Отчет акима Костаная вызвал вопросы и не дал ответы

Евгений ШИБАРШИН

5 февраля перед жителями областного центра отчитался аким Костаная Базыл Жакупов. Подобные встречи местных руководителей случаются ежегодно, но, в отличие от предыдущих лет, отчеты проходят в рамках «транспарентного и подотчетного государства», формирование которого декларировано институциональными реформами президента страны.

Самое время послушать доклад акима «Об итогах социально-экономического развития Костаная в 2015 году и задачах на 2016 год», с которым он выступил перед населением, и оценить, как эти задачи решает глава Костаная.

Акимы уходят, вопросы остаются

Есть и еще одно в некотором роде «специфическое» обстоятельство. Дело в том, что Базыл ЖАКУПОВ в должности акима Костаная работает лишь с сентября прошлого года. Ему, по сути, пришлось отчитываться за работу своего предшественника, на которого заведено уголовное дело по обвинению в коррупционном преступлении. Более того, под судом оказались и два заместителя экс-акима.

Судебное разбирательство по этим делам еще не закончено, поэтому с оценкой деяний команды бывшего акима Костаная с точки зрения криминала спешить не будем. Отметим лишь, что Жакупов оказался не в простом положении, что не снимает вопросы, которые возникли после слушания доклада акима.

Базыл Жакупов начал свое выступление с экономики. От того, как сработала промышленность Костаная, зависят наполняемость городского бюджета, доходы и степень трудовой занятости населения. А тут ситуация непростая.

В 2015 году промышленными предприятиями произведено продукции в действующих ценах на 150 млрд тенге, что составляет 84,6% к 2014 году. Индекс физического объема производства составил 92,8%. Общее падение произошло в пищевой промышленности (на 7% к 2014 году) и в производстве машин и оборудования (почти вполовину). По итогам года 19 предприятий не обеспечили уровень промышленного производства предыдущего года.

- Основными причинами снижения объемов производства являются: сужение рынка сбыта, в том числе по России, организационные проблемы, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижение спроса по причине общего спада в экономике, - так глава города объяснил причину спада в промышленности Костаная.

Названные обстоятельства и без того известны, а хотелось бы услышать, как акимат сопротивлялся втягиванию городской экономики в кризисную воронку? Например, какой эффект от взаимного посещения официальными делегациями чиновников и предпринимателей Костанайской области и приграничных российских регионов? Приехали, поговорили, и на том дело кончилось?

Или другой пример. В числе сбросивших объем производства - местный автопром. Костанайцы ровно год назад на таком же отчете (правда, бывшего главы области Нуралы Садуакасова) спрашивали о мерах, которые позволят увеличить продажи автомобилей, собранных в Костанае. Тогда пообещали, что для их покупки будут предлагаться дешевые кредиты, а юридическим лицам предоставят возможность приобретать машины в лизинг. Сработала эта мера или нет - в докладе Жакупова тоже не прозвучало.

Вообще, возвращение в таких отчетах к вопросам, поставленным горожанами на предыдущих встречах акима с населением, - отдельный разговор. Мы очень хотели познакомиться с мерами, которые в городском акимате приняты по итогам прошлогоднего отчета акима Костаная. Такой документ действительно существует. Он включает в себя 3 пункта. В частности, было высказано предложение о необходимости выделения земельных участков для индивидуальной жилищной застройки в поселках Кунай, Ударник и Дружба, включенных в городскую черту. В названном плане мероприятий указано, что проект детальной планировки жилого массива «Кунай» разработан, что касается других названных районов, то средств для подготовки проекта пока нет. Из других предложений одно реализовано, другое - нет.

Но вот что удивительно: в этом плане почему-то вовсе не оказалось предложений, которые высказывали жители поселка Амангельды. Они встретились с тогдашним акимом Костаная Ахмедбеком Ахметжановым через несколько дней после его отчета в городском доме детского творчества. «НГ» рассказывала об этом в статье «Только раз в году бывает встреча» (05.02.2015). Там, в частности, говорилось, что жители этого городского поселка подняли вопрос о восстановлении старого или строительстве нового детсада, об отсутствии уличного освещения, ставили вопрос о необходимости ремонта дорог, просили организовать дополнительный автобусный маршрут. Аким тогда дал поручения руководителям городских служб, по детсаду сослался на отсутствие средств и по каким-то вопросам обещал ответить письменно. Сделал он это или нет - неизвестно. Поскольку акимы приходят и уходят, а вопросы остаются, то неплохо бы завести порядок: отчеты акимов начинать не с перечисления успехов или провалов в экономике, а с информации, что сделано по предложениям населения, высказанным на предыдущем отчете.

