«Не хочу ждать победы несколько лет!»

Ирина БУРЕЕВА

 Режиссер «Землетрясения» говорит о кинематографе, о Костанае и о себе

Скоро в широкий прокат выходит фильм «Землетрясение», основанный на реальных трагических событиях 7 декабря 1988 года, когда в результате стихии два города на севере Армении - Спитак и Ленинакан - были разрушены почти до основания. Зрители точно не останутся безучастны - без слез фильм смотреть невозможно. Зачем нам такие эмоции и почему именно сейчас нужны такие фильмы? Об этом мы разговариваем с режиссером фильма, нашим земляком Сариком Андреасяном. На счету его кинокомпании Enjoy Movies более двадцати успешных фильмов. Сегодня Сарика знают в Голливуде, его планы расписаны на годы вперед, но он находит время поговорить о Костанае, семье и просто о том, что волнует его по-настоящему. 

 

- Что помнишь про Костанай?

- Я помню много! Давным-давно, когда я был еще ребенком, в нашем районе загорелся дом. Мы с братом Арташесом взяли домашнюю камеру и побежали снимать пожар. Я даже умудрился записать стенд-ап на фоне горящего дома. Потом мы - два мальчика 15 и 10 лет - принесли эти съемки на «Алау». Нас встретил в редакторской Тимур Гафуров, посмотрел скептично, но кассету взял. В итоге по новостям показали наш репортаж, а после нескольких подобных съемок Арташеса взяли оператором на «Алау». Я после школы часто приходил и сидел в кабинетах редакторов, монтажках, студиях. Потом уже были передачи, хит-парады, популярность моих братьев. Ну а я всегда был где-то рядом.

- Сегодня ты и сценарист, и актер, и продюсер, и режиссер в разных своих проектах. Что сложнее всего? И чем интереснее лично тебе заниматься?

- Я в первую очередь режиссер и продюсер, хотя изначально все начиналось со сценариев. Но я не считаю себя профессионалом в сценарной профессии. Я всегда был соавтором и помогал больше видением, репризами, структурой. Могу направить сценариста, придумать идею. С годами понял, что это моя сильная сторона. Например, придуманная нами концепция «Защитников» (фильм С. Андреасяна, премьера которого назначена на февраль 2017 г. - ред.) интересна зрителями не только России, но и всего мира. Продюсирование менее интересно, потому что хотя продюсер и несет ответственность за качество фильма и его рентабельность, но кино делает режиссер. При этом продюсер рискует больше всех: если что-то пошло не так, все проблемы ложатся на его плечи.

 

С. Андреасян: «В следующей жизни я хочу быть футболистом»

- Как случилось, что после линейки комедий, успешных и кассовых, ты пришел к многобюджетным проектам в самых разных жанрах? Вот «Землетрясение» - серьезная драма, национальная киноакадемия Армении приняла решение выдвинуть фильм на 89-ю премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

- Абсолютно любой человек, который поступает в киношколу, приходит туда ради того, чтобы сделать великое большое кино. И я не исключение. Я долго шел к тому, чтобы позволить себе снимать другие жанры, кроме комедии. В России невозможно начать сразу с большого драматического либо фантастического фильма, потому что рынок так устроен - никто не будет рисковать. И в самом начале карьеры единственное, что я мог получить от продюсеров, - комедия. За плечами был большой опыт в юморе, с задачей я справился на все 150%: мои комедии становились успешными и рентабельными. Понемногу стал прощупывать почву в драме: снял трогательный социальный ролик «Мамы просто ждут нас», фильмы «Мамы» и «С Новым годом, мамы!». Это было наше большое послание всем матерям и детям. И, судя по успеху этих фильмов, мы смогли достучаться до сердец.

Одной из самых сложных задач, с которой я столкнулся, были съемки фильма «Ограбление по-американски». Я поставил перед собой цель - снять драматический боевик о любви к семье и социальной несправедливости. Это очень мужское кино, и я его очень люблю.

А «Землетрясение» - мой долг перед моим народом и перед теми, кто стал жертвой этой ужасной трагедии. Это кино про то, как прекрасна жизнь. Я стал ценить жизнь, когда у меня родился ребенок. Я смотрю на своего сына и понимаю, что хочу жить, потому что не могу его подвести, и возможно, без меня ему будет сложнее. А если вдруг со мной что-то случится, пусть мой сын посмотрит фильм «Землетрясение» и знает, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что.

Драмы сложнее снимать, на них возлагаются большие надежды. Коммерческое кино может быть хорошим или плохим, но в итоге все смотрят лишь на их кассовые сборы. А драма - жанр, через который ты можешь показать, насколько ты глубокий и честный человек. Я знаю, что все это есть в «Землетрясении» и будет в других драмах, которые мне доведется снимать.

