Куда ведет Казахстан очередное Послание главы государства?

Евгений ШИБАРШИН

2 января президент РК Нурсултан Назарбаев на совещании с премьер-министром и главой своей администрации предупредил руководителей госорганов о недопустимости имитации предстоящих институциональных реформ.

Глава государства пообещал: «Те, кто станет препятствовать реализации преобразований, будут отстранены от должностей». Судя по оценкам некоторых экспертов очередного Послания народу Казахстана, удержаться от «имитации реформ» чиновникам будет весьма сложно.

Опасения обоснованы

Содержание институциональных реформ, о которых шла речь в кабинете главы государства, носит настолько общий характер, что уличить кого-либо в уклонении от исполнения практически невозможно. Если ни одного акима не сняли с занимаемой должности за то, что отчитался о запуске в своем регионе нового производства, которое до сих пор простаивает, то, как проверить работу руководителей исполнительной власти по созданию современного госаппарата и обеспечению верховенства закона? Или что они делают для индустриализации и экономического роста, как формируют нацию единого будущего и создают транспарентное и подотчетное государство? То есть исполняют то, что включает в себя мудреное словосочетание «5 институциональных реформ»?

В Послании народу Казахстана, с которым глава государства выступил в Парламенте 30 ноября прошлого года, эти реформистские задумки обрели плоть конкретных механизмов, и, казалось бы, для чиновничьего очковтирательства места не осталось. Но в том-то и дело: отдельные положения Послания таковы, что ожидаемого результата от их реализации можно не получить, но суеты (то бишь, имитации) по поводу исполнения указаний Лидера нации наверняка будет более чем достаточно.

Известный казахстанский политолог Максим КАЗНАЧЕЕВ в интервью одному из интернет-изданий хотя и отметил, что данное Послание отличается большей реалистичностью оценки экономической ситуации в стране, однако пришел к выводу:

- Публичного признания нереалистичности экономических инициатив, содержавшихся в прошлых посланиях, так и не произошло, что несет риски рецидива гигантомании и прожектерства в будущем (camonitor.kz).

У нас вообще не принято заниматься публичным «разбором полетов», для того чтобы впредь не повторять ошибок прошлого. И на этот раз Нурсултан Назарбаев, ставя задачи на очередной период, предпочел в Послании не упоминать былых зигзагов, а говорил только о прошлых достижениях. Он не стал заниматься публичным раскладом реальных процессов в экономике Казахстана, сложившихся в том числе по причине слепого следования рекомендациям зарубежных консультантов. Глава государства лишь сослался на «вызовы новой глобальной реальности» и обозначил точки опоры для «упреждающей антикризисной стратегии». Причем в сути последней ничего нового не назвал, а лишь повторил подходы 90-х годов, когда Казахстан пришлось вытаскивать из глубокого кризиса, возникшего по причине краха СССР и экономической системы советского периода. Опять предложено провести разгосударствление, цены перевести в свободное плавание, бороться с инфляцией, ужать бюджетные расходы, привлечь иностранный капитал. Правда, в отличие от 90-х, обещано не снижать жизненный уровень граждан, но с оговоркой: нужно жить по средствам.

Тут следует отметить: если в основных направлениях предложенной антикризисной программы особой новизны нет, то факт остается фактом - реализовываться она будет действительно уже на другой экономической основе. Главное, что произошло после 90-х годов, - экономика Казахстана хотя и стала преимущественно сырьевой, но уже обрела настолько определенные контуры, что ею теперь можно осознанно управлять. Этот фактор позволил взрастить на ней первые ростки индустриально-инновационного осовременивания. Накопился у страны и достаточный государственный фонд, а также золотовалютный запас, позволяющие маневрировать в кризисных условиях. Другое дело - кто будет проводить это маневрирование? Качество государственного управления складывалось в условиях перманентного растаскивания государственной собственности, в результате чего коррупция превратилась в национальное бедствие. Сейчас уже не поймешь, что больше мешает развитию Казахстана: «глобальные вызовы» или чиновничье мздоимство? Отсюда и достаточно обоснованные опасения по поводу возможности имитации реформ со стороны госаппарата. Тем более что в антикризисной программе, предложенной в Послании, неясных позиций слишком много. На некоторых из них и остановимся.

Кому достанутся «лакомые куски»?

В Послании предложено 5 антикризисных и структурных преобразований: стабилизация финансового сектора, оптимизация бюджетной политики, приватизация и стимулирование экономической конкуренции, основы новой инвестиционной политики и новая социальная политика. В каждой из них прописаны конкретные меры, реализовать которые глава государства поручил структурам исполнительной власти, либо определены принципы, которыми они должны руководствоваться.

В этом перечне особый интерес у аналитиков вызвало предложение провести масштабную приватизацию и расширение конкуренции. Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ считает, что государственный сектор в Казахстане слишком большой. Там работает более 7 000 предприятий

- Холдинги «Самрук-Казына» и «КазАгро» неэффективно контролируют огромные активы промышленности и сельского хозяйства, - заявил в Послании глава государства. - Активы фонда «Самрук-Казына» составляют более 40% ВВП, включают более пятисот «внучек» и «правнучек». Холдинги «КазАгро» и «Байтерек» превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы.

Президент поручил правительству разработать новую программу приватизации, в которую нужно включить все организации, находящиеся в государственной собственности. Главный акцент Назарбаев делает не на доходах, которые госказна получит от этой продажи, а на «высвобождении внутренних ресурсов для обеспечения стабильного экономического роста». То есть делает ставку на более эффективный менеджмент после вхождения в теперешний госсектор отечественного и иностранного капитала.

Что касается участия в этой приватизации отечественного бизнеса, то экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ считает, что для казахстанских предпринимателей участие в таких торгах сейчас - не самое удачное время.

- С одной стороны, рыночная цена на активы упала, с другой стороны, у тех, кто может купить, действующий бизнес испытывает проблемы: там идут сокращения, - заявил экономист в интервью интернет-газете camonitor.kz. - Возможно, будут приобретаться либо только лакомые куски, которые дают устойчивую прибыль, либо объекты, которые замыкают цепочку внутри состоявшегося холдинга.

Олжас Худайбергенов считает, что в реальности по крупным национальным компаниям, скорее всего, будет частичная продажа акций, без потери государственного контроля. При наличии определенных позитивных результатов от приватизации, на его взгляд, ожидаемая цель навряд ли будет достигнута.

- Во-первых, во время кризиса цены на активы падают, и есть риск продать их задешево, - пояснил свой вывод экономист. - Во-вторых, существует вероятность того, что после продажи будут созданы новые госкомпании, особенно если частный сектор начнет избавляться от социальных составляющих бизнеса. В-третьих, сейчас неэффективны не только госкомпании, но и частные, так как в целом сама система госуправления стала очень неэффективной, из-за чего трудно быть эффективным всем. Особенно учитывая то, что административная элита достаточно сильно сращена с бизнес-элитой.

Есть тут и еще один момент. Судя по всему, под приватизацию попадают и госпредприятия системы ЖКХ. Пока не ясно, в какой форме они должны перейти в частные руки: под управление частных компаний или в их собственность, но эффективность этой меры тоже вызывает неоднозначные оценки. Во всяком случае, прежний опыт передачи теплоэнергокомплекса Алматы частной бельгийской компании с треском провалился.

Известен и более свежий пример. Рудненский горводоканал, принадлежащий частным лицам, не может обновить свои сети без государственной поддержки. К слову, и предприятия ЖКХ, находящиеся в государственной собственности, при госрегулировании тарифов, не способны решать аналогичные проблемы за счет собственных ресурсов. Сколько угодно можно сетовать на непрозрачность их деятельности, Но то, что они доведены до такого состояния, когда без внешнего денежного вливания не обойтись, - это гнусная реальность. Да, привлечение частных инвесторов через продажу им предприятий может помочь. Но тогда как они будут «отбивать» свои вложения при государственном сдерживании тарифов за их услуги?