Деньги расходуются неэффективно

Но вернемся к экономике. Как бы ни складывались дела в промышленности, доходы городского бюджета в 2015 году оказались выше запланированных (за счет чего, кстати, аким тоже не сказал). С учетом урезания в бюджет Костаная поступило 17,6 млрд тенге. В сравнении с прошлым годом в городскую казну налогов пришло больше на 774 млн тенге. С учетом трансфертов и кредитов общий доход бюджета составил 35,1 млрд тенге. Вопрос в том, насколько эффективно использовались эти деньги? Об этом аким не стал распространяться.

А зря. Например, после его доклада житель п. Дружба спросил: когда в Дружбе закончат строительство давно обещанного газопровода? Базыл Жакупов сообщил: стройку хотели завершить еще в прошлом году, но оказалось, что вместо ранее составленного единого проекта по строительству коммуникаций теперь на каждый из этих видов (канализация, водопровод и газопровод) нужен отдельный проект. Пришлось вносить коррективы. Аким заверил, что деньги на окончание строительства выделены, и все дела закончат в сентябре следующего года.

Тогда возникает попутный вопрос: кто так проектировал и куда смотрел отдел ЖКХ акимата Костаная? Этот вопрос был обойден молчанием. Но прежний аким на совещании о ходе строительства и реконструкции объектов Костаная, которое проходило 14 августа 2015 года, сообщил: на корректировку проекта понадобилось около 7 млн тенге. Однако на этом проблемы не кончились. Ахметжанов сослался на недобросовестное исполнение договора подрядчиком, который занимается газификацией этого поселка. По этому поводу в суд подан иск. Не все гладко и с прокладкой канализации. Обнаружилось, что на ее пути лежат другие сети, которые мешают новой стройке. Пришлось менять маршрут, что потянуло за собой пересмотр сметы.

Вообще, с проектированием новой стройки происходит что-то непонятное. На том же совещании по строительству Ахметжанову пришлось объясняться по поводу замедления стройки в микрорайоне «Аэропорт». Оказывается,трасса коммуникационныхсетей теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения к девяти многоэтажным жилым домам накладывается на существующий там водоем.Почему это не было учтено раньше - непонятно. А теперь для разработки нового проекта понадобилось 20 млн тенге. Не говоря уж о том, что для отсыпки грунта также нужны дополнительные средства.

Но вот парадокс чиновничьей работы: на застройку этого микрорайона в 2015 году из Национального фонда выделено 338,9 млн тенге, а уже в августе тогдашний аким расписался в невозможности освоить эти средства и предложил вернуть Нацфонду 270 млн тенге.

Что получилось в итоге? Базыл Жакупов в своем отчете сообщил, что в 2015 году в Костанае введено 157 000 кв. м жилья, - это чуть больше прошлогоднего, но в 2016 году ожидается уменьшение.

Строительство жилья в текущем году по линии государственного строительства существенно ограничено, - предупредил аким Костаная. - Предусматривается лишь завершить строительство домов по ул.Чкалова, ул. Мирошниченко и в 9-м микрорайоне. Новые объекты не планируются. Ввод жилья в 2016 году прогнозируется в объеме не выше 115 000 кв. м при плане 113 000 кв. м.

Если учесть, что в общем объеме жилищного строительства по линии государственного финансирования в 2015 году сдано только 16 800 кв. м, то для людей с небольшими доходами перспективы улучшить свои жилищные условия нерадужные. Хотя, если проанализировать вопросы, с которыми горожане чаще обращаются в акимат, тема жилья среди них - одна из самых востребованных.

Да и когда бы акимат занимался этими вопросами, если весь 2015 год его аппарат лихорадило от разбирательств, которые проводила антикоррупционная служба. Не говоря о том, что руководство отделом ЖКХ вообще уже длительное время меняется как перчатки.

Обошлось без страстей

В этой связи как-то сомнительно воспринимается ответ Жакупова на вопрос из зала о том, кто и как определяет улицы, подлежащие ремонту. 

Аким заверил, что осенью комиссия отдела ЖКХ инспектирует состояние дорог и вырабатывает предложения по плану ремонта на следующий год. И тут же сообщил, что в 2016 году запланирован капитальный ремонт ул. Абая (от ул.Тарана до пересечения с ул. Карбышева).

Дескать, там осенью образовалась колея. Но странным образом в этом же ряду оказался и ремонт улицы Уральской - от кольца до аэропорта. Нужно ли напоминать, значение этих маршрутов для сохранения соотвествующего имиджа местной власти перед начальством из Астаны. Нет, по этим улицам, конечно, чаще ездят обычные граждане, но вот есть, например, ул. Майлина, о необходимости ремонта которой горожане говорят уже несколько лет, а воз и ныне там. «Политической воли» акимата хватило только на подготовку проектно-сметной документации. С таким темпами скоро наступит время ее (ПСД) обновлять, на что опять потребуются бюджетные деньги.

С длинной бородой и тема восстановления дорог внутри кварталов. Ее на встрече с акимом опять подняла председатель ПКСК «Романтик» Ирина НАЛЬГИЕВА. На этот раз аким заверил, что за счет увеличиния финансирования работ на дорогах более чем в 2 раза, на 2016 год запланирован внутриквартальный ремонт в 8-м микрорайне и в «Западном».

