Казахстанский дизайнер Балнур Асанова - о моде, энергетике и тенденциях

Ирина БУРЕЕВА, ng@ng.kz

«Шелковый путь» на подиуме Москвы

Балнур из года в год представляет нашу страну на международных fashion-показах. На днях она показала новую коллекцию Silk Way - 2016 на Неделе моды в Москве. Мы с удовольствием встретились с ней в шоу-руме «Сымбат».

- Вы родились в Москве и показываете свои коллекции только в Москве. Чем российская столица так притягательна для вас?

- Москва для меня раньше была пустым звуком, а сейчас я поняла, что это мое энергетическое «место силы». Здесь встретились и поженились мои родители, здесь родилась я, и этот город тянет меня к себе. Мне здесь радостно, я чувствую себя сильной и востребованной, нахожу здесь отклик и людей, которые меня поддерживают. Мне всегда нужно сюда возвращаться: приезжаю на несколько дней и напитываюсь творческой энергией, а потом возвращаюсь в Алматы и могу уже дальше что-то делать. К тому же именно здесь с 2000 года я показываюсь на неделях моды, потому что Москва это в состоянии оценить - здесь есть байеры, эксперты, и ты с ними общаешься на одном языке.

- Какую коллекцию вы привезли в этот раз?

- У меня был большой перерыв в творчестве из-за болезни, и именно эта коллекция получилась наиболее осмысленной. Я закупала ткани в Италии, много ездила, выбирала, и у меня было время подумать. Коллекция Silk Way - 2016 очень трендовая, я делала ее с учетом основных тенденций. Многие знают, что существуют специальные институты, которые изучают, анализируют и перерабатывают массу идей, витающих в воздухе, а затем продают готовые решения как тренды. В моде все тренды расписаны на несколько сезонов вперед, поэтому не случайно в коллекциях многих дизайнеров разом появляется доминирующий цвет или какие-то общие тренды. В моде все давно выдумано. Ты просто берешь основные каноны и вставляешь что-то свое. По образованию я художник, поэтому в моих коллекциях много творчества. Оно фонтанирует через вышивки. На протяжении 68 лет в академии «Сымбат» собралось более 10 000 видов и образцов вышивок, и я не могла не воспользоваться этими богатыми наработками. Все виды казахского орнамента отображены в моей новой коллекции через призму моего внутреннего мироощущения. Это 50 нарядов: одежда стиля casual, на каждый день - юбки, брюки, платья и пуловеры, также будут представлены вечерние платья.

- Вы впервые сняли рекламную кампанию коллекции и пригласили в качестве героини казахстанскую джазовую певицу Жанну Сатарову, которая сейчас борется с тяжелым недугом, и за ее судьбой наблюдают тысячи наших соотечественников.

- Да, получилась интересная модная история с Жанной Сатаровой - моя и ее энергетика полностью совпали. Однажды я встретила Рафаэля (певец - прим. автора), и он как раз был под сильным впечатлением после очередной химиотерапии Жанны. Они большие друзья, и Рафаэль переживает ее болезнь как личную драму. Он стал инициатором концерта в поддержку Жанны, и меня поразило, что есть такие люди - положительные, с доброй душой, готовые безвозмездно трудиться ради другого человека. У нас же часто радуются, когда ты сходишь с дистанции, все начинают вести себя, как свора собак. А есть чистые люди. И я открыла для себя человека, который Жанне помогает. В ту встречу я сразу поняла, что она, сильная и роскошная, будет героиней новой моей коллекции.

- Тяжело было на съемках?

- Я поразилась тому, насколько Жанна профессиональна! Ей было ужасно тяжело: утром 4 часа - мэйк ап и прически, потом мы до вечера снимали фотосессию, но она выдержала. Сейчас она положительно настроена на новый этап лечения, воспряла духом. Сил ей справиться с недугом, и тогда мы еще неоднократно услышим ее чарующий голос.

- Каково это работать в академии моды с 68-летней историей?

- В Казахстане плохо с легкой промышленностью. Ее нет. Начиная от швейных машинок, заканчивая иголками, все завозится из-за рубежа. Мы не застрахованы от брака материалов. Есть сложности и со специалистами. Тот коллектив, что сейчас со мной работает, сохранился благодаря моей маме (Сабыркуль Асанова, президент Академии моды «Сымбат» - прим. автора). Она уникальный человек, и это я говорю не как дочка. В 90-е все предприятия разваливались, но она сохранила академию, тогда это был республиканский Дом моды. Я вижу и знаю все фэшн-процессы изнутри. Мода - это не глянец, а заводы, машинки, пыль; это поломанные судьбы женщин, в конце концов. В нашей стране никто не хочет быть швеей, все хотят быть гламурными и в лабутенах; люди в массе своей не хотят работать. В соседнем Бишкеке все работают, потому что там нет нефти, меньше богатых мужчин, которые содержат любовниц и дарят им квартиры, машины. Там люди работают.

Моей маме было сложно сохранить «Сымбат», и существующая сегодня Академия моды - это ее заслуга.

- Похоже, мама - это человек, который изменил вашу жизнь?

- Конечно. Я - художник, и у меня свое восприятие мира, а она - управленец, ученый, академик, у нее вышло много трудов. И я состоялась только благодаря ей. Мама всегда в меня верила. Она сильная женщина, у меня же такой силы нет. У меня есть творчество - параллельно с дизайнерской работой я занимаюсь художественным оформлением книг и вышиваю гобелены, занимаюсь керамикой. Но в нашей стране быть в творчестве - это большая роскошь. Иногда я задыхаюсь от непонимания, оттого что не с кем поговорить и некуда сходить.

- Для вас имеет значение, как одет человек?

- Нет.

- То есть человек, создающий моду, равнодушен к тому, как одеты другие?

- У меня зрительное восприятие либо энергетика - мое не мое, но не одежда, точно. Мне так жалко людей, которые думают о шмотках. Если есть возможность, хоть все магазины скупите. Но если средств нет, а человек всю жизнь копит деньги, отказываясь от путешествий, музеев, кино, праздников ради дорогих шмоток - это очень печально. Есть хорошее выражение «Людей нужно любить, а вещами пользоваться», у нас же часто наоборот - любят вещи, а людьми пользуются. И я считаю, что все наши современные проблемы как раз от этого: народ слишком привязан к вещам, накопительству, понтам, но при этом пользуют людей без зазрения совести.

- Чего вам прямо сейчас не хватает для полного счастья?

- Пожалуй, здоровья. Все остальное у меня есть.

Справка

Балнур Асанова, арт-директор Академии моды «Сымбат», дизайнер бренда Balnur Assanova, многократный победитель Международного конкурса высокой моды национального костюма (г. Москва), постоянный участник недель моды в Москве, Вашингтоне и Дубае, член-корреспондент Национальной инженерной академии РК, художник, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров РК, член Союза художников РК.