Плисецкая в красном

izvestia.ru, lenta.ru

Великая балерина представила  вторую   книгу  своих мемуаров

Она называется «Тринадцать лет спустя». Именно столько лет прошло после выхода первой  книги  «Я, Майя  Плисецкая», о которой говорили - она не пощадила никого, кроме Щедрина. В новой  книге  13 глав, по одной на каждый год. В них именно то, чего ждет публика: скандалы, триумфы, встречи с принцами, президентами, королями.

«Романы все пишут...»

В 1993 году 50 тыс. экземпляров «Я, Майя  Плисецкая ...» ушли буквально за недели. В издательстве интересовались тогда у балерины, не хочет ли она написать продолжение. Она сказала «нет».  Книга  написана, там все сказано. Кому интересны откровения балерины, завершившей карьеру? Но вода  - в виде редактора «АСТ -Пресс» Александра Проскурина - подточила камень. С некоторых пор Родион Щедрин заметил у  Плисецкой  тетради и листочки с записями. Она писала в машине и в самолете, так что потом сама не разбирала каракули. Творила трудно, переделывая фразы и целые страницы.

Несмотря на то что откровенность первых мемуаров балерины многим пришлась не по вкусу, в новой  книге  она придерживалась того же правила, писала без обиняков - все, как было. Издание уже вышло в свет. На презентации журналисты спрашивали:«Майя Михайловна, вы не хотели бы написать роман о любви?». Она с улыбкой: «Романы все пишут, а такую  книгу  никто!»  - «Как вы относитесь к тому, что политики использовали «Лебединое озеро» транквилизатором для народа?» - «Для политики было важно показать миру, что культура сохранена. Лучше всего это демонстрировал Большой театр». 

Был и сюрприз. 2 октября  - день презентации  - оказалось днем свадьбы  Плисецкой  и Щедрина. В 1958 году они расписались без пышных торжеств, купили в гастрономе «Украина» водки с колбасой и нагрянули в гости к Лиле Брик и Василию Катаняну. Лучшим подарком к нынешнему празднику балерина назвала оперу Щедрина «Очарованный странник» в Московской филармонии. Что касается балета, виновница торжества призналась, что и сейчас с удовольствием танцует. Скажем, «Аве, Майя!» Мориса Бежара.

Журналисты попросили Плисецкую  сравнить первую и  вторую  автобиографию. Она взяла обе  книги  в руки и сказала, что в обе  книги  было вложено немало, хоть первая и толще  второй  ровно в два раза.

Какой откровенности получилась новая книга, можно судить по опубликованному, например, «Известиями» фрагменту 

Со спонсорами не шутят

«На сцене Кировского театра мне довелось танцевать мало. «Лебединое озеро» и уже много позднее - «Анну Каренину». Добавлю сюда мое троекратное выступление с «Кармен-сюитой» на сцене «Октябрьского зала» в авторском вечере Щедрина». «Публика принимала меня крайне дружелюбно, билеты раскупались с боем, и худрук зала Владимир Чернин зазывал на повторение этого вечера.

И все же я была немало удивлена, когда он позвонил мне с предложением организовать в Ленинграде международный балетный конкурс «Майя» и сформировать жюри и репертуар по моему усмотрению.

- Я проговорил этот замысел с нашим мэром Анатолием Александровичем Собчаком. Он с воодушевлением поддерживает. Обещал свое полное содействие. Спонсоры намечаются. Хотя здесь потребуется и ваше прямое участие.

- А где вы планируете проводить конкурс? - спросила я.

- С Кировским театром вряд ли получится. Есть в нем ваши антиболельщики. Да и аренда театра - дорогое удовольствие. Как бы вы отнеслись к сцене Александринки?

- А почему бы нет?..

Я стала думать о репертуаре. Непременные па-де-де и вариации давно набили всем оскомину. Может, за основу взять мой репертуар? Например, «Кармен-сюиту»? Но хореография должна быть своя, новая. Надо добавить к наградам танцорам и премию лучшему хореографу. Чернину идея понравилась.

