Машины должны уйти под землю

Ярослава БОГАТЫРЁВА, Игорь ПРАВЩИКОВ

Акция «НГ» обострила для властей Костаная ситуацию с парковками

«Наша Газета» добилась того, что специально по этой проблеме на днях собрали совещание в горакимате. Рады сообщить об этом всем костанайцам, которые вместе с «НГ» взялись бороться с несанкционированными парковками, участвуя в акции «Народный патруль». Она длилась 5 месяцев, после чего все наши материалы вместе с фото легли в основу запросов на имя акима города, в ДВД и управление дорожной полиции. Спрашивала «НГ» об одном: как дальше жить будем?

Штрафов могло быть больше

С тем, что ситуация в городе нетерпимая, вроде бы согласны все. За 10 месяцев нынешнего года в Костанае 3 745 человек были привлечены к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки. 15 водителей, которые разрушили бордюры и повредили зеленые насаждения или дворовые сооружения, втискивая свои авто на свободные места, оштрафованы.

- Таких случаев могло быть много больше, - говорил на совещании начальник отдела дорожной полиции ЮОВД Виктор ШЕНГОФ, - нам просто не хватает кадров. На патрулирование ежедневно выходит всего 10 инспекторов дорожной полиции. Им нереально охватить весь город. Тем более они еще обслуживают три трассы республиканского значения.

Кстати, по закону дорожная полиция не имеет права эвакуировать машины нарушителей с места несанкционированной парковки. Да что там! В Костанае нет ни эвакуатора, ни оборудованной штраф-стоянки. А согласно последним поправкам в Кодексе об административных правонарушениях, сотрудники УДП не могут изымать водительские удостоверения у нарушителей на месте. Раньше, по мнению полицейских, это как-то пугало и сдерживало водителей.

Сделать деньги на проблеме

- Естественно, что проблема с машинами, которые стоят на каждом свободном пятачке, возникла из-за отсутствия достаточного количества стоянок по всему городу, - продолжал Шенгоф. - С этим что-то нужно делать. Например, управление дорожной полиции ДВД не раз направляло в городской акимат предложения организовать парковку на улице Дулатова - на участке от улицы Победы до Амангельды. Это помогло бы разгрузить движение по Дулатова в районе Центрального рынка. Результатов нет.

А пока власти размышляют, где и как можно оптимизировать ситуацию, предприимчивые люди на проблемах делают деньги. Так во дворе дома по улице Козыбаева, 107 открыта не просто незаконная, но еще и платная стоянка. Схема проста: приезжаешь во двор, ставишь автомобиль под окнами, подходишь к одной из машин и платишь 100 тенге - такова такса за ночь. Ваше авто сторожат всю ночь. А недавно «предприниматели» надумали бизнес расширять - стали расклеивать объявления о своих услугах в соседних дворах. То-то радости жителям 107-го дома. О таких ситуациях горожане не раз сообщали в рамках акции «Народный патруль». Называли адреса: ул.1 Мая, 55, проспект Абая, 160.

Весь двор - парковка?

Но и без всяких попыток сделать незаконную денежку на трудностях, ситуация на внутридворовых территориях складывается серьезная, говорили на совещании.

- Все упирается в строительные нормы, - считает заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, автомобильных дорог и пассажирского транспорта» акимата Костаная Александр МАКЛЮК. - Еще с советских времен по нормам проектирования количество парковочных мест рассчитывалось с учетом соотношения 60 машин на 1000 человек населения. Сейчас реальность такова: на 1000 человек приходится около 200 автомобилей. Вот из-за этой разницы и все проблемы. Новые дома проектируются, а строительные нормы никто не отменял. Это можно увидеть и в микрорайоне «Наурыз», и в 5-ом микрорайоне.

Не лучший, но выход власти видят в том, чтобы расширять парковочные площадки внутри дворов. Дескать, в последние 2 года начали выделять средства из городского бюджета на ремонт асфальтированных территорий во дворах. Этим и надо пользоваться. Таким образом, ситуацию предлагают улучшить за счет уже и так наполовину отнятых автомобилистами детских площадок, песочниц, мест для сушки белья. Кто этим должен заняться? Предложили ПКСК. Их представители были не в восторге от этой перспективы. Предвидят конфронтацию с жильцами. Да и средства нужны.

Если бы правила - без исключений

Старые проблемы имеют четкий привкус тупиковости. Может, перспективы у нас четкие?

- Многие считают, что в обновленном генеральном плане застройки Костаная будут размечено все вплоть до автомобильных стоянок, - сказал начальник управления архитектуры и градостроительства акимата Костаная Абай ЮНУСОВ, - но там такие мелочи не указываются. Эти вопросы будут рассматриваться только при проектировании реконструкции некоторых улиц. Но могу сказать, что в центральной части города, скорее всего, стоянок больше делать не будут. Подземные паркинги - это единственный выход при строительстве новых и крупных объектов.

В качестве положительного примера «НГ» назвали строительство на месте кинотеатра «Костанай» большого торгово-развлекательного комплекса. О том, где будут парковаться машины громадного Казахстанско-Французского культурного центра, зажатого между жилыми домами, куда будут ставить свои авто жители дома, который начали строить внутри двора дома по ул. Баймагамбетова, 156, речи не шло. Хотя «НГ» готова назвать еще пяток адресов, по которым за последние 2 года встали масштабные здания банков, ресторанов и торговых центров. Они росли, а им никто и намека не делал, что в проекте могли бы предусмотреть подземные стоянки. Напротив, у «Атриума» кусок бульвара власти позволили отхватить под парковку... А ведь речь идет о реальных новостройках. Неужели нельзя городским властям давать «добро» на масштабные проекты только при условии, что в них будут включены подземные стоянки? Ведь это уже вопрос жизни и смерти для города.

В финале совещания зам. акима Костаная Алексей Кириченко сообщил, что на основе всего сказанного будет предпринята попытка разработать городские правила, которые помогут снять остроту ситуации с парковками. Но их должны будут утвердить депутаты гормаслихата и зарегистрировать управление юстиции.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА