Рубрики газеты
Форум
Vital
Сайт "Нашей газеты" заблокировали в Казахстане
Чё такое Дубай? Под Москвой. Я вам скажу. Не по интернету. Моста нет. Паром. Ещё. Пока когда мост построят, фиг его знает.
16.11.18 17:44
Серый волк
Сайт "Нашей газеты" заблокировали в Казахстане
Думаю уже пора обратиться в прокуратуру с целью поиска зловредов, осуществляющих противозаконную деятельность. Думаю найти коррупционера, и теперь уже преступника отдавшего провайдерам незаконное...
16.11.18 17:42
Сыкымы
Сайт "Нашей газеты" заблокировали в Казахстане
Маркс: Один "специалист" не на ту кнопку нажал, а другой теперь не знает как вернуть А оно надо этому "специалисту" - кнопки нажимать? Ему пока не скажут - фиг он куда-то...
16.11.18 17:41
Vital
Сайт "Нашей газеты" заблокировали в Казахстане
NG.kz: И чё! Приезжай раз такой умный в пока ещё Костанай. Помоги.
16.11.18 17:36
drakon
Моя Деревенька и её окрестности.
Забыл, вчера. Открытие ресторана было. b.radikal.ru Китайцы - ушли со своей кухней. Немцы - пришли. Блин один Шницель стоит 16€. У Китайцев за 17, можно было весь вечер - кушать... :lol: :oops:
16.11.18 17:36
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Пусть паровоз вперед летит…

Галина ПЕТРЕНКО

Человек по-настоящему живет, пока ему все на свете не безразлично

С Николаем Алексеевичем Миролюбовым накануне его 85-го дня рождения мы проговорили больше двух часов. По сравнению с датой, с которой его хотелось поздравить, это, конечно, сущий пустяк. Могли бы беседовать еще пять раз по столько.

Уж такая биография - правнук участника Отечественной войны 1812 года; сын солдата, павшего в другую Отечественную; мальчишка, проживший 17 месяцев в ржевском пекле; первоклассный машинист, 47 лет жизни которого неразрывно связаны с историей железной дороги. Да он, почетный железнодорожник СССР, эту историю и делал, даже юбилеи отмечает параллельно с Костанайским отделением дороги.

Сейчас ему - без пятнадцати сто, Победе над фашистами - семьдесят, отделению - пятьдесят пять.

Был рожден подо Ржевом

Миролюбовы - тверские, из-подо Ржева, того самого, где, по словам поэта, «от крови трава на века порыжела». Трава, конечно, там, где погибло 2 миллиона советских солдат, выросла обычная. Но вот как плыли в сорок втором трупы по Волге, на которой стоял город, маленький Коля Миролюбов видел, а нынешний Николай Алексеевич не забыл.

Он вообще много чего повидал из того, о чем мы читали в учебниках канонические тексты. Коллективизацию, например. Уже упомянутому прадеду Парфену за ратную доблесть во время войны с французами император пожаловал кусок земли в окрестностях купеческого Ржева. Там, на хуторе Дор, поставили его сыновья крепкие хозяйства, которые в середине 30-х годов 20-го века советская власть ликвидировала. Жить подались в город, который вскоре был практически стерт с лица земли бесконечными бомбежками и обстрелами. В ноябре 1941 года населению отдали приказ уходить из Ржева.

Мать Николая с пятью детьми кинулась искать пристанища на знакомых хуторах. Отец к тому времени уже вовсю воевал. Накануне оттрубил Финскую кампанию, уцелел, а в Великой Отечественной погиб, в 1942 году.

А семья его до марта 1943 года жила в подвале деревенского разрушенного дома, его накрыли, сделав подобие землянки, соорудили нары. Линия фронта проходила, считай, через их ежедневную жизнь, рядом были оккупанты, а на рассвете можно было, не напрягаясь, слышать команды офицеров нашей армии. Смерть вокруг стала обыденностью, чувство опасности притупилось. Дети бегали на хлебное поле, которое оказалось на нейтральной полосе.

- Шелушили зерно, палили и ели, - вспоминает Николай Алексеевич, - однажды начался обстрел, мы с братом укрылись в какой-то траншее, там и просидели с утра до самого вечера. А я еще ходил на мельницу, она была в деревне Соколово. Немцы привозили мешки на лошадях, у каждой к морде торба с зерном привязана. Мы эти сумки потихоньку опустошали. Еще помаленьку - по баночке - воровали зерно, которое засыпали на помол.

Немцы-то не очень понимали, что мы делаем, а вот молодой мельник (до сих пор помню, что звали его Игорь), он им растолковал, чем мы занимаемся. Меня поймали и бросили прямо туда, где крутится мельничное колесо. Хорошо, моя фуфайка зацепилась за сук, пока летел вниз. Потихоньку по дереву спустился и убежал. А Кольку Горшкова убили. После этого я на мельницу ходить перестал. После войны этого мельника судили. В 1948 году вызывает меня директор училища и спрашивает, что я натворил, раз в суд вызывают. Оказывается, этого Игоря привезли во Ржев на очную ставку, требовалось подтвердить, что при его пособничестве мальчишку убили. В суд подала тетя Маша Горшкова. Я все рассказал, он оправдывался, что семья большая, что страшно боялся... Дали ему 10 лет. Мне кажется, он и сам удивился, что мало.

«Ангелок, ты жив?!»

Ржев стал свободным 3 марта 1943 года, а уже 5-го Николай со старшей сестрой вернулись туда - искать жилье. Сестру взяли на работу по уборке и очистке разрушенного города, к 8 марта ей выдали карточки, нашлось какое-никакое жилье, чуть позже перебралась туда мать с остальными детьми. Война продолжалась, оккупация кончилась.

Но и после победы война догоняла людей еще долго, не только искалеченных фронтовиков, но и мальчишек. В 1948 году подорвался и погиб брат Володя, тот самый, с которым Николай бегал на нейтральную полосу и который уцелел в бомбежках военного времени. Леса подо Ржевом до сих пор нашпигованы старыми снарядами. Несколько лет назад Николай Алексеевич ездил на родину проведать до сих пор живущих там Миролюбовых. И, возвращаясь, прихватил с собой на память изрядную пригоршню смертоносного металла.

Он вспоминает, что каждая семья в тех местах потеряла 4-5 человек близких.

А его самого эхо войны настигло, когда он выбирал, кем станет в мирной жизни. Хотелось летчиком. Он уже и две комиссии прошел благополучно. А на третьей солидный врач с бородкой посмотрел, как он двигается после кружения на центрифуге и определил, что есть проблемы с вестибулярным аппаратом, пилотом быть не может.

Оказалось, это последствия контузии. Попал под бомбежку во Ржеве. Его засыпало землей, он задыхался и уже решил, что погиб, когда услышал, кажется, уже из небытия голос сестры: «Ангелок, ты жив?!» Она шла впереди, а увидев, где вздыбилась земля, бросилась к брату. Потом у него прошли и головокружения, и темнота, застилавшая глаза, и заикание, но все-таки дорогу в небо война закрыла. Ему написали «годен к строевой службе в железнодорожных войсках».

Долгая жизнь без вранья

Когда-то в «НГ» Николая Алексеевича назвали «трижды машинистом Советского Союза». Очень точно и по факту, и по сути. На родине он в 1949 году окончил железнодорожное училище, а в 1954 году после годичных курсов в школе имени Константина Заслонова, что в Орше, стал машинистом паровоза. Ему было всего 24 года, а машинист - это высокая квалификация.

Отдав дороге всю трудовую жизнь, с высоты огромного опыта он объяснял, что обычно до машиниста человек дорастал лет в 45. Сначала работал кочегаром, еще лет 6 помощником машиниста, потом отправлялся на курсы машинистов 4-го класса, а потом медленно, ступень за ступенью... Миролюбов последовательно переучивался на машиниста тепловоза, потом самостоятельно освоил локомотивы на электрической тяге, он - первоклассный машинист, много лет водил пассажирские поезда.

Свою целеустремленность и собранность объясняет тем, что дети войны рано взрослели, знали особую цену времени и жизни.

- Нам, положим, в детстве никто не втолковывал, что фашистам надо вредить любыми способами, - говорил Николай Алексеевич, - сами додумались. Выносят из пекарни для немцев хлеб, один из нашей ватаги бросается грузчику под ноги, тот падает, булки - во все стороны, пока встанет, хлеба нет и мы врассыпную. Конечно, могло страшно кончиться. Но детства на войне не бывает.

В целинный Казахстан Миролюбов приехал как раз после курсов в Белоруссии. Был направлен на Южно-Уральскую железную дорогу. До отбытия в Челябинск буквально за один день женился в Орше на девушке, за которой ухаживал восемь месяцев. Отвез ее к своей родне и наказал ждать вызова. Забегая вперед, скажу - она дождалась, живут они вместе уже больше 60 лет.

А в Челябинске собралось тогда человек 400 курсантов. «Покупатели» приехали отовсюду. И так начальник депо из Кустаная хвалил свой город, так предлагал должность дежурного по депо, мол, машинистом всегда успеешь, что Николай согласился. А прибыл на место и обмер: он же к тому времени уже ездил в Москву с пассажирскими поездами, а тут деревня - 4 пути, станция тупиковая.

- Стоит двухосный вагончик да поворотный круг с бревном в качестве привода, - вспоминает он, - основное депо находится в Троицке, а в Кустанае только обратное. Я зиму поработал, а летом ушел. Перевели меня в Троицк старшим машинистом маневрового паровоза. Но жить остался в Кустанае. А здесь с 1955 года стали активнее идти грузы, станцию взялись расширять, в 1960 году организовали отделение дороги.

К тому времени маневровая бригада, которую возглавлял Николай Миролюбов, уже имела звание коллектива коммунистического труда - пятилетку дали за три года. И внедрили в коммунистический труд начатки хозрасчета. Это называлось «взять паровоз на социалистическую сохранность».

Ну, например, в Кустанае жесткая вода, накипь в паровозных котлах и трубах нарастала очень быстро. В химической лаборатории Троицкого депо подсказали выход, и у них на паровозе появилась своя портативная лаборатория, с помощью которой доводили жесткость воды до оптимальной. Удлинили, благодаря этому, межпромывочный период с 10-15 до 40 суток. Сами выполняли мелкие ремонты. Первыми потребовали оборудовать продувные краны шариковыми клапанами, это не давало «потушить» паровоз. Тот, в топках которого погас огонь, зимой гарантированно выходил из строя. Паровоз живет под парами.

А человек живет, пока ему все на свете не все равно. Николай Алексеевич как раз из таких неравнодушных. Когда в отделение дороги приезжал министр путей сообщения Борис Бещев, молодой Миролюбов говорил ему, что негоже грузить зерно в полувагоны, до пункта назначения в целости хлеб не доедет… А позже, когда Кустанайское депо сделали узкоколейным и отделили от троицких ремонтных баз, направлял главе МПС письмо, объясняя, что узкая колея на станцию Ново-Урицкая к крупному элеватору - это ошибка, ведущая к развалу железнодорожного хозяйства. И его услышали, меры приняли оперативно.

Миролюбов работал не только на совесть, но с интересом. Говорит, до сих пор в подвале лежит пара номеров журнала «Электрическая тепловозная тяга», от одного названия у несведущего человека скулы от скуки сводит. А его уже очень взрослый сын с улыбкой вспоминает, как отец по вечерам садился, брал красный карандаш и что-то там отмечал на чертежах, отвечал на вопросы викторин, которые помогали мозги держать в тонусе.

Он и на пенсию ушел на 7 лет позже, чем мог бы. Не надоела профессия. И потом совет ветеранов АО «Локомотив» возглавлял, музеем отделения дороги активно занимался, в доме, где живет, - вечно с общественной нагрузкой, а сколько нескучных тем «НГ» подсказал, скольким людям посоветовал в газету обратиться…


Когда я смотрела из окна, как уходит домой мой собеседник в облаке крутящихся лохматых снежинок, вспомнила любимого Высоцкого: «Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья». Вот бы и нам так суметь.


