Под взглядом храмовых ликов Камбоджи

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ, фото автора

Вообще-то в Камбодже, изнывающей с ноября по апрель от тропической засухи (это у них зима такая), храмов неисчислимое множество. Один из них - индуистский храм Преах Вихеар - Камбоджа с Таиландом не могут поделить до сих пор, время от времени пуская в ход оружие.

 

Но суть спора не в духовности, а в недрах близ храма, которые хранят в себе залежи драгоценных камней. Так что иноземный народ туда не пускают, направляя туристические потоки на северо-запад страны в г. Сием Рип. Сам городишко - это средоточие многозвездных отелей и дешевых хостелов, в которые приезжают с единственной целью - окунуться в атмосферу древнейшего храмового комплекса Ангкор Ват.

Я попал в него из Паттайи (Таиланд), затратив часов 6 на ровную, как стол, дорогу в 400 км. По всем расчетам для шустрого минибуса это не путь, однако тормозом оказался пограничный переход. Тайцы взяли 1200 батов ($40) и отпустили с миром, а вот камбоджийцы вместе с двумя жителями Латвии отправили меня в затяжной отстойник. Мимо с расслабленной небрежностью шли россияне, у которых с камбоджийцами все улажено на уровне виз, чего не скажешь о Казахстане. Но вот и я пред очами пограничника кладу на биометрический контроль обе свои пятерни, и тоже, наконец, примыкаю к своему туристическому прайду.

За окном машины скудная растительность (типа нашего Наурзума в пик горячего лета), худые буйволы, утлые домишки на сваях - в сезон дождей здесь долгий потоп и расцвет растительности.

В Сием Рипе ценники исключительно в долларах и тайских батах - на камбоджийском риеле, как на белорусском рубле, множество нулей и, соответственно, столько же мороки при расчетах.

Автор на фоне знаменитых башен Ангкор Ват

Храмовый комплекс начинается с билетных касс, где за $20 вас снимут на моментальное фото и через 5 секунд вы получите входной пропуск с вашим лицом. Никаких заборов в храмах, которые не обойти и за двое суток, нет, но есть туристическая полиция, которая зорко бдит за безбилетниками - сильно оштрафуют и выдворят моментально. Кстати, это вовсе не мешает полицейским прилипчиво навязывать туристам за 100 батов свои нагрудные знаки, которые, я подозреваю, они покупают в магазине военной атрибутики, и спихивают нам под видом эксклюзива. Полно также маленьких камбоджийцев, большинство из которых никогда не закончит более трех классов. Они неотступно канючат у туристов мани. Это уже не бизнес, это - поесть бы чего...

Земля под храмами приватизирована - камбоджийцы получили эту радость после кровавого правления Пол Пота. Кому-то, как и у нас, достался клок от паршивой овцы, а кому-то - жирный пирог. Я это к тому, что когда ООН признала храмы Ангкора культурным наследием человечества, на их реставрацию скинулись несколько стран.

К 2008 году, году очередного кризиса, энтузиазм у многих пропал. Вялотекущую реставрацию до сих пор ведут лишь Япония и Индия. Когда у владельца земли под храмами, всемогущего здешнего нефтяного магната спросили, почему он не ссужает хотя бы толику денег на столь благородное дело, он ответил: «Даже если храмы полностью разрушатся, поток туристов к их руинам не уменьшится». Цинично, хотя и правда. 

А теперь о самих храмах. О них исписаны тонны туристических буклетов. Повторяться не буду. Ехать туда долго, изнурительно, бегать по камням седой старины, расположенным на огромной территории - хрен редьки не слаще. Ваша фотка на слоне в тени каменного Будды таких затрат не стоит. Потому что постижение чужой культуры - это, извините за банальность, труд, и отчасти каторжный. Но если решились - попутного ветра в ваши паруса. Я вам искренне позавидую.

В мрачных и величественных покоях храма То Прам Анджелина Джоли превращалась в Лару Крофт

Мои два дня знакомства с храмами Ангкор-Ват, Та-Пром, Байон, Ангкор-Том - это, по ощущениям, малая частичка невероятного и реального погружения в мир киносаги «Властелина колец» или фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли, эпизоды которого снимали в храме Та Пром. Опускаясь в темные каменные лабиринты храмов, ты кожей чувствуешь, как из глубины веков тебя молча и пристально изучают тысячи безмолвных настенных ликов зверей и людей. Гигантские деревья прорастают сквозь многотонные рукотворные сооружения, являя собой обоюдную враждебную силу, на фоне которой человек - маленькая и чуждая здешнему миру крупица. Куда бы ты ни пошел - вверх по крутым и изъеденным ступеням или остался на миг один среди темных с прозеленью исполинов, ты всюду наталкиваешься на каменные глаза, которые разглядывают тебя то ли с иронией, то ли с тяжелым снисхождением...

Сколько бы туристов ни вошло в любой из храмов, безмерное количество арок, галерей, колонн, дверных проемов, анфилад дробят это количество в мелкий песок. Шаг в сторону от толпы - и ты один на один с этим нечеловеческим строением, которое, как черное тропическое небо с миллионами звезд-загадок...

Когда я первый раз поднимался на Великую Китайскую стену, то полагал, что ничего более бесподобного уже не увижу. Те же ощущения были при посещении усыпальницы Тадж Махал в Индии, статуи Белого Будды во Вьетнаме. Храмы в Ангкоре из той же темы. Уникальность всех этих объектов в том, что они не поддаются сравнению. Это - как первая любовь. Яркая, свежая, несравненная. Хотите пережить подобное чувство вновь? Тогда счастливого пути!

Сначала полицейский вам улыбается, а потом предлагает купить у него нагрудный жетон

В мрачных и величественных покоях храма То Прам Анджелина Джоли превращалась в Лару Крофт

Эти обращенные на четыре стороны света лица вот уже несколько веков не смыкают всевидящих глаз

 

Мы наблюдаем, за нами наблюдают…

Дерево и камень: столетия вражды

Апсары – женская половина некогда огромной Кхмерской империи. На тысячах барельефах красавиц вы не найдете двух одинаковых головных украшений

Фото автора