Большая Дорога по-испански

Елена КОЧЕУЛОВА-ШАБАНОВА, ng@ng.kz

Ради нее были снесены 312 домов и 14 улиц

Человек, бывший костанаец, живет сейчас в Мадриде. Приглашает совершить небольшое путешествие по улицам испанской столицы. От таких предложений не отказываются. 

«Выпить чашечку кофе...»

Гран Виа. Самая оживлённая улица Мадрида. Начало осени. Народ ловит последние лучи солнца. Многочисленные бары и ресторанчики выставили на тротуар пластмассовые столики, и непохоже, что лето подходит к концу. Яркие маечки-безрукавки, загорелые плечи, коленки, шорты. Трикотажные платьица с легинсами, возвращение старой моды.

12 часов дня, для некоторых это всё ещё время завтрака. Чашечка крепкого эспрессо  - и можно начинать новый день. Для других же, похоже, это уже второй завтрак: судя по застольным разговорам и по тому, как плотно они подкрепляются пан-томакой (хлебом с протёртыми помидорами) и круассанами с маслом.

Любой в Испании знает, как свято чтут здесь все офисные работники местные традиции «выпить чашечку кофе с сослуживцами в ближайшем баре часиков этак в 11- 12». Потому и попасть на приём по поводу бумаг все мы стараемся не в обеденный и не в кофейный перерыв.

Не по прихоти короля

Думаю, для всех мадридцев Гран Виа  - в переводе на русский Большая Дорога - давно стала привычной и удобной. Кинотеатры, сверкающие витрины магазинов, небоскрёбы, лавочки сувениров и рестораны, рестораны, рестораны. С барной стойкой и без. Предлагающие фабаду, мигас, гаспачо, итальянские спагетти и все виды паэйи, бокал вина или кружку пива. Un tercio y una caсa, por favor, Para mi un cafй con leche, їCуmo quiere leche?... Разговоры там с раннего утра и до позднего вечера, сколько раз я сама их вела, поджидая друзей на площади Кайяо: «Как дела?» «Посмотри, какие чудесные туфельки» «Пожалуйста, кофе с молоком и картофельный омлет». И пара обязательных поцелуев в щёки. Жизнь кипит. И трудно представить, что ещё 100 лет назад этой улицы просто не существовало, хотя идея прорубить проспект через старые районы столицы давно витала в воздухе. Многие короли собирались взяться за его осуществление. Но как и везде, если есть желание, то нет времени или денег, а потом и сам король остаётся без трона. Обычное дело. И только в начале ХХ века  подошло время для грандиозного строительства.     

 Эта улица схожа с московским Новым Арбатом - её тоже проложили, разрушив районы старого города. Но только не по прихоти короля, а действительно для удобства жителей задыхающейся от пробок столицы. Говорят, что для этого были снесены 312 домов и 14 улиц.

А ещё говорят, что улица эта, особенно в начале, от пересечения с проспектом Алькала до Площади Кайяо, очень похожа на старый Чикаго. Оно и понятно, конструировали-то её под влиянием американской архитектуры. Хэмингуэй же отзывался о ней, как о смеси Бродвея и 5-ой Авеню, видимо из-за музыкальных театров и шикарных баров 20-х годов.

Кто дал имя

Сейчас же Гран Виа полна ещё и магазинами, считается, что все самые известные марки имеют здесь свои бутики. Loewe, Adolfo Domнnguez, Benetton, Geltra, Sefarad, Camper, Clarks и многие-многие другие. Кое-кто сравнивает её ещё и со знаменитой Токийской Гинзой. Но может это всё же слишком преувеличено? Никаких бутиков Chanel, Gucci или Sony здесь не встретишь. Есть, правда, небольшой филиал известного японского универмага Mitsukoshi, но продаётся там, к сожалению, совсем не то, к чему привыкаешь в Токио. И открыли его совсем не с целью сделать улицу похожей на Гинзу. Просто для вездесущих японских туристов намного удобнее купить все сувениры именно там. По-восточному вежливые продавцы придержат дверь и обслужат гостей по-японски, т.е. по первому разряду. Конечно, за довольно приличные цены, но зато там собраны сувениры со всей Европы, и не стоит далеко ездить.  

