И думать о красе «бюджетного» бордюра

Ольга ЛИХОГРАЙ

Разница в подсчетах: Акимат Костаная попытался доказать, что гранитный бордюр все-таки выгоднее бетонного

По данным проектировщиков, установка 1 п/м гранитного бордюра стоит 2 098 теге с учетом техники и прибыли, в реальности подрядчики сильно экономят

Бордюры из гранита, которые продолжают устанавливать в Костанае на отрезках улицы Уральской и проспекта Абая, будут стоить налогоплательщикам больше 146 млн тенге. Эту сумму корреспонденты «НГ» вычислили и обнародовали еще в прошлом номере, так и не дождавшись в течение трех недель ответа на официальные запросы ни от руководителя отдела ЖКХ Олжаса НУРГАЛИЕВА, ни от акима Костаная Базыла ЖАКУПОВА.

Запрос Нургалиеву был отправлен 29 сентября, а 10 октября продублирован Жакупову в связи с тем, что его подчиненный проигнорировал закон «О СМИ», обязывающий в течение трех дней предоставлять ответ. Но и глава областного не удостоил читателей «НГ» ответа в положенный срок. Зато 15 октября на сайтах костанайских СМИ появился пресс-релиз о пользе гранитного бордюра, который создает «положительный имидж городу» и имеет «большое значение для инвесторов и деловых людей».

Городской акимат даже потрудился дать расклад по стоимости гранитных и бетонных бордюров. Вот только что-то у нас с акиматом разная арифметика получается. Кто ошибается - решать читателям.

На бумаге

Согласно официальным данным пресс-службы акима Костаная, установка гранитного бордюра вдоль двух улиц обошлась бюджету... в 7 раз дешевле, чем стоило бы обрамление их бетонным.

- Установка гранитного бордюрного камня на ремонтируемых участках пр. Абая и ул. Уральской предусмотрена проектом, - значится в сообщении. - Протяженность бортового камня с двух сторон составляет 19 000 погонных метров. Сметная стоимость 1 п/м природного камня - 7 897 тенге. Общая сумма по установке бортового камня на двух улицах с учетом приобретения, транспортировки и строительно-монтажных работ составляет 150 млн тенге. Срок службы в плане износоустойчивости не менее 50 лет. При этом необходимо отметить, что в рамках текущего содержания побелка и покраска гранитного бордюра не предусмотрены.

Далее следуют расчеты по установке бортового камня из бетона, стоимость одного погонного метра которого составляет, по мнению чиновников, 4 400 тенге «в коэффициентах 2016 года». Что это за загадочный коэффициент и почему он применяется только к бетону, в пресс-релизе не объяснили. Зато пространно рассказали, как сложен и дорог бетон в обслуживании.

- Установка бетонного бордюра на улицах Абая и Уральской с учетом приобретения, транспортировки и строительно-монтажных работ составила бы 83,6 млн тенге, - отмечено в сообщении пресс-службы. - Срок службы бетонного бордюра - 4-5 лет. Если сравнить с гранитным бордюром, то за 50 лет необходимо было бы заменить материал из бетона порядка 10 раз. И данная работа обошлась бы в 836 млн тенге.

Иначе говоря, укладывая гранитный бордюр на въездах в Костанай, наши чиновники демонстрируют чудеса экономии. Правда, если сопоставить данные акимата по цене и прочности бетонного и гранитного бордюров с ценами и параметрами товара, полученными из иных источников, то получается не так гладко.

Для объективности корреспонденты «НГ» уточнили цены сразу в нескольких городах Казахстана.

И в реальности

В павлодарском ТОО «Интертранс» стоимость 1 п/м бордюра высотой 30 см и шириной 15 см (именно такой стандарт применяют в Костанае) - 1 400 тенге. В соседнем Кокшетау - 1 000-1 200 тенге. В Таразе цена оказалась чуть выше.

- Один погонный метр бетонного бордюра стандартной высотой 30 см и шириной 15 см у нас стоит 1 488 тенге, - сообщила «НГ» начальник производства ТОО «Жамбулхимстрой» Татьяна ШЕВЦОВА. - Думаю, что везти их из Тараза в Костанай нецелесообразно, цена сразу вырастет в 2-2,5 раза. К тому же бордюр - самый обычный, у вас в Костанае наверняка такой изготавливают.

