Без полиции перевозчикам не обойтись

Ольга ГОРАЙ

Предприниматели, обслуживающие внутриобластные маршруты, попросили сократить количество рейсов и мест в автобусах

По условиям нового тендера маршрутные автобусы из Костаная в Рудный будут совершать 29 рейсов, вместо 37-ми

25 мая в Костанае проведут конкурс на обслуживание внутриреспубликанских и внутриобластных маршрутов. Последний тендер проходил 3 года назад. Тогда было разыграно 40 лотов. С тех пор 16 маршрутов закрылось. При организации нового конкурса перевозчики попросили сократить количество рейсов в день и уменьшить заложенное в документации количество мест в автобусах. Предприниматели заявляют, что пассажиропоток упал, а таксисты-нелегалы все больше захватывают рынок. И если с ними не бороться, то внутриобластные маршруты продолжат закрываться.

Сегодня не ездят автобусы в Аркалык, в районные центры Караменды и Камысты. Не охвачены транспортным сообщением большинство поселков Наурзумского, Камыстинского, Узункольского районов. Перестали ходить автобусы в такие крупные поселки, как Победа, Половниковка. Но на конкурс вновь выставлено 40 лотов.

- Внутриобластные перевозки становятся все более проблематичными, - признает руководитель отдела пассажирского транспорта и перевозок управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог по Костанайской области Гульнар БЕКМУХАМЕДОВА. - Наша задача - охватить как можно больше населенных пунктов, поэтому мы выставляем на конкурс все лоты. На некоторых направлениях, где маршруты закрылись, пробуем новые. Например, направление Камысты - Костанай обслуживает временный маршрут. Новый перевозчик работает месяц, но говорит, что пассажиропотока нет, и автобус ездит пустой.

Согласно статистике, пассажиропоток в первом квартале 2015 года снизился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, по самому популярному направлению Костанай - Рудный пассажиропоток в марте 2013-го и 2014 года составлял 62 000 пассажиров, то в 2015 году он был равен 52 000 пассажирам.

- Появилось много таксистов-нелегалов, - объясняет снижение директор ТОО «Рудный автотранс» Кумар БОПАТАЕВ. - Мы много лет обслуживаем маршрут Рудный - Костанай. И впервые за эти годы попросили в условиях тендера сократить количество ежедневных выездов с 37 до 29. Мы просто не можем конкурировать с нелегалами. Нам приходится оформлять по 2 страховки: на транспортное средство и на пассажиров. В штате ТОО должны быть медик и механик. Автобусы оборудуем аптечками и огнетушителями. Мы платим налоги и работаем легально, подчиняясь всем правилам. Таксисты никому не подчиняются и не соблюдают никаких требований и правил. Они приезжают на автовокзалы и забирают пассажиров. Чтобы сохранить внутриобластные перевозки, необходимо найти управу на нелегальных таксистов.

Перевозчики пытаются самостоятельно бороться с нелегалами. Так директор Денисовского автовокзала Елена БЕРЕНС запретила таксистам находится на территории вокзала, так как он является частной собственностью.

- У нас остался маршрут Комаровка - Костанай, - говорит Елена. - Был еще Жалтырколь - Житикара - Свердловка, но стал нерентабельным. Таксисты забрали всех пассажиров. А с января количество таксистов еще увеличилось. Мы даже по маршруту Комаровка - Костанай попросили уменьшить количество мест.

Управление транспорта и автомобильных дорог пытается идти навстречу перевозчикам.

- Мы внесли дополнения к лотам, - пояснила Бекмухамедова. - Там, где требовалось, мы сократили количество выходов и минимальное число мест в автобусах. Это все, что мы можем сделать. Мы не имеем права проверять и контролировать таксистов. Этими полномочиями обладает административная полиция.

Однако административная полиция пока управы на нелегалов не нашла. Как отметил замначальника административной полиции ДВД области Кайрат ОРДАБАЕВ, полиция проводит рейды, но доказать, что люди нелегально таксуют, не всегда удается: водители отвечают, что бесплатно везут родственников и знакомых. Перевозчики же в один голос заявляют, что контроль усилить можно: ежедневно таксуют одни и те же люди, которые забирают клиентов с конкретных точек. Если их количество уменьшится, внутриобластных маршрутов станет больше.