- Твоя цитата: «К сожалению, режиссер никогда не узнает, каково это смотреть свой фильм впервые». Сколько времени длится постпродакшн картины, видоизменяется ли фильм от первой идеи до финала монтажа?

- Режиссер смотрит фильм, когда снимает, каждый дубль! Режиссер смотрит сцены сотни раз, когда монтирует и озвучивает. Потом черновой монтаж вместе с режиссером смотрят продюсеры, дистрибьюторы, редакторы, ТВ каналы. Одним словом, приличный и уважающий себя режиссер смотрит свой фильм не одну сотню раз. И посмотреть свой фильм на премьере впервые, получить первые ощущения как остальные зрители, режиссер никогда не сможет. Это, на мой взгляд, самое страшное в этой профессии. К примеру, когда вы играете в футбол, вы забиваете гол и сразу же получаете аплодисменты стадиона, или вы играете в театре и тут же чувствуете энергию зала… В кино вы работаете два года, знаете наизусть каждую склейку и шорох в своем фильме, а на премьере сидите, потому что так требует этика! Поэтому в следующей жизни я хочу быть футболистом, не хочу жить в ожидании победы несколько лет, хочу знать об этом в течение 90 минут - пока длится игра.

- Про фильм «Защитники» сейчас говорят много. Знаю, что после показа материалов фильма на кинорынке в Торонто, двухсотпятидесяти положительных статей в зарубежной прессе и 30 млн просмотров трейлера фильма в YouTube, «Защитников» взяло под свое крыло авторитетное агентство CAA (Creative Artists Agency - прим. автора).

- Мы сами приятно шокированы той поддержкой, которую получили по всему миру. В Америке и во всем мире люди открыты к экспериментам и открыты к жанровому кино. Для них «Защитники» - самобытный продукт, они не считают их каким-то ответом Западу, им просто нравится то, что мы сделали. Любой кинематографист, который выбирается за пределы своего локального рынка и становится заметным в США, получает возможность продолжить свою карьеру в мире. И я не исключение. Осталось подтянуть английский (улыбается).

- 1 декабря в России стартует в прокате «Землетрясение», 23 февраля 2017 г. выходит блокбастер «Защитники», уже идут съемки научно-фантастического фильма «Кома» (релиз 2018 г.), а летом ты приступаешь к съемкам «Станции 88». Это проекты с прицелом на мировой прокат - все по-взрослому, в общем. На сколько лет вперед расписана твоя жизнь?

- Мой график напрямую зависит от успехов тех фильмов, которые выходят в прокат. Если фильмы окупаются и приносят прибыль, мы приступаем к следующим, уже частично разработанным фильмам. Если же этого не происходит, то мы останавливаемся в своем развитии, делаем шаг назад, и «сыпятся» все планы. Фильмы, которые я хочу снять и, надеюсь, буду снимать, расписаны на четыре года вперед. Отказаться от них я могу лишь в случае, если в мою жизнь вклинятся более интересные проекты, но, как показывает опыт, все самое интересное мы придумываем сами в собственной компании.

- Еще твоя цитата: «Завидую тем, кто не работал над фильмом и может смотреть его как зритель». Ты сам как зритель много смотришь «чужих» фильмов? Сколько: пять, восемь, десять в неделю? Что подмечаешь в первую очередь? И, если не цепляет, на какой минуте можешь  выключить, потому что это не стоит твоего времени?

- Кино смотрю по большей части в кинотеатрах, если пропускаю, то уже, скорее всего, не посмотрю, так как нет времени. Стараюсь смотреть в неделю два-три фильма вне зависимости от того, в какой стране нахожусь и насколько занят. Я не ухожу с фильмов, так как почти всегда знаю, что меня ждет. И не экспериментирую в выборе: люблю жанровые фильмы и именно их выбираю. Я достаточно подкован в истории кино и всегда понимаю, на какого режиссера я иду или на какого актера. И всегда есть то, из-за чего я буду хвалить кино.

 

- Вновь цитирую тебя: «Нет смысла бросать кому-либо вызов в кино или искусстве! Это не бои без правил и не бокс!» А зачем тогда ты в кино?

- Я соревнуюсь исключительно с самим собой. Становлюсь лучше, чем был. И мне кажется, что человек рождается для того, чтобы совершенствоваться всю жизнь через свою профессию и поступки. Кино дает мне шанс делать зрителя счастливым, пусть и всего на несколько часов, пока включен проектор.

- Есть мнение, что вкус твой пошлый, юмор картин плоский и банальный. Ты очень смело и открыто обличаешь кинодеятелей. Наверняка есть недоброжелатели?

