«Одно кино на весь город»

Дмитрий ЛЕГКИЙ, доктор исторических наук

Мы продолжаем публикацию серии очерков, посвященных 80-летию нашей области

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - завещание В. И. Ленина в 1930-е годы стало претворятся в жизнь по всей стране, в том числе и в Кустанае. Когда в 1936 г. город стал областным центром, советские руководители понимали, что «по борьбе с хулиганством сделано совсем мало», да и репрессивных мер здесь недостаточно, «нужно организовать культурное развлечение» (как отмечалось в партотчетах), а база для этого слаба и примитивна - «одно кино на весь город, одна библиотека, ни одного клуба, культурной столовой-ресторана нет, есть только кабачки».

Здание бывшего кинотеатра "Фурор"

«Число самостоятельных кинотеатров»

В «число самостоятельных кинотеатров» входил городской кинотеатр, количество мест в котором ежегодно увеличивалось: в 1937 г. - 302, в 1938 г. - 330 и в 1939 г. - уже 845 мест. В отчетах с 1937-го по 1939 г. «число киноустановок при клубах» было одно и тоже - три. При этом население в городе с 24 824 человек в 1936 г. увеличилось до 27 800 человек в 1939 г.Самый ранний документ Кустанайского областного отделения треста «Казгоскинотрест» при Совете народных комиссаров Каз. ССР (которое объединило все кинотеатры области) датирован 31 декабря 1937 г. Затем 13 июля 1938 г. трест «Казгоскино» был преобразован в Кустанайский областной трест кинофикации. 23 марта 1938 г. также был создан киновидеофонд (фильмы с того времени до сих пор бережно хранятся).

В соответствии с постановлением Совнаркома от 14 апреля 1938 года было образовано управление кинофикации при Кустанайском областном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В связи с этим управление кинофикации было переведено на полный хозрасчет и в его состав передано 55 стационарных и передвижных установок. В том же году открылось Кустанайское отделение главкинопроката во главе с Н. Терещенко.

В кинотеатре Кустаная тогда с успехом демонстрировалась первая звуковая документальная кинокартина Казахстана «Джамбул-ата» и художественная лента «Амангельды».

Здание прежнего кинотеатра «Фурор» в г. Кустанае было передано драмтеатру, который открылся после ремонта 5 ноября 1936 г. Место под новый кинотеатр городские власти выделили в соответствии с духом времени. Мечеть в Татарской слободе (ныне район Наримановского рынка) еще в 1931 году решением Кустанайского городского совета была передана под клуб (вплоть до 1941 года). Таким же образом, на заседании президиума Кустанайского горисполкома «Об использовании зданий церкви и мечети» 3 июля 1939 г. быстро нашли здание для нового кинотеатра. Процитируем: «Здание бывшей мечети, находящееся в пос. Наримановка, передать в распоряжение кинотреста под кинотеатр».

Рисунок киномеханика И.А. Алексеенко. 1938 г. ГАКО

«Коллективное посещение кино»

В качестве культурных достижений накануне войны указывалось, что «установлены два звуковых кинотеатра, которых в 1934 г. не было». Так, с чувством гордости приводились данные за 1939 год: «Теперь же г. Кустанай, являясь областным центром, имеет 19 школ, 2 техникума, 1 институт, 1 театр, 2 кино, 4 клуба, 1 библиотеку, 1 музей».

Деятельность всех культурно-просветительских учреждений была тесно переплетена. Так, в отчетах кустанайских педучилищ обязательно отмечалось постоянное сотрудничество с театрами. «При училище учащиеся почти регулярно через каждую шестидневку имеют возможность смотреть немой фильм, кроме того, были организованы массовые походы в звуковое кино /доклад т. Сталина и др./», - так подробно отчитывалось Русское педучилище в 1938 г. В Казахском педучилище в 1938-39 учебном году «учащиеся коллективно посещали театр 2 раза, кино 8 раз». Фактически кустанайские учащиеся ежемесячно совершали культпоход в городские драмтеатр и кинотеатры. В отчетах 1940 г. в качестве культурно-просветительной работы упоминались такие мероприятия: беседа «Сталин и Красная армия», коллективное посещение драмтеатра, коллективное посещение кино.

