За какую пену вы дорого платите

Иллюстративное фото

Алия ДЖАМАНКУЛОВА, с использованием материалов falsifikat.net

Несколько советов, которые помогут вымыть голову качественно и дешево

Наверно, на полке в любой ванной комнате сегодня можно найти средства гигиены в широчайшем ассортименте. Гели, пенки, муссы, шампуни для разнообразного мытья всего и вся. Утром шкурку освежают одним, вечером шерстку приводят в порядок другим. Выбор всего этого в магазинах широчайший. По крайней мере, нам так кажется. Если присмотреться к красивым флакончикам повнимательнее, то выяснится, что выбора-то особого и нет.

У меня все началось с публикации на сайте falsifikat.net, которая развенчивала некоторые потребительские мифы, связанные с шампунями. В частности, миф о том, что чем дороже моющее средство для вашей гривы, тем оно качественнее. Авторы сообщали, что в подавляющем большинстве случаев составы дорогих шампуней принципиально не отличаются от ингредиентов дешевых. И не надо вообще приписывать средствам для мытья волос чудодейственные оздоровительные свойства. Тем более что волосы сами по себе в них и не нуждаются - им требуется лишь уход, который улучшает их внешний вид. Если они ломаются, секутся, нужно не «питать» их (они ничего не едят), а просто воспользоваться шампунями или ополаскивателями, в состав которых входят вещества, способные заполнять пустоты в структуре волоса, приклеивать, не давать торчать его фрагментам - протеин, эластин, глицерин. А приятное ощущение при мытье, вспенивание обеспечивают поверхностно активные вещества - ПАВ. Вот и все. На выходе вы получите враз потяжелевший, шелковистый волос.

Но достигнуть этого, поверьте, можно и за совсем небольшие деньги. Авторы поэтому советовали желающим сэкономить, обращать внимание на этикетки шампуней. Ингредиенты в ней идут согласно своей массовой доле в составе моющего средства по убывающей. Это стандарт. Так что, прежде чем лезть за кошельком, обратите внимание, на каком месте в перечне стоит какой-нибудь экстракт березового листа, масла жожоба или полезного для кожи головы полевого хвоща. Если на предпоследнем, значит, количество его, обычно выпячиваемое рекламой, ничтожно мало.

Вооруженная этими знаниями, я сгребла с полки в ванной все свои красочные бутылечки и принялась изучать. Елки-палки! Я сделала немало интересных открытий. И первое - производители вовсе не рассчитывают, что потребитель будет читать предназначенную для него информацию. Мельчайший шрифт - это одно. А другое - информация о составе практически на всех упаковках дана исключительно на латыни. Я-то, дурашка, рассчитывала, что там и масса указана или хотя бы процент содержания. А выяснилось, что мне бы хоть с составом разобраться.

У меня был набор, состоящий из российских «Шампуня на козьем молоке», «Густого шампуня Агафьи», сделанного в России же под немецким контролем шампунем «Шаума» от Шварцкопф, итальянского геля для душа Marseilifis и украинского «Геля для умывания с шалфеем». Два последних средства в перечень попали не случайно. Всем давно известно, что если кончился шампунь, лей на голову гель для душа, эффект будет практически тот же. Ну, может, пышности поменьше получите. А отмывательные свойства идентичны. То же с гелем для умывания.

Цены у этих средств разные - от 280 до 550 тенге. Самое недорогое - это шампунь Агафьи с 17 сибирскими травами. С помощью профессионального биолога в редакции «НГ» я изучила составы, изложенные по-латински. На первом месте всегда и везде - вода, она составляет до 80% содержимого флаконов. Дальше во всех средствах идет лаурилсульфат - поверхностно-активное вещество, одно из самых дешевых. Дальше (у «Шаумы», например, которая позиционирует себя как шампунь на семи травах) следуют бетаин, хлорид натрия, пантенол, кератин... И только после этого все 7 трав. Козье молоко в одноименном шампуне тоже значится седьмым, а протеины пшеницы, заявленные на фасаде бутылки, - только девятым. Правда, любезный производитель для потребителя их названия перевел на русский - знает, на что люди ведутся. В данном случае на то, что молоко все-таки есть.

Мало-мальски приятным в потребительском смысле исключением стал «Шампунь Агафьи», весьма недорогой. Во-первых, там все указано на русском языке - просто рядом с каждым ингредиентом в скобках дан перевод. Во-вторых, настой трав в перечне идет следом за водой, даже вездесущий ПАВ после. Состав трав перечислен отдельно. А остальные ингредиенты идентичны тем, что я выучила наизусть, читая другие этикетки: бетаин, хлорид натрия... Так что теперь я понимаю, как экономить на шампунях.

Фитюлька в финале. Просто, чтобы поставить логическую точку. В геле для умывания с шалфеем такового вообще не обнаружилось. Зато в наличии был барбадосский алоэ. Можно смеяться и размышлять, за кого же нас с нашими деньгами держат?