Спонсоры вскоре отыскались. Очень помог японский меломан господин Сезан Фуками. Он стал генеральным спонсором нашего первого конкурсного выхода в свет».

... Организационные вопросы вел Владимир Чернин. И делал это неплохо. Все шло по накатанной дорожке до тех пор, пока среди действующих лиц не появился сын Чернина Сергей. Любвеобильный папа, не спросив на то моего согласия, назначил сына генеральным директором и распорядителем финансов конкурса.

На мое последующее невезение, юный директор Сергей внезапно сочетался браком с роскошной полногрудой блондинкой. Блондинка начала мелькать в кулуарах нашего балетного соревнования в броских провокативных туалетах. Похоже, что сие стало одной из причин наших финансовых затруднений.

А тут еще точно в день открытия конкурса грянул злополучный дефолт 17 августа 1998 года... Мы ожидали перевода денег из президентского фонда Ельцина, которые были обещаны, и все соответствующие распоряжения подписаны и переподписаны. Конкурсу недоставало $50 000, главная часть коих должна была составить премиальный фонд. Мелькавший в те времена по телевидению усатый министр финансов Задорнов держал все наши бумаги у себя на столе, зная, без сомнения, день и час пришествия грабительского дефолта. Он этот день, верно, и определил!..

Все конкурсанты увлеченно соревновались на сцене уютной Александринки. Жюри строго и придирчиво отбирало лучших. А денег на премии и авиационные билеты все еще не было. По счастью, отзывчивые люди нашлись, и кто взаймы, а кто и по-спонсорски - без возврата - восполнил недостающую сумму. Англичанин Бен Брамс, появившийся на конкурсе в белом смокинге, достал из кармана пачку банкнот и отдал ее Чернину. Вспоминаю с искренней теплотой участливость Никиты Михалкова, помогшего нам в той критической ситуации. Отозвалась на нашу беду и известный косметолог Ольга Цуканова.

Я несколько раз звонила на мобильник Татьяне Дьяченко, с которой была немного знакома, лелея надежду, что Татьяна, любимая дочка президента Ельцина, имевшая, как поговаривали, влияние на отца, сможет повлиять и на Задорнова с переводом обещанных денег. Но телефон либо молчал, либо строгим мужским голосом помощника Дьяченко обнадеживал меня, что информация будет передана по назначению. Но никаких денег из президентского фонда мы тогда не получили.

Был еще один инцидент, о котором не очень вспоминать хочется. Состоятельный человек, назову его так, чья дочь трудолюбиво, старательно училась танцу, пожертвовал на наш конкурс внушительную сумму. Ее состоятельный человек тоже отдал в руки Чернина cash'ем, и Чернин включил дочь жертвователя в число участниц. Девочка была артистичная, одержимая хореографией, но ее физические данные, увы, были совсем далеки от совершенства.

Члены жюри голосовали тайно, заполняя конкурсные бюллетени. Такая система всегда справедлива, но механистична. Дочка состоятельного человека недобрала требуемых очков, чтобы пройти на заключительный тур.

Девочка плакала и страдала, а состоятельный человек прислал мне домой своего посланца. Посланец, отводя глаза в пол, тихо, но внятно произнес:

- Деньги надо вернуть. Второй раз напоминать не будем...

Объяснение не требовалось. Все было ясно. И жутковато.

Короткий разговор с Черниным на тему, что «неспонсорского подношения» состоятельного человека я и в глаза не видела, что сам Чернин «заприходовал» деньги в свои руки в Петербурге, закончился получением факса от него: «Это ваши проблемы, господа».

Деньги я, конечно, вернула. Тем более что знакомые удостоверили, что состоятельный человек совсем не шутник. Внушительную сумму мы передавали ему в два приема. Второй раз - в Париже в резиденции Кардена.»             

Подробности

Первая  книга  Плисецкой была белая с черным силуэтом балерины, вторая  - красная, на этом фоне - белый силуэт балерины и фото лебедя с рыжей шеей.