- Я приехал в Москву с двумя своими братьями, у нас в кармане было $700 на троих. Сегодня наша компания входит в число пяти самых больших и рентабельных компаний за всю историю российского кинобизнеса. Безусловно, это многих раздражает, особенно тех, кто очень старается, но не может стать лучше нас. Так что все, что они могли сделать - заказывать про меня компрометирующие статьи. И многих из них уже в индустрии нет, а мы продолжаем работать. Бог все видит.

- Чего ожидать от кино в ближайшем будущем? Что будут больше снимать? Какие тренды в киномире?

- У меня довольно пессимистичные прогнозы. Я думаю, что кино - это вымирающий вид. Лет через 15 зритель будет приходить в кинотеатр, надевать очки и смотреть кино, попутно влияя на сюжет, становясь одним из героев, частью команды. Кино проиграло компьютерным играм, потому что компьютерная игра вовлекает вас в действие и создает видимость того, что вы соавтор. В кино же вы просто принимаете то, что за вас придумали другие, вы - третий лишний. Именно поэтому во всем мире падает посещаемость в молодом сегменте. Молодые люди, имея платное телевидение и компьютерные игры, считают поход в кино чем-то старомодным. Если кинематограф не придумает что-то кардинально новое, то станет таким же нишевым, как балет и театр. Даже я, будучи режиссером с классическим образованием, хорошо понимаю, что сейчас во всем мире режиссерами становятся не те ребята, которые читали правильные книги и изучали актерскую игру, а те, кто хорошо разбирается в технологиях и графике. Если мы не будем развиваться в новом направлении, то потенциально будем безработными.

- Расскажи о своих старших братьях. Все-таки Костанай помнит и Арташеса, и Гевонда по КВН, ТВ-программам, шоу. Тогда это было шумно, круто и не провинциально. Где они сейчас? Чем занимаются? И большой привет вашей маме от всех тех, кто помнит кафе «Эребуни» и любил его вкусную кухню.

- Так получилось, что в 2008 году, когда мне доверили режиссировать мой первый фильм, Арташес и Гевонд подключились к нему, мы стали одной командой. Арташес - музыкальный продюсер всех моих фильмов. В музыке он лучший, я доверяю его вкусу. Арташес минимизирует мое участие в звуковом сопровождении и, по сути, экономит несколько месяцев, которые я могу потратить на другой фильм. Гевонд разрабатывает маркетинг фильма и ведет переговоры касательно его прокатной и не только судьбы. Глобально, секрет того, что мы можем делать несколько фильмов параллельно, исключительно в том, что мы команда и можем друг другу доверять. С 2002-го по 2008 год мы занимались кто чем мог, выживали как могли. Это было скучное и смутное время. А кино дало нам хорошие перспективы и реализацию своих талантов.

- Успешный, молодой, симпатичный, жена-красавица, сын, завидные перспективы в профессии - ты такой счастливчик по жизни или... Рецептом поделись. 

- Рецепт один - это трудолюбие и находчивость! Вообще тяжело анализировать что-то, когда речь касается твоей собственной жизни, но я верю в то, что Бог дает подготовленным. И хочется верить, что я заслужил звание счастливчика.

- И несколько вопросов «за жизнь», так сказать. Что заставляет тебя смеяться?

- Собственное чувство юмора! Я все воспринимаю через призму юмора, так намного легче. Люди, которые чаще улыбаются, явно интереснее тех, кто постоянно серьезен.

- Главное правило жизни?

- «Не важно кто ты, важно кем ты можешь стать», - это было первое, что мне сказали в киношколе.

- Чему бы ты еще хотел научиться?

- Моя главная задача - выучить английский на уровне носителя языка. Я потратил на это последние года три, но пока говорю, как эмигрант, меня это раздражает. После английского надо браться за китайский. Будущее в Китае!

- Как избавиться от похмелья?

- Есть у меня один минус - я не пью! Честно! Друг как-то спросил у меня, почему, а я ответил, что мне невкусно. Он сказал, что я мыслю, как ребенок.

- Если бы ты сам продолжал сниматься и мог сыграть любого киногероя, кто бы это был и почему?

- Посмотрите мой фильм «Землетрясение». Там есть герой - водитель КамАЗа. Его сыграл Микаэль Джанибекян. То, что он сделал, - уровень молодого Де Ниро. Так вот если бы я мог себе выбрать роль, я бы выбрал эту.

ДОСЬЕ

Родился 24 августа 1984 года в Ереване.

Учился в школе-гимназии им. Горького в городе Костанае. В 2001 году поступил на факультет журналистики в КГУ. Играл в региональной лиге КВН. После переезда в Москву окончил «Мастерскую Юрия Грымова» по специальности «режиссер кино» и стал специализироваться на музыкальных видеоклипах и рекламе.

Где работал до этого момента: где только не работал.

Семейное положение, дети: женат, сыну Марку 4 года.