Повышенное давление газовых проблем

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Никита КУДРЯШОВ, kudryashov@ng.kz

Обслуживающие фирмы подогревают интерес к своим услугам, грозясь отключить газ

Стук в дверь. «Кто там?» - «Горгаз!» У любого грамотного человека этот ответ вызовет подозрение - такой структуры в Костанае нет уже давно. А когда мужчины в жилетках начинают требовать, чтобы вы заключили какой-то договор да еще заплатили 1 400 тенге, жители в большинстве своем спроваживают незнакомцев. Те в свою очередь угрожают судами, отключениями газа и прочими неприятностями. Кто же эти «оборотни горгаза»? Насколько реальны их угрозы?

«Открывайте, горгаз!»

Эпопея с договорами на обслуживание газовых плит тянется не первый год. Однако настороженность у населения так и не прошла. Больше половины не хотят платить незнакомцам за услугу, которую они раньше получали бесплатно.

«Ругался в начале года с ними, деньги ни за что не отдам, - пишет на сайте «НГ» пользователь под ником Фигаро. - Пришли недавно, снова ссылаясь на очередной непонятный закон, грозили судом и отключением. Послал второй раз, сижу жду неприятностей, лишних денег нет, желания платить тоже».

Но даже у тех, кто подчинился требованиям, остаются вопросы.

- В прошлом году ко мне приходили уже с этим договором, - рассказывает жительница дома № 44 по ул. Гоголя Алина АВДИНА. - Я заплатила 1 200 тенге. Мне сказали, что за эту сумму будут обслуживать мою плиту 2 года. Ровно год прошел - опять стали приходить. Ведут себя нахально. Взяли зажигалку, поднесли к конфоркам и стали требовать денег - теперь уже 1 400 тенге. Я не стала платить, тогда они разозлились. Один прямо кричать начал и, уходя, дверью хлопнул. Еще и пригрозил, что газ всем отключит. Я стала звонить в «КазТрансГаз Аймак». Там берет трубку только контролер, который ничего объяснить не может. Уже несколько раз приходили, ведут себя как вымогатели. Я не понимаю, что мне делать. Если так положено, то пусть официально это где-нибудь опубликуют.

В случае когда уговоры и угрозы на людей не действуют, сотрудники компаний идут на некоторые хитрости. Житель Костаная Аманбай ТЕМЕЖАНОВ сообщил «НГ», что он впустил в квартиру сотрудников «горгаза», которые сказали, что пришли с проверкой газового оборудования. Визитеры осмотрели плиту и попросили хозяина квартиры расписаться якобы в акте о проверке. Каково же было его удивление, когда пришел счет за оказанную услугу в размере 1 200 тенге. Сначала мужчина не хотел платить, но, когда ему пригрозили судом, пришлось выполнить требование.

Закон есть, выбора - нет

Главный вопрос, который интересует всех костанайцев, - так платить или не платить? На это у обслуживающих фирм есть четкий ответ.

«Обязанность по заключению договоров на техническое обслуживание газопотребляющих систем возложена на бытовых и коммунально-бытовых потребителей товарного газа в соответствии с требованиями Закона РК от 9 января 2012 года № 532-IV «О газе и газоснабжении». Согласно ст. 19, «запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание», - пояснил в ответе на запрос «НГ» директор ТОО «РЦКУ-Костанай» Александр ФИСЮКОВ.

А если вы все еще сомневаетесь, то у газовиков есть железный аргумент: «В соответствии с п. 60 Правил розничной реализации и пользования товарным и сжиженным газом «Газотранспортная, газораспределительная или газосетевая организация» в одностороннем порядке приостанавливает подачу потребителю товарного или сжиженного нефтяного газа до устранения нарушений в случаях: нарушения потребителем газовой безопасности объектов систем газоснабжения, а именно ввиду нарушения п. 2 ст. 30, п. 3 ст. 19 Закона РК «О газе и газоснабжении».

Итак, платить все же надо, но кому отдавать свои деньги - каждый потребитель имеет право решать самостоятельно.

- Потребитель вправе сам выбирать обслуживающую фирму, которых в Костанае несколько, - поясняет председатель ОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида +» Куралай АХМЕДИНОВА. - Те в свою очередь берут на себя обязательство регулярно проверять газовую плиту и выезжать по звонку, когда потребителю что-то необходимо. Но вынуждать заключать договор на обслуживание газовой плиты никто не имеет права. Были случаи, когда костанайцев обманным путем вынуждали это сделать. Все, кто столкнулся с подобной ситуацией, могут обратиться в наше общество.

