И опять - сделайте нам красиво

Галина ПЕТРЕНКО

Рекламный облик населенных пунктов - в фокусе внимания исполнительной власти

Прежде всего, конечно, из-за денег. Сначала налоговики, подводя итоги десяти месяцев, заявили, что в области множество объектов рекламы размещается без оформления разрешений. Например, в Костанае, на центральных улицах им. Аль-Фараби и Алтынсарина, фискалы насчитали 57 рекламных объектов, из которых на учете оказалось лишь 9. Потери бюджета за месяц только по этому факту департаментом госдоходов были обозначены в размере полумиллиона тенге. 

Налоговики призвали к инвентаризации, причем к ежемесячной. По поручению акима области управление архитектуры и градостроительства, опираясь на сведения из акиматов городов и районов, проанализировало ситуацию. И в общем подтвердило: в области половина объектов рекламы размещается без оформления разрешительных документов. При этом нельзя утверждать, что все они не платят.

- Всего по области на 1 ноября текущего года на учете состоит 523 объекта наружной рекламы. За 10 месяцев 2015 года выдано 293 разрешения, из них расторгнуто - 39, без разрешительных документов, но с начислением в бюджет суммы платы размещено 269, или 51% от общего количества, - сообщил на аппаратном совещании 16 ноября руководитель управления архитектуры и градостроительства Арман БЕКЕНОВ. - Сумма, подлежащая уплате в бюджет за 10 месяцев, составляет около 55 млн тенге, оплачено 98 млн тенге.

Пока неизвестно, как будут определять: «перенасыщение рекламой» - это сколько?

Аким области обратил внимание на эту разницу в цифрах. Начальник управления пояснил, что кто-то из хозяев зарегистрированных по всем правилам объектов платит наперед, кто-то из необновивших разрешительные документы все равно отчисляет в бюджет, ориентируясь на то, как делал это раньше. Часть платежей наверняка появилась после того, как акиматы недавно запросили информацию... Принципиальный вопрос: платят ли все до единого и столько ли, сколько каждый обязан. Смысл наведения порядка с разрешениями прежде всего в этом.

Из 16 районов области в этом году только в 5 акиматами выдавались разрешения на размещение рекламных объектов. Между тем по закону о местном самоуправлении одним из доходных источников этого самоуправления является как раз оплата за размещение наружной рекламы.

- Акиматам надо активно заняться этими вопросами. Сейчас времена такие: чтобы бюджет пополнять, вам надо бороться даже не за каждый тенге, а за тиын, - сказал на уже упомянутом аппаратном совещании аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ.

У проблемы с разрешениями есть и еще одна сторона медали. Опять власть поднимает вопрос об эстетичности визуальной рекламы. Вот ведь неиссякаемая тема для региона. То у нас с растяжками борются, то использование китайского дюралайта объявляют моветоном, то информационно-рекламные остановки навязывают. И все под соусом «сделаем города и села красивыми».

Свои представления о том, как должна выглядеть реклама и где размещаться, недавно высказал глава области. Ну а то, что говорит аким, как правило, превращается в протокольное поручение. Так что предпринимателям стоит знать, куда в ближайшее время ветер подует.

Архимед Мухамбетов критически высказался по поводу количества разномастной рекламы на фасадах многих зданий областного центра. Ее чересчур много, она аляповата, портит при таком обилии архитектурный облик Костаная. Те же замечания - по поводу автобусов, на бортах которых также размещается реклама. Здесь пример надо брать со столицы, заметил аким области.

По поводу причин переизбытка рекламы и ярких логотипов на фасадах руководитель управления архитектуры Арман Бекенов отметил, что при согласовании главным архитектором проекта строительства того или иного объекта в эскизе здания не указываются на фасаде объекты рекламы, их количество и формы.

А это можно предусмотреть, если строится, например, здание, в котором потом будут меняться арендаторы, и следовательно, их реклама? Вопрос «НГ» адресовала руководителю управления архитектуры.

- А почему нельзя? Это и нужно делать, предусматривая, какое в целом место при определенных размерах фасада на нем займет реклама, - ответил Бекенов. - К тому же дело не только в перенасыщенности и пестроте. Мы же ходим по городу и видим, как на стены зданий громоздят не просто яркие плакаты, а целые рекламные конструкции. Их установка бывает связана с проведением строительно-монтажных работ. В этой ситуации разрешение на использование земельного участка и разрешение на размещение наружной рекламы не заменяют разрешения на производство СМР. Предпринимателям надо понимать, что есть же еще и вопросы безопасности при эксплуатации зданий.

В ближайшее время управление планирует вместе с бизнес-объединениями провести несколько круглых столов с разъяснительными целями, ориентирует на это акиматы.

Что касается транспорта, то Бекенов сказал корреспонденту «НГ», что комментировать это пока не готов. Мы же, задавая вопрос, исходили из того, что транспорт как рекламный носитель указан в законе, а также из того, что, может, в Астане, автобусы и без рекламы, а в Вене и еще нескольких столицах - с нею. С кого пример брать?

Говорим об этом не из желания подловить. Бизнесу, людям, которые в каждый шаг деньги вкладывают и на каждом шагу их должны считать, важна точность и конкретность. Дайте четкие нормы, правила, а не руководствуйтесь пусть и понятными, но субъективными, расплывчатыми представлениями об эстетичности. Тем более что они запросто могут измениться. 

Для справки:

Есть объекты рекламы, которые размещаются в городах районного значения, селах и поселках с нулевой базовой ежемесячной ставкой платы. То есть платить за них в бюджет не надо. Это указатели, вывески, информационные щиты площадью до 2 кв. м (за один объект); реклама на палатках, тентах, шатрах, навесах, зонтах, флагах, вымпелах, штандартах до10 кв. м; реклама на киосках и павильонах временного типа до5 кв. м. Но разрешения на размещение таких рекламных объектов все равно нужно получать.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА