По пути реформ к правовому государству

Претворение в жизнь задач, поставленных в Плане нации «100 конкретных шагов» придаст нашей стране запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный путь испытаний, укрепит казахстанскую государственность и обеспечит верховенство закона.

Необходимость и актуальность внедрения и реализации пяти институциональных реформ предприняты в ответ на глобальные внутренние и внешние вызовы, и связаны с амбициозными планами по вхождению Казахстана в тридцать развитых государств.

Особое внимание в Программе уделено развитию судебной системы Казахстана. На сегодняшний день в этом стратегическом направление сделано очень многое, судебному корпусу предстоит претворить в жизнь те задачи, которые Президент Назарбаев Н.А. поставил перед всей судебной системой страны, озвученные на 6 съезде судей Казахстана.

Одна из основных задач, поставленных главой государства в программном документе обозначена - это обеспечение верховенства закона.

Для реализации этой задачи перед обществом и страной предложено несколько векторных направлений для дальнейшего развития судебной системы. 

Это упрощение доступа к правосудию, переход к трехзвенной системе судоустройства, усиление подотчетности судей, квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

Статистика показывает, что имеет место тенденция к увеличению количества рассматриваемых судами дел, что говорит о возросшем доверии людей к судам.

Так, судами Костанайской области за 1-ое полугодие 2014 года рассмотрено- 37 371 дел, за 1-ое полугодие 2015 года- 37 456 дел, всего за 2014 года- 79 091 дел.

В этой связи, следует отметить, что тщательное рассмотрение дел, гарантирующее выполнение принципа полноты судебного исследования, полностью зависит от человеческих и профессиональных качеств судьи, от того, как ведется подбор кадров на судейские должности. Неслучайно, важным критерием отбора является как моральный облик претендента на высокую должность судьи, так и его репутация и его профессиональные качества.

Национальной комиссией изучен опыт зарубежных стран и по результатам предложен ряд новелл по вопросу подбора кадров. Так, поддержаны предложения о повышении возрастного ценза с 25 до 30 лет для кандидатов в судьи, в связи, с чем в дальнейшем будут внесены поправки в Конституцию страны.

Кроме того, разработаны повышенные требования к кандидатам на должность судьи, предусматривается введение 5-летнего стажа работы, связанного с судебной деятельностью, срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до 1 года. Предложено ввести годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По окончании срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. Возникла необходимость закрепить и ввести институт поручительства за вновь назначаемого судью.

Следующая значительная новелла - это формирование 3-звенной судебной системы. Это суд первой инстанции- районные и приравненные суды, областной суд – апелляционная инстанция и кассационная инстанция, переданная в Верховный Суд. В этом вопросе принят во внимание опыт ряда развитых европейских государств, где существующий порядок рассмотрения дел именуется кассационным.

В Верховном суде предусмотрено создание инвестиционного суда, финансового суда в городе Астана, по примеру Дубайского суда.

Все эти новеллы вводятся для дальнейшего обеспечения доступности правосудия для граждан, исключения волокиты при рассмотрения дел и в целях оптимизации судебного производства, вынесения судебного акта, отвечающего требованиям Закона.

Анализируя и изучая цели, изложенные в программном документе, хотелось бы отметить, что положения программы отличаются конкретно поставленными задачами. Так, перед судами ставится требование обязательной аудиофиксации судебных заседаний, что, безусловно, дисциплинирует суды и граждан, сделает работу суда прозрачной и доступной, что в конечном итоге приведет к вынесению законного и справедливого судебного акта.

Судья апелляционной коллегии Костанайского областного суда Ержанова Г.Г.