Вид на мелочи с голландских высот

Галина КАТКОВА

Есть места, где даже сухие деревья пейзажа не портят, а украшают

Причем весьма художественно... Сравнивать - как у них и как у нас - интересное и полезное занятие. Из поездок я вечно привожу кучу снимков, на которых - примеры того, что можно позаимствовать нашим городам у других. Правда, еще ни разу я не видела, чтобы такими публикациями власти хотя бы заинтересовались. Но надежды не теряю. А вдруг. Итак, этот постскриптум к поездке - о «мелочах, от которых веет...», как выразилась моя острая на язык коллега. В данном случае веет отменным вкусом и предприимчивостью.

Сухие деревья в Амстердаме я снимала старательно, чуть не ползая по брусчатке на глазах европейской публики. Великолепное здание городского музея окружено ожерельем скверов, в каждом из которых - инсталляции с использованием того, что обычно выпиливают. Это стильно, наполнено внутренней энергией, рождает интересные ассоциации. Когда я смотрела на голый ствол, удерживающий на себе даже на вид тяжеленный каменный куб, думала: вот воплощение того, как много может вынести старость. Наверняка у других мысли были иные, главное, что они рождаются.

А от мертвого дерева, сияющего изнутри, вообще оторваться невозможно. Ствол будто разбит молнией, а причудливый вертикальный расщеп вызолочен. Сколько сделала природа, а сколько добавил человек - уже не важно. Одно безупречно дополняет другое.

Кстати, весь Амстердам, да и не только он, - пример гармоничного сочетания старого с новым, и даже не музейная, а уличная гармония здесь высокой пробы. Голландия - это очень старая Европа. И на фоне древних храмов, домов с их особенными узкими и пестрыми фасадами прекрасно смотрятся абстрактные скульптуры, зачастую весьма затейливые.

В Гааге было время рассмотреть их повнимательнее. Хороши! Мне особенно запомнилась одна - руки, россыпь мелких голов, думающих думы в самых неподобающих для этого местах, общий абрис фигуры. Хочется рассматривать, потому что мучительно силишься понять: отчего из всех этих «запчастей» так и не складывается цельный человеческий образ.

Я выходила разгадывать эти загадки ночью: улица перед отелем и черные конструкции были искусно подсвечены, из спрятанных где-то динамиков под дождем лился Григ (и что с того, что не голландец), с туристического бега я переходила на шаг. И мы с Гаагой становились ближе.

Кстати, боясь второпях не почувствовать главного, я не прельстилась походом в музей Ван Гога. В него постоянно змеились очереди. Начитавшись о его богатствах, решила, что за час экскурсии захлебнусь и золото превратится в медяки. Поэтому мы сходили на локальную выставку в Моко музей, чей двор украшают текучие часы а ля Сальвадор Дали.

В Моко давали параллельно, а точнее вместе, Энди Уорхола и Бэнкси. И если работы родоначальника рекламного дизайна - это однозначно уже винтаж, то стрит-арт англичанина вполне современен. И не только тематикой. Мы рассматривали выставленные в залах куски бетона, ржавые железные щиты, которые стали полотнами для Бэнкси, потом заглянули в магазинчик при галерее, а потом весело судачили о том, как человек, который начинал с граффити, манифестировал как антипод коммерческого искусства, превратился в один из самых денежных арт-проектов. Плакаты, блокноты, кружки, футболки по мотивам Бэнкси народ скупал охапками. Две пожилые, беспрерывно щебечущие, не то японки, не то китаянки тащили из музея охапку постеров поперек себя шире. Думаю, Моко процветает.

Мы тоже люди, не чуждые... Я прихватила оттуда простой карандаш с остроумным слоганом на узком тельце, отдав за него 8 евро. Рассматривала потом в самолете и размышляла: не под гипнозом ли была)))).

Напоследок еще пара слов о рекламе, гипнозе и умении торговать, которое есть неотъемлемая часть национального характера голландцев. Они очень заботливо относятся к тому, как показать товар лицом и вообще привлечь к нему внимание. В этой поездке мы были на крупной сыродельной фабрике. Ее показывали нам два молодых, веселых, энергичный менеджера, близких к самому верху руководства. Кроме цеха, где плыли по конвейеру похожие на солнца круги новорожденных сыров, они не поленились показать нам кухню-столовую. Там поверхность каждого стола несет на себе этикетки разных видов сыра. На кухне готовят с использованием сыра и постоянно обновляют в Интернете страничку рецептов с использованием собственного продукта. Посетителей сажают на симпатичные табуреточки, верх которых - один к одному круг гауды. Лидеры продаж, уверенные в себе сыроделы КОНО, доказывали гостям, приехавшим в к ним на час, а в страну на пару дней, что в рекламе нет мелочей. И мы не замедлили откликнуться - в фирменном магазине при фабрике отоварились так, что пакеты лопались.

Еще немного интересных штучек - на снимках. Все-таки надеюсь, может, дома пригодятся.