Удержать власть

Евгений ШИБАРШИН

По количеству конституций Кыргызстан опередил всех своих партнеров по СНГ. Очередной новый вариант, принятый в прошедшее воскресенье, усиливает властные полномочия исполнительных органов. Как и хотел президент Бакиев. Такой подход явно не устраивал большинство депутатов парламента, и дискуссия по  этому поводу дошла до такого, что  глава государства, ссылаясь на неразрешимое противоречие между ветвями власти, предложил вынести голосование по Конституции на всенародный референдум. И уже в понедельник издал указ о роспуске теперешнего состава парламента. 

Для нас примечательно то, что в этом документе появилась норма, в соответствии с которой законодательный орган Кыргызстана  теперь будет избираться только по партийным спискам. Как в Казахстане. По такой же схеме предстоит избирать и российскую Государственную думу, да и Украина давно уже перешла на такую процедуру.

Чем же партийная подкладка под парламентом стала такой привлекательной для президента Кыргызстана? Судя по тому, что накануне референдума он создал свою партию, его замысел легко прочитывается. Для этого достаточно посмотреть на пример Казахстана, где практика избрания Мажилиса по партийным спискам вводилась под «Нур Отан». При всем различии в прочности позиций президентов Казахстана и Кыргызстана, оба они выбрали один способ удержания власти - создание своих партий. Впрочем, и российский Путин идет тем же путем. Хотя там с добровольным уходом Ельцина складывается, скорее, традиция преемственности власти, а не тяга к  длительному пребыванию на президентском престоле.

Однако у Бакиева ситуация гораздо сложнее, чем у Назарбаева и Путина. У него нет устоявшейся вертикали исполнительной власти и славы «стабилизатора» политической обстановки, чем располагает казахстанский президент. Нет и авторитета народного лидера, который сложился у Путина. После его усилий по преодолению периода национального унижения, испытанного россиянами во время правления его предшественника.  К тому же, кыргызский президент вряд ли успеет до выборов убедить избирателей, что его партия - это именно то общественное объединение, которое нужно большинству граждан.

В такой ситуации Бакиеву остается рассчитывать только на ту часть электората, которая поддерживает его лично, и на огромные возможности административного ресурса. Но тогда, наверняка, не удастся избежать традиционного для Кыргызстана деления на юг и север. Да и опора на  адмресурс, учитывая накопившуюся там практику массовых выступлений, может обернуться украинским вариантом - жесткой критикой нарушения выборного законодательства и приходом к власти оппозиции. При таких сценариях без серьезных конфликтов в обществе не обойтись.

Некоторые наши политики уже не раз кивали на пример Украины и Кыргызстана, президенты которых «нахлебались демократии» по уши и теперь не прочь апробировать у себя казахстанскую модель «управляемой демократии». Но в том-то и дело, что их желание продиктовано отнюдь не стремлением развивать демократические ценности, которые у них уже утвердились. Удержать свою власть - вот что ими движет. Вопрос лишь в том - ради чего? У каждого из президентов на то свои причины. Может быть, потому они и не используют в полной мере поиск компромиссов, а вводят в стране псевдодемократические механизмы формирования органов власти.