В Кустанайском учительском институте применялись заманчивые меры поощрения: студентов естественно-географического факультета 18 февраля 1941 г. руководство «за образцовые и отличные показатели в учебе и соцсоревновании» премировало месячным абонементом в кинотеатр.

В отчетах профсоюзных организаций в соответствующих разделах обязательно отмечалась роль кино с указанием необходимости укрепления материальной базы. В графе «Художественное воспитание» значились «спектакли и концерты, кинопостановки», в графе «Хозяйственные расходы» - «приобретение хозяйственного инвентаря, киноаппаратуры».

Руководство кинофикации области

На заседаниях бюро горкома КП(б)К регулярно утверждали в должности всех руководителей. Так, 7 мая 1940 г. заслушали «доклад начальника управления кинофикации тов. Лисковенко об итогах работы Кустанайского треста кинофикации за 1-й квартал 1940 г.». Характеристика звучала весьма кратко: «Тов. Лисковенко Алексей Тимофеевич, 1912 г. р., соцпроисхождение - из крестьян-батраков, украинец, образование 7 классов, член КП(б)К с 1922 г.». Директором городского кинотеатра с 25 августа 1939 г. работал «тов. Малин». Партийно-деловая характеристика: «Малин Александр Филимонович, 1892 г. р., соцпроисхождение - из рабочих, русский, член КП(б)К с 1939 г., образование низшее, выдержан, дисциплинирован». В качестве недостатков указано: слабо изучает «Краткий курс истории ВКП(б)». Стать руководителем культуры с таким уровнем образования было вполне реально.

17 мая 1940 года Кустанайский областной трест кинофикации упразднен с передачей функций Кустанайскому областному управлению кинофикации. Облисполком не церемонился и строго указывал на недостатки: «Руководство кинофикации области в лице бывшего управляющего тов. Чумарина и начальника управления кинофикаций тов. Ганичева неудовлетворительно занималось делом кинофикации области». Термины - «бывший» и «неудовлетворительно» означали, что виновника сняли с работы. Облисполком решил провести «переоборудование и пуск в эксплуатацию Наримановского кинотеатра к 15 июня 1940 г.», при этом поручили горисполкому «в месячный срок подыскать помещение под общежитие киномехаников».

Своя киноустановка была и во Дворце пионеров, где работал киномехаником Иван Александрович Алексеев, «1917 г. р., крестьянин-бедняк, член ВЛКСМ, образование - 6 классов, киномеханик, Кустанайский Дом пионеров, ул. Гоголя, № 51». Как художник-самоучка он участвовал в первой художественной выставке 1938 г. в Кустанае, нарисовав портрет писателя Максима Горького и прекрасной незнакомки.

«Список комсомольцев-корейцев, состоящих на учете в Кустанайской городской комсомольской организации» показывает, что в «Союзкино» работали Цой Д., «художник, из рабочих, 1920 г. р.», Пак Николай Георгиевич, «механик, из рабочих, 1924 г. р.». Обратим внимание, что депортированных корейцев, которых на обыденном уровне считали врагами народа, на государственном принимали в комсомол и предоставляли хорошую работу.

«О театральном обслуживании в летнее время»

Криминогенная обстановка оставалась в городе сложной. 1 июня 1940 г. по всем учреждениям рассылается «Обязательное постановление Кустанайского горсовета о мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью». Среди них значилось: «Запретить пребывание детей до 14-летнего возраста на улицах после 21.00 час., на вечерних спектаклях и киносеансах, в клубах, садах, стадионах и других зрелищных увеселительных местах». Отдельно оговаривалось, что «родители и опекуны за озорство и уличное хулиганство детей привлекаются органами РК милиции и административной ответственностью».

В Кустанае отмечали революционные праздники и юбилеи. Как город готовился к первомайскому празднику, показывает заметка в газете «Сталинский путь» от 28 апреля 1940 года. Процитируем: «В городском саду идет деятельная подготовка к первомайским дням. Уже посажено около 300 новых деревьев. К международному пролетарскому празднику заканчивается строительство эстрады летнего театра на 700 мест с новой расширенной сценой».

В партийных документах накануне войны непременно отмечались «областной Дом партийного просвещения, два звуковых кинотеатра и один драматический театр». Все они были инструментами проведения политики «культурной революции» 1930-х гг.

Автор благодарит сотрудников Костанайского историко-краеведческого музея и областного госархива за оказанную помощь