До конечной еще далеко

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Противостояние ТОО «Рудныйавтотранс» и акимата Рудного набирает обороты

Плата за проезд в автобусах Рудного в последнее время отличается крайним непостоянством. Только за две недели она взлетала до 60 и опускалась до 45 тенге несколько раз. В разные стороны тянут ее «Рудныйавтотранс», отдел ЖКХ акимата Рудного и прокуратура. Пассажиры в эти перипетии особо не вникают, но добавляют хаоса со своей стороны - скандалят в автобусах и категорически отказываются платить по новому тарифу. С 4 июля новая плата за проезд обрела, наконец, почву под ногами в виде всех возможных согласований. Но проблема на этом себя не исчерпала.

Туда, сюда, обратно

Первый скачок цены произошел 20 июня. В рудненских автобусах появились таблички, предупреждающие, что отныне стоимость проезда составляет 60 тенге для взрослых пассажиров, 50 - для пенсионеров, 30 - для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Естественно, это вызвало недовольство у рудничан. Пассажиры стали интересоваться: а по какому, собственно, праву? Телефон в отделе ЖКХ, автомобильных дорог и пассажирского транспорта раскалился. Выяснилась любопытная вещь - постановление акимата Рудного об установлении новых тарифов еще не прошло регистрацию в органах юстиции. В ЖКХ безапеляционно заявили - повышение тарифа неправомерно, и платить 60 тенге не надо. По крайней мере до тех пор, пока документ не соберет все необходимые подписи и печати. Когда, наконец, это произошло, и плата снова поднялась, в ситуацию вдруг вмешалась прокуратура. После многочисленных жалоб рудничан надзорный орган провел экстренную проверку и «тормознул» пассажироперевозчика. С 25 июня в автобусах снова можно было на законных основаниях ездить по 45 тенге, но буквально несколько дней - до 4 июля.

В Рудном пассажиров возят настоящие автобусные раритеты

В одной лодке

Корреспонденты «НГ» приехали в Рудный 30 июня, когда страсти на время улеглись. Пассажиры вели себя чинно-благородно, но водители говорят, что неделю назад все было с точностью до наоборот.

- Работать было невозможно, - вспоминает водитель маршрута № 30 Сергей МАКШАНЦЕВ. - Люди скандалили, некоторые просто отказывались платить по новому тарифу и все. Говорили, что у них больше денег нет.

По правде говоря, скандалить с водителями автобусов вовсе незачем. Как выяснилось, они тоже пострадавшая сторона. Большинство опрошенных водителей опасаются, что повышение тарифа не даст им особой финансовой выгоды.

- Каждый день я покупаю путевку, - говорит водитель автобуса Вадим ВТОРСКИЙ. - Плюс у меня есть в день план, я должен 10 000 отдать работодателю. День на день не приходится - когда в минусе, когда в плюсе. А сейчас с поднятием цены на проезд наверняка и план поднимется. А многие люди ведь, увидев табличку с ценой проезда 60 тенге, просто разворачиваются и идут пешком. Все-таки в Рудном не такие большие расстояния. Так что я боюсь, что потеряю то, что имею.

У пассажиров же один аргумент - если повышаете тариф, то и автобусы должны быть соответствующие, а не «ПАЗики» совковых времен и отслужившие свое «германцы», разваливающиеся на ходу. Рудничане даже шутят на эту тему. Например, говорят, что костанайские автобусы после смерти попадают в Рудный.

- Я платил по пенсионному 35, а теперь буду отдавать 50 тенге, - сокрушается Александр КАЛАШНИКОВ. - Лично для меня скачок большой. Да и за что платить такие деньги? Ладно бы хоть автобусы приличные были...

 Водители автобусов утверждают, что повышение платы за проезд им совсем не выгодно

В черном теле

Руководство ТОО «Рудныйавтотранс» признает, что автопарк оставляет желать лучшего. Но при тарифе в 45 тенге он, хоть убей, не мог обновиться.

- В ТОО нет автобусов моложе 10 лет, - говорит директор ТОО «Рудныйавтотранс» Кумар БОПАТАЕВ. - Но ведь пассажирский транспорт очень дорогой. И обслуживание его обходится тоже в копеечку. На какие деньги их покупать? Борьбу за тариф с акиматом мы ведем уже несколько лет. И каждый раз этот процесс затягивается. Ни в одном городе Казахстана вы не найдете такой платы за проезд - 45 тенге. А ведь за эту сумму мы должны предоставить такие услуги, какие просто не обязаны предоставлять. Нас кабальными условиями заставляют ездит в промзону, которая не находится в черте города. Кроме того, в Костанае автобусы заканчивают движение в 23 часа. В Рудном же мы работаем круглосуточно, а маршруты между тем остаются нерентабельными. Да еще и дороги в Рудном находятся в ужасном состоянии. Но своего пика ситуация достигла после поднятия тарифа, который всеми силами пытались опустить и акимат, и прокуратура.

По словам Кумара Бопатаева, конкурс на обслуживание регулярных городских маршрутов в Рудном должен был пройти еще в ноябре 2015 года. Но состоялся он только в январе 2016-го. «Рудныйавтотранс» вышел с заявкой, в которой была указана новая плата за проезд - 60 тенге. Фирма выиграла конкурс, но 29 января руководство «Рудныйавтотранс» пригласили в акимат, где и.о руководителя отдела ЖКХ Андрей Чичинов предложил подписать договор, в котором общий тариф по маршрутам составлял 45 тенге. Пассажироперевозчик и акимат торговались больше месяца. В итоге 16 марта был подписан договор, в котором значилась цена, предложенная ТОО «Рудныйавторанс». В договоре было обозначено, что новый тариф будет введен в действие с 1 июня.

- Мы рассчитывали, что уж до этого времени акимат проведет все необходимые согласования, - говорит Бопатаев. - Однако, если смотреть с точки зрения законности, никаких согласований и не должно было быть. Мы выиграли тендер с такими ценами. Есть подписанный договор, дело решенное. На каком основании сессия маслихата и общественный совет должны оспаривать результаты конкурса? И что, если они не согласуют, результаты тендера будут признаны недействительными?

«Нас душат»

У акимата правда своя, и претензий к ТОО «Рудныйавторанс» тоже предостаточно. Их накопилось столько, что акимат собирается в судебном порядке добиваться расторжения договора, заключенного 16 марта.

Людмила Сазанович: «Рудныйавтотранс» душит нас не первый год»

- В конкурсной документации изначально стояла стоимость 45 тенге, - рассказала «НГ» заведующая сектором коммунального хозяйства Людмила САЗАНОВИЧ. - Участник конкурса не может выдвигать свои условия. «Рудныйавтотранс» признали победителем. Через 10 дней мы должны были заключить с ними договор, но они просто не стали этого делать. Руководство пассажироперевозчика стало навязывать новые цены и графики. В итоге договор был заключен через суд в марте. В связи с этим после проверки прокуратуры члены конкурсной комиссии понесли наказание. 10 июня маслихат утвердил новый тариф, 14-го прошла регистрация в органах юстиции. Через 10 дней новый тариф должен был вступить в силу, но «Рудныйавтотранс» поторопился. У нас тут телефоны просто разрывались. Мы написали в прокуратуру, антимонопольный комитет и транспортную инспекцию с просьбой разобраться в ситуации. Этот перевозчик душит нас уже не первый год и мы собираемся в судебном порядке расторгать с ними договор.

В связи с этим возникает резонный вопрос - если акимат добьется своего, то кто будет возить рудничан? В ЖКХ отвечают, что в этом году на рынке пассажироперевозок в Рудном появилась еще одна фирма - «ППП-2030». Пока она обслуживает два городских маршрута - 19, 19а и возит рудничан в Перцевку. Своей базы у перевозчика нет - он арендует помещение у ТОО «Рудныйавтотранс». Судя по количеству маршрутов, автобусов у фирмы тоже немного. Так и до транспортного коллапса недалеко.

Однако Людмила Сазанович нашего скептицизма не разделяет. По ее словам, хозяевам автобусов безразлично, кто будет платить им деньги. И они вполне могут перейти в «ППП-2030», если договор с «Рудныйавтотрансом» будет расторгнут. Любопытная деталь - по словам Кумара Бопатаева, «ППП-2030» возглавляет родственник заместителя акима Рудного. Но по большому счету пассажирам все равно, кто их возит. Лишь бы автобусы были нормальные, водители не хамили и плата за проезд была адекватной. Возможно ли добиться этого простой сменой перевозчика?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА