Задача государства и общества

«Будем декларировать или работать». № 28 от 14.07.2015 г.

Выражаю вам свою признательность за активное освещение социально значимых проблем в областном еженедельнике. Ваша статья осветила один из злободневных вопросов, касающихся ежедневной жизни инвалидов, а именно отсутствия необходимого доступа к социально значимым объектам нашей области. Данная проблема действительно имеет место быть, и решать ее - наша совместная задача, задача государства и общества.

Вместе с тем, в связи с возложенной на департамент Комитета труда, соцзащиты и миграции с 2015 года функцией госконтроля данного вопроса, считаю необходимым дополнительно проинформировать о проводимой работе по контролю за обеспечением доступа к социально значимым объектам.

В первую очередь необходимо не допускать строительства новых или проведения реконструкции действующих объектов без необходимого доступа для маломобильных групп населения (далее - МГН). За прошлый год и первое полугодие текущего года к заданиям на проектирование департамент выдал 388 согласований и рекомендаций по обеспечению необходимого доступа, которые служат основанием для разработки проекта с соблюдением необходимых критериев доступности для МГН. В проектные организации области и на госэкспертизу направлены письма с требованием соблюдения предусмотренных норм по обеспечению доступа.

В 2015 году сотрудники департамента приняли участие в 97 приемочных комиссиях, с учетом требований было принято 25 объектов, не имеющих или устранивших нарушения в части доступности для МГН. В 2016 году (в связи с изменениями в законодательстве) в приемочных комиссиях сотрудники департамента участия не принимали.

Особое внимание уделяется действующим объектам, на которых не созданы или созданы частично условия для беспрепятственного доступа МГН. Местными исполнительными органами проведена инвентаризация и паспортизация объектов, на которых в первую очередь необходимо создать соответствующие условия. Данная работа проведена акиматами городов и районов, координирующим органом является управление координации занятости и социальных программ. По мере необходимости работа по паспортизации объектов ежегодно продолжается.

С прошлого года в Административном кодексе РК начала действовать статья 83, регламентирующая ответственность физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, юридических лиц, должностных лиц за несоблюдение ст. 25 Закона РК «О социальной защите инвалидов в РК». В акиматы городов и районов были направлены письма для разъяснения на местах среди субъектов, имеющих на балансе или в собственности объекты социальной инфраструктуры. Неоднократно были выступления в СМИ. В прошлом году и дважды в текущем году проводились круглые столы с представителями общественных объединений инвалидов по разъяснению данного вопроса. Конкретно пояснялось, что в случае нарушения прав инвалидов в части доступа к объектам они имеют полное право обращаться в наш департамент с письменным заявлением  о проведении проверки и привлечении к ответственности.

За первое полугодие 2016 года к нам поступили заявления на 18 объектов, из которых 14 были проверены. 4 объекта оказались нефункционирующими на момент проверки. На 5 объектах до завершения проверки собственники устранили нарушения. По 9 объектам собственники были оштрафованы на общую сумму 2 884 600 тенге. На сегодняшний день к четырем из этих 9 объектов беспрепятственный доступ также обеспечен, данная работа контролируется.

Вместе с тем необходимо отметить, что даже при наличии в Костанае правильно адаптированных и доступных объектов 18 заявлений от инвалидов касательно нарушений их права доступа к объектам - это ничтожно мало.

Полагаю необходимым и в дальнейшем совместно проводить разъяснительную работу по данному вопросу как среди инвалидов, так и среди собственников и балансосодержателей зданий. Уверен, что при поддержке еженедельника «Наша Газета» работу в данном направлении в обществе можно существенно активизировать.

Мурат МУРАТБЕКОВ,
руководитель департамента Комитета труда,
социальной защиты и миграции
по Костанайской области