Не только изготавливают, но и давно ставят! Если учесть нехватку бюджетных средств и утверждение акиматовцев, что они изо всех сил экономят, да прибавить к этому регулярные разговоры о поддержке местных производителей, то на сторону даже смотреть не полагается.

В Костанайском ТОО «СКВ-Строй», специализирующемся на заливных бортовых камнях из бетона, считают, что их изделия прочные и недорогие.

- По ГОСТу для бетонных бордюров можно применять марку бетона М-200, и то они простоят лет 15-20, - объяснил «НГ» мастер по производству Николай ГОФЕРТ. - Мы применяет бетон марки М-300, который используют даже при оформлении мостов. Бордюры с таким бетоном могут простоять до 50 лет. У них заливаются специальные железные «ушки», за которые их удобно цеплять и ставить.

Один погонный метр стандартного бетонного бордюра стоит 1 500 тенге. Срок службы самых простых - 5-10 лет. Они стоят 1 200 тенге за 1 п/м, уточнил Гоферт.

Вибропрессованные бордюры, которые производит ТОО «Костанай-МБИ», могут прослужить пару десятков лет.

- Мы делаем дорожный бордюр методом вибропрессования и применяем бетон М-400, - сообщил «НГ» директор ТОО «Костанай-МБИ» Владимир ГАНЕНКО. - В Костанае установили уже 130 км такого бордюра, ставим с 2012 года. Срок службы - до 20-25 лет. Наш бетон могут разрушить только морозы, мы проводили специальные испытания. Бордюр выдерживает минимум 200 циклов заморозки-разморозки. Этого достаточно, чтобы он несколько десятков лет лежал без особых повреждений.

Костанайские производители бетона уверяют, что их бордюр простоит 50 лет

Ганенко пояснил: единственный минус бетона по сравнению с гранитом - это 6% влагопотребления. У гранита оно составляет 0,2%. Бетон пористее природного камня, активнее впитывает влагу и во время морозов быстрее разрушается. Но и с учетом пористости костанайский бортовой камень из бетона сможет простоять никак не меньше 20 лет, а не 4-5 лет, как уверяют костанайцев сотрудники акимата. Стоимость 1 п/м. бетонного бордюра высотой 30 см, шириной 18,5 см в зависимости от цвета согласно прайсу МБИ варьируется от 1 350 до 1 420 тенге.

С побелкой и без

Откуда же взялись 4 400 тенге за 1п/м в пресс-релизе акимата? Говорят, дали с учетом доставки и установки. Мы решили проверить. В ТОО «Промстройпроект» сообщили, что установка 1 п/м бордюра как бетонного, так и гранитного с учетом оплаты труда рабочих, с учетом стоимости цементного раствора и восьмипроцентной прибылью составляет 2 098 тенге. Получается, что конечная цена установленного бетонного бортового камня должна быть чуть больше 3 500 тенге.

Откуда в акимате взяли цену почти на 1 000 тенге дороже - остается такой же загадкой, как и цифры о сроке службы бетона, которые, исходя из слов производителей, оказались занижены в 2-4 раза. Смущает и количество побелок.

- В рамках текущего содержания предусмотрена и побелка бетонных бордюров, - сказано в пресс-релизе горакимата. - Стоимость 1 п/м побелки составляет 20 тенге. Для разового проведения работы на улицах Абая и Уральской потребуется 380 000 тенге. За весенне-летний период побелка производится до 15 раз, то есть за сезон на эти цели необходимо предусматривать около 6 млн тенге. За 50 лет было бы потрачено почти 300 млн тенге.

«Итого», согласно расчетам акимата, вылилось в 1,1 миллиарда тенге. Именно эту сумму пришлось бы потратить в течение пятидесяти лет «с учетом межремонтных мероприятий» на бетон. В то время как «на разовую установку природного камня потребуется всего 150 млн тенге».

В то, что гранит полвека простоит, как новый, ни «съев» ни один бюджетный тенге даже на текущее содержание и обновление в случае сколов, верится с трудом. Как и в то, что весь бетонный бордюр за год будут белить до 15 раз.

Гранитный бордюр в этой части ул. Алтынсарина регулярно белят

К примеру, вдоль улицы Алтынсарина в районе входа в Центральный сквер корреспонденты «НГ» обнаружили беленый гранитный бордюр, а в некоторых местах ул. Карбышева - абсолютно небеленый бетонный. Что в течение полувека взбредет в голову очередному чиновнику и сколько это будет стоить - предугадать сложно.

