Работать прозрачно и ближе к народу

Соблюдение порядка на дорогах населенных пунктов - одна из функций местной полиции

Евгений ШИБАРШИН

С 1 января начнет действовать местная полиция. Улучшится ли правопорядок?

12 ноября глава государства подписал закон, создающий правовую основу для работы местной полицейской службы (МПС). Она будет заниматься охраной общественного порядка, дорожной безопасностью и бытовыми правонарушениями. До последнего времени эти задачи решали подразделения административной полиции, поэтому невольно напрашивается вопрос: для чего понадобилась очередная реформа? Какой от нее будет эффект?

Радикальных изменений нет

Один из депутатов мажилиса во время обсуждения проекта данного закона забеспокоился: не получится ли так, что, пользуясь правом универсального полицейского, некоторые «местные» вместо охраны общественного порядка начнут зарабатывать себе на хлеб жезлом?

Министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ так ответил мажилисменам:

- Полицейский сейчас не проходит мимо, если возле подъезда стоит машина, или же дорожный полицейский уже не проходит мимо дерущихся людей, раньше он за это не отвечал. Много положительного есть. А в данном случае дорожно-патрульная полиция находится, по сути дела, на содержании местного бюджета. Естественно, аким должен отвечать за безопасность, в том числе и на дорогах. Поэтому эти службы передаются местной полиции.

Глава полицейского ведомства сказал также, что создание местной полицейской службы будет производиться путем оптимизации структур органов внутренних дел с объединением в ее составе подразделений участковых инспекторов, дорожно-патрульной службы, ювенальной, природоохранной полиции, полиции по защите женщин от насилия, приемников-распределителей и специальных приемников.

- Создание местной полиции, которая будет ориентирована на профилактику бытовой, уличной преступности, на укрепление принципа «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям, позволит создать в каждом регионе достаточно эффективную систему профилактики, - подытожил Касымов.

Увеличение штатов наблюдателей за «картинками» с видеокамер на улицах города может повысить эффективность работы местной полиции

Если говорить о масштабности проблемы, достаточно посмотреть статистику мелких правонарушений по Костанайской области. По информации, предоставленной «НГ» пресс-службой ДВД, за 10 месяцев 2015 года по 5 видам правонарушений (мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нарушение тишины и др.) зафиксировано 122 089 случаев. За весь 2014 год их было 135 643. Это примерно 1 нарушение на 6 жителей региона, включая младенцев. Но официальная статистика учитывает лишь факты, зафиксированные полицейскими. А сколько их на самом деле? Самый раз подумать о профилактике. Вопрос лишь в том, получит ли полиция новые инструменты для улучшения этой работы?

В целом структура полицейской службы в регионах существенно не меняется. Об этом «НГ» сказали сотрудники управления административной полиции департамента внутренних дел Костанайской области. Единственное новшество - из управления административной полиции вычленяется новое подразделение - управление местной полиции. На уровне городов и районов отдел административной полиции УВД и ГОРОВД преобразуется в отдел местной полиции, в состав которого и войдут дорожно-патрульная полиция, участковые инспекторы и другие вышеперечисленные подразделения.

- У административной полиции сейчас много различных функций, в том числе дорожная и общественная безопасность, предупреждение бытовой преступности, выявление мелких правонарушнеий, - пояснил начальник отдела управления административной полиции ДВД Костанайской области Семсер ИБРАГИМОВ. - Участковые инспекторы, дорожно-патрульная полиция и сейчас ими занимаются, поэтому функционально ничего нового им не добавляется.

Его коллега - также начальник отдела управления административной полиции Александр ПОРОХОВОЙ - добавил, что должность начальника местной полиции областного значения приравнена к должности заместителя начальника ДВД области, а руководители аналогичных отделов в городах и районах - заместителя начальника УВД (ГОРОВД).

Патрульная служба теперь также будет входить в состав местной полиции

«Легли» под местную власть

Принципиальное новшество в проводимой реформации - назначение руководителей местной полиции будет делать аким области по согласованию с маслихатом.

- На должность начальника управления местной полиции кандидатуры будет предлагать министр внутренних дел, - уточнил Пороховой. - Он нескольких кандидатур выберит одну и предложить акиму области для назначения. Глава региона внесет их на обсуждение в маслихате и назначение проведет с учетом мнения депутатов. Кандидатуры на должность начальника отдела местной полиции в городах и районах акиму области представит начальник управления местной полиции области. Их также должны обсудить в областном маслихате. В этом процессе участвуют городские, районные акимы и депутаты соответствующих маслихатов.

По замыслу инициаторов этих новаций, у акимов появится больше механизмов обеспечения правопорядка на вверенной территории, а значит, повысится их ответственность за работу местной полицейской службы. К тому же вводится периодическая отчетность руководителей МПС перед местным сообществом - не реже двух раз в год перед акиматами и маслихатами и один раз в год перед населением. Предполагается, что подотчетность будет способствовать повышению доверия со стороны граждан. Таким образом, основным критерием оценки деятельности местной полицейской службы будет мнение населения.

Схема управления местной полицией с 1 января 2016 года

Доктор юридических наук Сергей ЖАЛЫБИН, несколько лет возглавлявший Комитет по законодательству мажилиса Парламента РК, считает, что одной из проблем, которая мешала укреплению правопорядка в стране, была непрозрачность в работе полиции.

- То, что вводится двойное подчинение руководителей местной полиции, - оправданная мера, - считает Жалыбин. - Назначение руководителей местной полиции акимом, обсуждение кандидатур на эти должности в маслихате, периодические публичные отчеты руководителей перед депутатами и населением - все это повысит прозрачность в работе полиции.

Казалось бы, очередная модернизация приведет к тому, что уже с начала 2016 года в нашей стране начнет формироваться такое жизнеустройство, в котором количество противоправных деяний закононепослушных граждан пойдет на убыль. Однако есть несколько моментов, которые в эту бочку меда бросают деготь сомнений.

Дело в том, что и сейчас начальники региональных структур полиции хотя и назначаются по своей властной вертикали, но их кандидатуры предварительно оговариваются с акимами. К тому же подразделения, занимающиеся охраной общественного порядка, финансируются из местного бюджета. Проводятся и отчеты участковых инспекторов перед населением.

Получается, что сменился лишь механизм регулирования: прежняя практика назначения и отчетов теперь будет регламентироваться не только приказами министра МВД, но еще и законодательно. Сможет ли это обстоятельство существенно улучшить работу полиции?

Статистика мелких правонарушений по Костанайской области за 2011-2015 гг.

Сотрудники полиции от прямого ответа уклоняются. Говорят, что надо попробовать на деле, и тогда станет ясно.

В качестве примера приводят недавнее введение универсальных полицейских, которое в среде профессионалов вызвало большую критику. Однако прошло время и статистика показывает: количество привлеченных к ответственности за нарушение ПДД значительно увеличилось, и водители начали вести себя более дисциплинированно.

Что касается отчетов перед населением, то на этих сходах поднимаются не только вопросы нарушения правопорядка, но и те, которые должны решать местные власти. Руководители отделов административной полиции ДВД Семсер Ибрагимов и Александр Пороховой считают, что если теперь руководителей местной полиции будут назначать акимы вместе с депутатами, то ответственность за охрану общественного порядка повышается не только у полицейских, но и у представителей местной власти. В таком случае легче будут решаться вопросы, которые зависят не только от стражей правопорядка.

А проблемы остались

На недавно состоявшемся заседании общественного совета при прокуратуре Костанайской области заместитель прокурора Серик АБДЕНОВ сообщил, что за 2014 год и 9 месяцев 2015-го «в результате нарушения законности со стороны отдельных сотрудников» избежали справедливого наказания 526 правонарушителей.

- Это равняется количеству правонарушителей, которые привлекаются в целом по области за один календарный месяц, - заявил Абденов. - Одной из характерных причин прекращения административных дел является истечение двухмесячного срока привлечения к ответственности.

Он привел пример, как в УВД Костаная 2 января 2015 года составили протокол в отношении одной гражданки, которая «выражалась нецензурной бранью в отношении другого лица». Административное дело поступило в суд только через 7 месяцев.