Похоже, мы до сих пор не определились, какую роль играет государство в современной экономике вообще и в Казахстане в частности. С одной стороны, именно с усилением государственного влияния после обвала экономики в 90-х все сферы в Казахстане удалось упорядочить так, что даже вышли на определенный рост. В том числе и в жизненном уровне граждан. С другой стороны - создали монстра в лице госаппарата, который «играет» в свои игры и, скорее всего, сегодняшнюю ситуацию использует не столько для сдерживания страны от сваливания в кризисную яму, сколько для собственного выживания. Вполне возможно, что идею об очередной сплошной приватизации продавили люди, у которых скопился капитал, но вкладывать его в неприбыльные проекты желания нет. А в составе того же холдинга «Самрук-Казына» «лакомые куски» есть.

Риск аффилированности

Нечто похожее получилось и с активами Единого накопительного пенсионного фонда, которые запланировано передать в управление частным компаниям. Спрашивается: зачем тогда нужно было забирать их у прежних частных управляющих? Надеялись, что Нацбанк, в чье ведение перешли пенсионные накопления, ими лучше распорядится? Инвестпортфель ЕНПФ за этот период действительно приносил стабильную прибыль. Доходность с 1 января по 30 ноября 2015 года выросла до 13% годовых с 10% на конец 2014-го. Общий объем активов ЕНПФ вырос до 5,7 трлн тенге. Возможно, именно по этой причине его возможности решили использовать для «стабилизации финансового сектора», передав его активы в управление частным компаниям. Кому они теперь достанутся?

- Существуют риски создания аффилированных управляющих компаний, которые будут использоваться банками второго уровня для привлечения дополнительных ресурсов в банковскую систему - с соответствующим ростом рисков сохранности пенсионных вкладов, - считает политолог Максим Казначеев. - Складывается впечатление, что Акорда стремится поддержать аффилированные банки второго уровня активами пенсионной системы. По большому счету мы все должны понимать, что наши пенсионные накопления будут передаваться банкирам для смягчения кризиса.

Экономист Петр СВОИК в интервью интернет-порталу 365 info.kz обратил внимание на то, что средства ЕНПФ разрешат передавать под управление иностранным компаниям. Из чего сделал вывод, что, возможно, одной из целей новой реформации является запуск казахстанских пенсионных накоплений на мировой финансовый рынок. А это, на его взгляд, далеко не лучший вариант.

- Надо напомнить, что сейчас на мировом рынке уже наиболее пострадавшими и наиболее рисковыми в перспективе являются как раз накопительные пенсионные фонды, - заявил Своик. - Деньги ЕНПФ, если я не ошибаюсь, находятся на втором месте на мировом рынке по общим объемам. Они огромные и в основном дутые финансовые пузыри. Они не прицеплены ни к каким материальным активам, их судьба очень проблематична, они уже сейчас страдают от того состояния мирового финансового рынка под названием «бесплатность денег».

«Самым спорным и непонятным» считает экономист и другое использование пенсионных накоплений - покрытие дефицита бюджета. Дескать, это делалось и раньше, что не соответствовало инвестиционному предназначению этих средств, и получается так, что теперь это «искривление» становится правилом.

- Решать проблемы дефицита бюджета, занимая пенсионные деньги, - это то же самое, что спасаться от голода, обгладывая собственную руку, - подытожил Петр Своик.

О том, как активы ЕНПФ будут передаваться в управление «частникам», пока никто ничего не говорит. Лишь 28 декабря агентство «Казинформ» опубликовало заверения министра национальной экономики Ерболата ДОСАЕВА, что «подходы к инвестированию пенсионных активов будут пересмотрены до марта 2016 года, а до июля 2016 года будут выработаны механизмы передачи этих активов под управление частных казахстанских и иностранных компаний».

Похоже, что названные выше меры разрабатывались наспех. То же самое можно сказать и о таких, как, например, «переход на рыночное ценообразование во всех сферах экономики». Тем не менее некоторые политики уже поспешили назвать очередное Послание «новой рыночной революцией». Кому-то такое определение ласкает слух, кто-то, помня далеко не лучшие 90-е годы, при этих словах замер в тревожном ожидании. Что будет в реальности, сейчас никто точно не скажет. Пока видно лишь то, что мы по-прежнему идем дорогой проб и ошибок, и спросить за их последствия в ближайшем будущем опять будет не с кого.