На деле свободой выбора, по всей видимости, никто не пользуется. В Костанайской области техническим обслуживанием газовых плит занимаются 4 аттестованных фирмы: ТОО «РЦКУ-Костанай», ТОО «Энергия KZ», ТОО «СеКо», ТОО «Регион Газ». Кто из них первый пришел в квартиру потребителя, того и тапки, то есть подписанный договор. А это уже похоже на нарушение антимонопольного законодательства. За комментарием мы обратились в департамент КРЕМ и ЗК по Костанайской области.

- Если есть жалобы, пусть жители их оформят письменно и обращаются к нам, - ответил заместитель руководителя департамента Нурлан ДЖАЛГАСБАЕВ. - По факту обращения мы уже сможем начать расследование. Если действительно идет навязывание услуги какой-то конкретной фирмой, то это нарушение. Уже были подобные факты - в 2014 году две костанайские фирмы были привлечены к административной ответственности.

Напомним, в мае 2014 года ТОО «РЦКУ-Костанай» и ТОО «Қауiпсiз газ» были оштрафованы в общей сложности на миллион тенге. Как сообщалось в пресс-релизе облпрокуратуры, эти предприятия «вводили население в заблуждение относительно оказываемых услуг по обследованию и очистке дымоходов и вентиляционных каналов». Сотрудники ТОО «Қауiпсiз газ» с помощью ТОО «РЦКУ-Костанай» распространяли предложения по обследованию и очистке вентиляционных каналов. Так как бумаги были похожи на квитанции на оплату услуг газоснабжения «КазТрансГаз Аймак», люди ставили свою подпись и платили деньги.

Самое интересное, что денежки потребителей «уплыли» в никуда. Расследование проводила антимонопольная инспекция по Костанайской области. Факт злоупотребления доверием потребителей подтвердился. В результате ТОО «Қауiпсiз газ» оштрафовали на сумму 463 000 тенге, а ТОО «РЦКУ-Костанай» - на сумму 509 000 тенге.

Кто прочистит вентиляцию

Раз уж зашел разговор о ТОО «Қауiпсiз газ», стоит упомянуть, что эта фирма трижды меняла адрес и найти ее корреспондентам «НГ» так и не удалось. Получается, что чисткой вентиляционных каналов в Костанае занимаются только ПКСК. Но и у кооперативов не все так гладко.

За решеткой вентиляции Наталья Здоровец нашла мертвых голубей

- Я уезжала из дома на неделю, - рассказывает жительница дома № 88 по ул. 1 Мая Наталья ЗДОРОВЕЦ. - Приезжаю - вся квартира в помете, перьях и трупах голубей. Оказалось, что они падали в вентиляцию. Я звонила в ПКСК, но там мне отказались помочь. Люди говорят: заложи вентиляцию кирпичами. Но газовики приходили и сказали, что этого нельзя делать. Тогда я снова позвонила в ПКСК, написала заявление. Через 10 дней голубиные трупы появились снова. Я пошла к председателю ПКСК. Она говорит: «Мне некого послать». До сих пор не могу толком отмыть квартиру от голубиного помета.

Как сообщила «НГ» председатель ПКСК «Виктория» Наталья ТАРАСЕНКО, вентиляционный канал в этом доме рабочие почистить могут, но вот решеткой ее закроют только ближе к зиме.

- В данный момент плотники все заняты, - пояснила Тарасенко. - Пусть хозяйка у себя в квартире решетку пока поставит.

В некоторых ПКСК такие вопросы решаются более оперативно. 12 октября в ПКСК «КостанайЭнергоИмпульс» поступила заявка от жильца дома № 153 по ул. Козыбаева с просьбой почистить вентиляционную шахту. В тот же день слесарь выехал на место и решил проблему с помощью болта: привязал его к одному концу катушки лески, нашел препятствие на уровне 3-4 этажа и бил по нему болтом, пока оно не упало в подвал.

- Очисткой вентиляционных каналов мы занимаемся по заявкам жильцов, а также планово - один раз в год, - пояснил «НГ» председатель ПКСК «КостанайЭнергоИмпульс» Андрей САВЕЛЬЕВ.

- У нас в штате есть плотники, прошедшие специальное обучение, - сообщила председатель ПКСК «Восход» Галия НАМ. - Они занимаются осмотром вентиляционных выходов на кровле. Если что-нибудь приходит в негодность, мы это устраняем. Очистка вентканалов происходит по заявкам жильцов, эта услуга входит в тариф.

