Нужно ли накачивать шины азотом?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Существуют разные мнения. Научных исследований по поводу преимуществ использования азота в автомобильных шинах никто не делал (во всяком случае, в печати такие публикации мне не попадались), поэтому все оценки носят субъективный характер. Основаны они на применении к данному случаю некоторых законов физики. Например, в качестве преимущества применения азота вместо воздуха называют меньшую его утечку через поры шинной резины по причине большего, чем у кислорода, размера молекулы азота. В таком случае, дескать, подкачивать колеса для создания в шинах нормального давления нужно реже. И теплопроводность у азота меньше, поэтому колебания давления в шинах из-за изменения температуры также будут минимальными.

По-видимому, именно последнее свойство широко используется в спортивных машинах. У них шины на больших скоростях работают в экстремальных температурных условиях, что может привести их к взрыву, поэтому плюсы накачивания азотом вроде бы налицо. Однако есть тут одно но. В воздухе - 78% азота и 20% кислорода, остальное - смесь различных газов. Если азот выходит через поры резины медленнее кислорода, то в ходе эксплуатации автомобиля его доля в единице объема воздуха в шине должна увеличиваться. Если к тому же учесть, что в газе, которым колеса накачивают от азотных генераторов, азота не более 95%, то какой смысл использовать этот метод?

Эти сомнения не означают, что азот не дает названного эффекта. Но, в отличие от спортивных машин, имеющих шины большего объема и эксплуатируемых на больших скоростях, у обычных легковых автомобилей эти преимущества, если и будут, то не так заметны. Зато возникнут другие проблемы: станций с азотными генераторами мало, да и услуга эта в десятки раз дороже, чем накачать шины воздухом.

Я в этом убедился на личном опыте. Прочитав о преимуществах азота, решил воспользовался услугами одной из костанайских шиномонтажек. Через какое-то время обнаружил, что баллоны надо подкачать. Пытался сделать это в ближайших мастерских, но азотного генератора у них не оказалось. Пришлось ехать туда, где накачивал в первый раз.

Вполне возможно, что пониженное давление было установлено изначально. Так достигается еще одно рекламируемое преимущество азота - мягкость в работе шины. Хотя это свойство дает не столько азот, сколько давление ниже нормы. Когда водитель это обнаружит, то, не подозревая, что колесо изначально было «недокачено», приедет опять в ту же мастерскую. Такого рода подозрения высказывают на форуме в Интернете автолюбители, попавшие в аналогичную ситуацию. Они считают, что мастерские таким образом «привязывают» к себе клиентов. Даже если это и не так, то более эффективно смягчать работу шины не азотом, а более качественной резиной.

Сомнителен эффект и в снижении общего веса колеса, что теоретически должно сказаться на уменьшении расхода топлива. Если какой-то выигрыш и есть, он не ощутим.