Эта улица, относительно молодая, уже обзавелась своей историей и своими анекдотами. Где-то был приличный пожар, где-то кутили известные писатели и поэты. А кое-где начудили архитекторы, например, когда решили весь тротуар сделать деревянным. И слава богу, что них с этим ничего не получилось. Но самое интересное - это то, благодаря чему улица получила своё название. Действительно большая дорога, действительно очень важный проспект для испанской столицы. Но своим громким именем она обязана огромному количеству сатирических статей ХIХ века. Проект-то соединения двух важнейших частей города, Аргуэйес и района Саламанка, появился очень давно, но по причине дороговизны завис на целых 50 лет. Можно представить, какое обширное поле деятельности представляла собой виртуальная дорога для неутомимых тружеников критического пера. Иначе как «Большой Дорогой» они этот замысел и не называли.  

Движение вверх только начинается

Если когда-то попадёте в Мадрид, обратите обязательно внимание на 14-этажное здание «Телефоники», что на Гран Виа. Когда-то оно было самым высоким небоскрёбом города. И на его постройку высотой 81 метр пришлось спрашивать специальное разрешение. «Телефоника» и сейчас среди мадридских небоскрёбов далеко не на последнем месте. Ведь гиганты из стекла и бетона, подобные зданиям Токио или Нью-Йорка, в испанской столице только начинают строить.

Пройдясь по проспекту, вы обязательно заметите и «Palacio de la Prensa» «Дворец Прессы» (Гран Виа, 46) и «Cine Callao», здание кинотеатра на площади Кайяо. В своё время оно было одним из самых известных на проспекте. В других странах такие кинозалы тогда только начинали появляться. А испанская столица уже могла похвастаться нововведением. И потому возле касс всегда толпились люди. 

Пройдясь до площади Кайяо, можно свернуть на любую из боковых улочек, которые приведут или на Пуэрта дель Соль, главную площадь Испании с часами, или к монастырю Королевских босоножек, и дальше на Пласа Майор.   

Восток - в Европе

Если же пройти всю эту улицу до самого конца, то вы обязательно попадёте на одну из самых знаменитых площадей столицы. И можно ручаться, что она покажется вам очень знакомой. Вы могли видеть её на открытках, в любом путеводителе. Площадь Испании. В центре стоит памятник бессмертному Сервантесу с его знаменитыми Дон Кихотом и Санчо Пансой. Тощий Россинант, гордо вскинув голову, смотрит вдаль. Восседающий на нём худой Рыцарь Печального Образа крепко держит копьё. Рядом, на своём ослике сидит верный оруженосец. А внизу, под памятником, обычно толпится кучка туристов, дожидающихся очереди взобраться к героям испанской классики, чтобы запечатлеть себя на память в их компании. От ежедневного прикосновения множества рук крупы и осла, и лошади лоснятся...          

Эта площадь тоже произведение относительно недавнего прошлого, такой она стала в эпоху Франко, в эпоху 50-х. И два небоскрёба, высящиеся на фоне яркого мадридского неба чем-то неуловимо напоминают здания сталинской эпохи.

Если есть желание, можно углубиться в старые районы, оставшиеся нетронутыми за домами проспекта. Там всё ещё сохраняется дух старого Мадрида, улочки и переулки, в которых легко заблудиться. Стоит только взять чуть неверное направление, и непонятно, как ты оказываешься в совершенно неизвестных местах. Только вот люди в этих районах сейчас всё больше не коренные мадридцы. Где-то обосновались китайцы, где-то марокканцы, а где-то выходцы из Африки. Открываются многочисленные экзотические магазинчики и ресторанчики. Узкие улочки средневекового Мадрида и -  дразнящие восточные запахи. Странно, но очень интересно. Мадрид, как любой живой организм, постепенно меняется, и никто не знает, каким он станет ещё лет через 100.

Справка «НГ»

Конец насмешкам над грандиозным проектом Большой Дороги пришёл только в 1910, когда король Альфонсо ХIII тронул серебряным посохом первый из домов, предназначенных под снос.