Гранит - один, цены - разные

По словам чиновников, 7 897 тенге - окончательная стоимость установленного погонного метра гранитного бордюра с учетом приобретения и строительно-монтажных работ. Проектировщики добавляют к этой цифре 2 098 тенге за установку, а в торговом доме, который продает бордюр подрядчику (ТОО «АБЗ+»), уверяют, что цена даже за скидкой на опт - 8 000 тенге.

- Гранитный бордюр мы привозим с Кордайского карьера, который расположен в Алматинской области, - рассказал «НГ» директор костанайского торгового дома «У Петрухи» Петр ФОМИН. - Это гранит высокого качества, его еще называют кремлевским гранитом, камень Кордайского карьера устанавливали в Москве. Стоимость одного погонного метра в розницу - 8 500 тенге, «АБЗ+» мы продаем по 8 000 тенге за 1 п/м с учетом оптовой покупки и самовывоза.

В ТЖ «У Петрухи» уверяют, что завозят кремлевский гранит с Кордайского карьера

У нас возникает вопрос. Почему, верстая бюджет капремонта участков по Уральской и Абая, чиновники заложили окончательную сумму в 7 897 тенге, когда только покупка камня обходится в 8 000 тенге? Ведь если к этой сумме прибавить стоимость установки (2 098 тенге), то убытки составляют больше 40 млн! Сложно поверить, что заказчик «повесил» такое отрицательное сальдо на подрядчика во благо народа.

Нестыковка с цифрами вышла когда мы узнали чистую стоимость одного погонного метра гранитного бордюра в Кордайском карьере и его минимальную доставку до Костаная.

- Костанай покупает у нас гранит по 6 200 тенге за п/м, - сообщил владелец карьера Жабаил НЕФТУЛАЕВ. - Доставка до Костаная автотранспортом 200 погонных метров (столько вмещается в грузовик) обходится примерно в 320 000-350 000 тенге.

Считаем по-минимуму: делим 320 000 тенге на 200 п/м и получаем стоимость доставки 1 п/м - 1 600 тенге. Умножаем на общее количестве гранитного бордюра, который намерены установить в Костанае (19 000 п/м). Итог - 30 400 000 тенге надо потратить только на доставку.

Выходит, приобрести и доставить погонный метр гранита из Алматинской области стоит 7 800 тенге за п/м. Если «У Петрухи» бортовой камень стоит 8 000 тенге, то 200 тенге с каждого погонного метра - чистая выгода продавца. Учитывая общий объем поставок, до 3 800 000 тенге идут ему в карман.

Для привлекательности

Делаем выводы: около 34 000 000 тенге уходит исключительно на доставку гранита и на прибыль посреднику. Зато у местных производителей лежит бетонный бордюр серого и красного цвета «под гранит», не требующий побелки, со сроком службы от 20 лет и выше. Полное обрамление 19 000 п/м улиц бетоном даже самой дорогой костанайской марки обошлось бы бюджету всего в 68 млн тенге.

При этом чиновники упорно пытаются доказать, что гранит намного бюджетнее, а главное - красивее. Привлекательности натурального камня в пресс-релизе акимата отведен целый абзац.

- К вопросам благоустройства и развитию транспортной инфраструктуры должен быть комплексный поход, - пишут чиновники. - Ведь Костанай является административным, торговым, индустриальным и социально-культурным центром региона. Поэтому большое значение для инвесторов и деловых людей имеет и привлекательность города, которая включает как вышеперечисленные преимущества, так и архитектурно-строительный облик, санитарное состояние, уровень благоустройства и инфраструктуры. Полагаем, что данная работа в целом должна быть приоритетной... и проводиться с учетом складывающихся международных тенденций развития, опыта крупных городов и т. д.

В общем, народу предлагается думать не о том, сколько средств «выдавили» из бюджета гранитные глыбы, а об их красе. Красота - конечно, страшная сила. И очень дорогая. Если пользоваться стандартными правилами арифметики. Может, вместо того чтобы «вгрызаться» в гранитный бордюр, чиновникам стоит внимательнее грызть гранит бюджетной науки?

В Костанае могут сделать прочный бетонный бордюр «под гранит»

Фото Николая СОЛОВЬЕВА