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 8)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

§ Серый волк
Re: Пусть паровоз вперед летит…
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9668
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 26.12.15 - 14:26 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
В кадре ТЭ3 с номером 029 или 1029 или 2029 и так далее..
[/color]
построен в 1956 году, когда царствие паровозов ещё было!
Самое интересное, что построен он был для Узбекских железных дорог и как оказался на снимке сказать трудно, а было бы интересно.

судьба тепловоза 029 в Ташкенте нашлась:
https://trainpix.org/list.php?did=550

Кстати судьба этого агрегата неизвестна, но на рубеже семидесятых и восьмидесятых рядом с Депо в тупиках много таких стояло брошенных и медленно разрезаемых на кусочки.
Данные машины были тщательно изучены, а дома долго эксплуатировались ещё в радиолюбительских и радиохулиганских целях полтора чемодана радиодеталей снятых с этих ТЭ3 и пары списанных старых серий десяток.

Парк в нашем депо:
https://trainpix.org/vsearch.php?num=&cid=26&did=191&mid=0&state=0&serial_type=&works_number=&id_number=&anybuilt=1&anywritten=1¬e=&info=&order=0

Агрегат с номером 1029 можно было увидеть на линии Ленинград-Харьков в 1958 году
http://ivan1950.tripod.com/szd/te3-1029.jpg


ТЭ3-2029 Южно-Уральская ЖД приписка Петропавловск.
(Первоначально депо Петропавловск относилось к Омской ЖД)
Наиболее вероятно, что именно этот экземпляр мог попасть на снимок.
Остальные слишком далеко базировались, хотя переброску исключить полностью нельзя
Номер начинающийся с 2ххх это на ТЭ3 не порядковый, первая цифра изначально шла как номер завода производителя, когда производили более тысячи уже разобраться смогут только старые железнодорожники.
Если это 2029 то есть сведения, что в 1961 году он был переоборудован в щебнеочистительную машину.

Самое интересное в том, что на линии рядом с нами, в петропавловск например, с плохой жесткой водой шли первые партии тепловозов, когда их ещё в центре было очень мало.
А потом маховик индустрии закрутился сразу на куче заводов и этот тепловоз вытеснил паровозы с дорог страны очень быстро.
http://ivan1950.tripod.com/TE3-foto.html

[Исправлено: Серый волк, 26.12.2015 - 14:17]

[Исправлено: Серый волк, 26.12.2015 - 14:20]
Профайл

§ Серый волк
Re: Пусть паровоз вперед летит…
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9668
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 26.12.15 - 14:52 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Плакат на здании Мострансагентства :-)

Правда прототипом для этого фотомонтажа, прицепившего к тепловозу вагончики, похожие на монорельсовые, послужил не ТЭ3, а внешне похожий пассажирский ТЭ7
Профайл

Вайпер .
Re: Пусть паровоз вперед летит…




Отправлено: 26.12.15 - 16:10 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Знаток , прямо как Болашенко СД , хорошо историю ж/д знаешь !

§ bgb
Re: Пусть паровоз вперед летит…
bgb


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 4170
Регистрация: 23.05.12
Отправлено: 30.12.15 - 10:42 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
автор молодец! статья очень интересная.
миролюбовых моя покойная мама знала, отзывалась очень хорошо...
Профайл

?
Re: Пусть паровоз вперед летит…




Отправлено: 30.12.15 - 11:02 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Мда, очевидно что человек интересной непростой судьбы, с характером, прошел годины испытаний. Но кто его дети, кто они, чем занимаются, чего достигли?

112
Re: Пусть паровоз вперед летит…




Отправлено: 30.12.15 - 13:36 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
?:
о кто его дети, кто о

А он не отец этого Миролюбова с этой газеты?

§ bgb
Re: Пусть паровоз вперед летит…
bgb


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 4170
Регистрация: 23.05.12
Отправлено: 30.12.15 - 13:58 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
112:
А он не отец этого Миролюбова с этой газеты?

нет! он отец миролюбова с нашей газеты. а с этой газеты - это другой миролюбов.. ;-) :lol:
Профайл




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 58
Пользователей: 1
Всего: 59

Вы гость здесь
^ Наверх