворачивать и заставлять людей затрачивать средства на новое оборудование.

Не так давно проблему обсудили на уровне НПП «Атамекен» с участием всех заинтересованных сторон, говорилось в пресс-релизе бизнес-объединения. В день выхода номера мы позвонили в региональное подразделение палаты узнать, нет ли новостей.

- Пока нет. Мы не теряем надежды, что возобладает здравый смысл. Лучшее решение проблемы - это, конечно, доработка программы. Не очень понятно, почему оператор не делал этого в течение года, если были нарекания, - комментирует ситуацию Татьяна Черныш. - Другой вариант - продлить работу действующего программного обеспечения хотя бы до того момента, пока предприниматели не приобретут комплекты доработки. И ясно, что делать это надо только поэтапно. Почему, я уже объясняла. Мы уже собрали и направили в Нацпалату сведения, кому из предпринимателей и сколько для этого понадобится времени. Будем добиваться, чтобы интересы бизнеса были учтены максимально.

Фото из архива «НГ»