- Всего за 2014-2015 гг. по таким основаниям избежали наказания 225 правонарушителей, - сообщил заместитель прокурора области.
Полицейские объясняют это ограничением их прав. Раньше временное задержание правонарушителя допускалось до 48 часов - этого хватало, чтобы оформить административное дело и рассмотреть в суде. После недавнего изменения законодательства по административным правонарушениям этот срок уменьшен до 3 часов, после чего правонарушитель до суда находится на свободе, и некоторые из них скрываются от полиции, выжидая, когда кончатся установленные 2 месяца. Есть и другие причины.

- Только недавно опубликовали Правила благоустройства в Костанайской области, а до этого люди жаловались часто, но у полицейских не было правовой основы привлечь нарушителей к ответственности, - добавил Александр Пороховой. - Такая же ситуация была и с содержанием домашних животных, правила по которым были приняты только в мае этого года.

Сергей Жалыбин считает, что названные проблемы с оформлением административных дел по мелким правонарушениям можно устранить разрешением полиции привлекать к ответственности на основании устного заявления.
Хорошими помощниками для местной полиции призваны служить видеокамеры, установленные на улицах и во дворах. Их сейчас более 200. С их помощью раскрыто 117 преступлений. А вот постоянных наблюдателей за «картинками» в Центре оперативного управления явно не хватает. Будь их больше и эффект от видеокамер заметно повысился.

Есть и другие проблемы, связанные с укомплектованностью кадрами, техническим оснащением местной полиции. Навряд ли местная власть, получив в свои руки полицию, сможет решить их быстро. Так что, ждать качественного скачка от очередной новации, наверное, не стоит. Скорее всего, это лишь некоторое упорядочение уже существующей системы.

Что даст создание местной полиции?

Николай ДЕЙХИН, генерал-майор милиции, начальник УВД Костанайской области с 2001-го по 2004 год:

- Особых изменений в структуре управления подразделениями полиции, ко-торые решают задачи обеспечения охраны общественного порядка, я не вижу. Что касается назначения руководителей местной полиции акимом, то руководители регионов и сейчас влияют на этот процесс. Относительно сближения участковых инспекторов с народом, которое ожидается от их отчетов перед населением, то делать это, конечно, нужно, но тут всегда есть опасность превратить все в пустую формальность.

Сабыржан ИМАНБАЕВ, адвокат:

- Если не вникать в детали, а говорить в целом, то я к созданию местной полиции отношусь положительно. На работу полиции во многом влияет их отчетность по своим показателям. Их деятельность зачастую подгоняется под хорошие показатели в ущерб реальной живой работе. При таком подходе особенно страдает профилактика правонарушений. Если начальников местной полиции будет назначать аким, то ему до их внутренних показателей нет дела. Ему важно, чтобы население не страдало от правонарушений. Исходя из этого, руководители местной исполнительной власти и будут предъявлять требования к местной полиции.

Алмат АЙДОСОВ, председатель ПКСК «Орталык» (Костанай):

- Мне приходилось бывать на отчетах полицейских о своей работе, и я убе-дился, что на словах все можно представить в лучшем свете. Так что и обсуждать нечего. Контактировать с участковыми инспекторами по долгу службы приходится часто, не могу сказать, что они наши просьбы игнорируют. Более того, сами приходят в правление ПКСК и интересуются обстановкой на их участке. К сожалению, они пока слабые помощники в борьбе с теми, кто мусор высыпает в неположенном месте, нарушает правила содержания собак. Если местная полиция этим будет активно заниматься, то она нужна.

Сергей БОГАТЫРЕВ, президент общественного фонда «Ассоциация ме-диаторов Костанайской области»:

- Пока сложно сказать, что из этого получится. Переименовали когда-то милицию в полицию, и что? Порядка у нас стало больше? Предполагаю, что и на этот раз все сведется только к переименованию. Появится дополнительный заместитель у начальника, а люди как работали, так и будут продолжать. Финансирование не меняется, подчиненность тоже остается прежней, тогда какой смысл менять уже отработанные методы?

Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, в 2004-2007 гг. председа-тель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажи-лиса Парламента РК:

- Полиция ориентируется на свои количественные показатели, а участие акима и маслихата в назначении руководителей местной полиции даст общественную экспертизу их работе. Полиция станет открытой, появятся рычаги для исправления ее деятельности. А еще полицейским нужно научиться брать ответственность на себя. Особенно часто такая необходимость возникает при разбирательстве семейных конфликтов.