Всего на встрече с акимом желающих задать вопросы оказалось 12 человек. Но поскольку публика в зале преимущественно представляла госсучреждения, то и особых страстрей там не наблюдалось.

Скоро перед населением будет отчитываться аким области Архимед Мухамбетов. Он вел встречу акима Костаная и после его доклада в течение 40 минут излагал свое видение ситуации в областном центре. Поскольку в этой должности он тоже пребывает менее полугода и ситуацию видит со стороны, есть надежда получить толковые наблюдения. И хотелось бы надеяться на грамотные пути решения проблем, которые обозначают жители на этих встречах. Иначе зачем нужна вся эта затея с отчетами! Тем более что глава государства недавно издал указ, которым обязал такие встречи с населением проводить всех высокопоставленных чиновников и ректоров учебных заведений. При этом, отметим, обязал их в десятидневный срок писменно отвечать на предложения, поступающие от граждан.


Помогают ли отчеты акимов делать работу госаппарата прозрачной для граждан?

Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель общественного фонда «Помощь»:

- Да, помогают! Но только надо понимать, что отчет акима - это лишь один из инструментов для создания прозрачности в работе государственных служащих. И степень прозрачности, обеспечиваемая таким отчетом, зависит от того, ставит ли аким перед собой такую цель. Например, за несколько дней до отчета собрать как можно больше вопросов от граждан о том, что они хотели бы узнать. Свое выступление строить, исходя из этих вопросов. Во время выступления предложить присутствующим внести предложения по дальнейшему развитию области.

Не обязательно сразу же отвечать на все вопросы, так как их может быть слишком много и не все могут быть интересны присутствующим на встрече. Но потом найти способ опять встретиться самому или замам с людьми и дать им свои ответы. И еще один момент. Прозрачность - это всего лишь возможность получить информацию о процессе управления и развития общества. А мы зачастую относимся к ней, как к возможности граждан управлять чиновниками, а это не так. Для этого есть другие инструменты. Я был на разных встречах с акимами и могу сказать, что они нужны, какими бы они ни были - конструктивными или формальными. Эти встречи - еще и элемент знакомства с людьми, которым доверено управление областью, такие встречи и формируют взаимоотношение народа с властью.

Петр СУХИНИН, исполнительный директор Ассоциации по поддержке предпринимателей Костанайской области:

- В отчетах много говорится об экономических показателях, но ничего конкретного о том, что делает акимат для развития малого и среднего бизнеса. К нам часто обращаются предприниматели за поддержкой, мы шлем в акимат запросы, но хотя бы раз аким сказал в своем отчете, по скольким запросам вопросы решены положительно. Особенно по бюрократическим препонам, которые мешают работе. Например, один предприниматель пытался легализовать построенный им объект, но в акимате начали требовать документы, которые, как оказалось, не нужны.

Другой случай: мы от Ассоциации направили письмо в акимат с просьбой назвать документы, которые обязательны для оформления земельного участка. Все сроки для ответа прошли, но мы его так и не получили. Что делается для устранения этих недостатков - вот о чем нужно говорить акиму, а не обещать людям не повышать цены на продовольствие, что не в его силах.

Екатерина СМЫШЛЯЕВА, председатель областного совета профсоюзов:

- Сложившаяся практика отчетов позволяет гражданам больше узнать о работе госслужащих. Я была на многих отчетах и вижу, что качество докладов акимов меняется. В них стало больше аналитики, есть информация о перспективах развития. Но в этих докладах говорится обо всем, а какой-то части аудитории это не интересно. Продуктивнее были бы выступления акимов, направленные на определенную целевую аудиторию. Тут проявляется и другая проблема: кому нужны эти отчеты? Для того чтобы их воспринимать, требуется гражданская позиция, нужен интерес к городской жизни. Так что нам еще нужно формировать культуру восприятия этой информации, которая приходит со становлением гражданского общества.

Аркадий ДЕНИСОВ, гражданский активист:

- Не берусь судить о степени прозрачности в отчетах акимов, но я, бывая на таких встречах, всегда ждал нацеленности акимов на ответственность за свои действия. Когда акимат не может выправить болевые точки в городе или области, грош цена всем положительным цифрам, которые называются в докладах. У нас с властью разные представления о прозрачности. Нам, например, интересно, почему такие большие деньги выделяются на содержание футбольной команды «Тобол», когда есть огромные очереди на получение места в детсад. Я уж не говорю о том, что через район, где я живу, проходит благоустроенный проспект Абая, а рядом, через 50 метров, - улица Джамбула, где конь не валялся: ни асфальта, ни одного фонаря. Люди хотели бы знать, как решаются эти проблемы, а им в докладах называют красивые цифры из области экономики.