Но что делать жильцам домов, которые не обслуживает кооператив? Видимо, обзавестись собственным болтом.

Болт на леске - самый простой и эффективный способ прочистить вентиляционный канал

За что мы платим?

Если в вашу квартиру не падают мертвые голуби, это не значит, что у вас все в порядке. Требований газовой безопасности много. За проверку и соблюдение которых мы и платим 1 400 тенге. Что мы получаем за эти деньги? Корреспонденты «НГ» побывали на поквартирном обходе с сотрудниками «РЦКУ-Костанай» и выяснили это.

Первое, на что мы обратили внимание, - сотрудники частной фирмы действительно попадают в квартиры, произнося волшебное слово «горгаз». Дальше они обходятся без магии - уговорами, официальными бумагами и отвертками.

Слесари проверяют газплиту - разбирают конфорки, духовку и смазывают кран на газовом стояке. Используют высокотемпературную графитовую смазку, простой солидол не годится - он просто вытечет. По словам слесаря, со временем смазка дубеет и может забить впускное отверстие, в результате газ не будет подаваться на плиту. Придется вызывать рабочего для прочистки. По ходу мужчина объяснил, как безопаснее пользоваться плитой.

По нашим наблюдениям, особого оборудования или дорогостоящих материалов при проверке не понадобилось. Откуда тогда берется такая сумма?

- Данная стоимость рассчитана с учетом расходной части предприятия, значительную долю в которой составляет заработная плата рабочего персонала и штата ИТР, необходимого для организации работ и надлежащего контроля и исполнения, - ответил «НГ» директор «РЦКУ-Костанай» Александр Фисюков.

Количество абонентов АО «КазТрансГаз Аймак» в Костанайской области

Отдам плиту в надежные руки

По идее, над всяким частником должен быть государственный надзорный орган. И он есть. С апреля 2015 года при управлении государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) областного акимата была создана газотехническая инспекция. Правда, в управлении до сих пор недоумевают: почему именно они? Направление-то сугубо коммунальное. Но главное, что инспекция создана и она уже работает.

- Газовая плита - оборудование действительно опасное, - пояснил руководитель управления Канат БАЯМБЕТОВ. - За ее исправность несет ответственность собственник квартиры. Именно поэтому необходимо заключать договор на техобслуживание газового оборудования. Если человек не заключает договор, то «КазТрансГаз Аймак» имеет право прекратить подачу газа. К сожалению, на сегодня ситуация не слишком обнадеживающая. По данным ТОО «РЦКУ-Костанай», в Костанайской области из 162 284 потребителей природного газа договор на техобслуживание заключили 75 693, что составляет 47% от общего количества. Тому есть несколько причин. Во-первых, оплата за техобслуживание раньше входила в тариф «Костанайгаза», и люди к этому привыкли. Во-вторых, не была проведена разъяснительная работа с населением. Граждане не доверяют сотрудникам компаний, которые появляются на пороге их квартиры и требуют заплатить деньги. К сожалению, этому способствуют и сами сотрудники фирм, которые должным образом не представляются и не объясняют причины необходимости заключения договора.

Кирилл Филин рекомендует требовать у гостей из «горгаза» удостоверение и аттестат

И напоследок совет от начальника отдела газотехнической инспекции Кирилла ФИЛИНА: требуйте у сотрудника фирмы рабочее удостоверение и аттестат. Дело в том, что наряду с сотрудниками аттестованных фирм по квартирам повадились ходить ИП-шники, нелегально заключающие договоры.

Техобслуживание газового оборудования в квартирах - не единственная головная боль газотехнической инспекции. Даже если все мы массово заключим договоры и отдадим свои плиты в надежные проверяющие руки, одного звена в газовой цепочке все равно хватать не будет. Граница ответственности АО «КазТрансГаз Аймак» - на вводе в здание, в квартирах за них отвечают собственники. А что же с внутридомовыми сетями? Они, по сути, бесхозны. Недавно на совещании в акимате Костаная подъездные стояки пытались передать на баланс ПКСК. Но председатели кооперативов начали отмахиваться всеми возможными способами - мол, нет специалистов, к тому же это дополнительная статья расходов.

Никто не спорит, что газовое оборудование требует особого контроля. В конце концов, существует закон, которому мы все обязаны подчиниться. Другое дело, что исполнение, как всегда, хромает - народу толком ничего не объяснили. Дополнительную сумятицу вносят сами сотрудники обслуживающих фирм - хитрят, грозятся и называются несуществующим «горгазом». Может, газотехническая инспекция наведет порядок?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА