Как определить неисправность двигателя по звуку?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Что делать водителю, если в привычном шуме двигателя вдруг появились какие-то новые звуки? Сразу же глушить мотор или попытаться доехать до ближайшей автомастерской?

На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Все зависит от характера неисправности. Они могут возникнуть как внутри самого двигателя, так и в навесном оборудовании, которое находится в подкапотном пространстве.

В первом случае звуки могут появиться, например, из-за повышенного зазора в клапанах. Это стуки высокого тона, частота которых меняется с изменением частоты вращения двигателя. Причины разные. Может быть, пришло время регулировать клапаны (по мере эксплуатации зазор увеличивается). Бывает, что на холодном двигателе стуки прослушиваются, а на прогретом они исчезают. В таком случае ехать можно, но регулировку клапанов лучше не откладывать.

Опасные стуки - другого рода. При обрыве в одном из цилиндров клапана или поршня слышен резкий, звонкий звук (чаще разового характера). В таких случаях двигатель немедленно нужно выключить и обратиться за помощью к специалистам.

Если в зоне двигателя появились глухие звуки - это может быть признаком износа шатунных шеек коленвала, а когда тон еще более низкий - износа коренных подшипников скольжения. Такое происходит в результате отсутствия смазки или длительной эксплуатации, когда наступает предельный износ. В случае, когда эти звуки слабо слышны и не меняются, можно доехать до мастерской или своего гаража. Специалист с помощью стетоскопа определит характер неисправности более точно. Вполне возможно, что причины могут быть и другие (например, стучат шатунные пальцы).

Иногда возникает характерный свист (или шипение), сопровождаемый специфическим запахом. Значит, повредились прокладки всасывающего коллектора или выпускного тракта.

Что касается газораспределительного и шатунного механизмов, то в случае, когда привод распредвала цепной, может появиться шум цепи (перекатывающийся, как будто цепь тянут по какой-то поверхности). Это означает, что цепь либо износилась, либо слабо натянута. Там, где вместо цепи ремень, его слабое натяжение в звуке не выражается, но если он оборвется, слышен резкий металлический стук - поршень достали клапаны. Это уже поломка. Двигатель нужно срочно остановить. Предстоит дорогостоящий ремонт головки цилиндров.

Что касается навесного оборудования, то неисправности в них обычно не приносят в работу двигателя заметных изменений. Они дают о себе знать свистящим шумом из-за ослабления натяжения приводных ремней агрегатов. Например, при запуске двигателя от генератора может идти тонкий писк. Генератор в этот момент начинает подзаряжать аккумуляторную батарею, возникают большие токи, вал генератора оказывает большое сопротивление, и приводной ремень начинает пробуксовывать. Это происходит короткое время, затем звук исчезает. Значит, ремень нужно подтянуть. Аналогичное может происходить и с другими агрегатами. Причина может быть не только в плохом натяжении ремня, но и в износе шкива.

Если выходит из строя водяная помпа, то обычно это сопровождается легким грохотом - рассыпались подшипники помпы. Но до этого события подшипник может издавать писк.

Шум возможен и от плохо закрепленных деталей. Если с изменением оборотов вращения двигателя частота этих постукиваний не меняется, значит, надо искать деталь, которая плохо закреплена.

Если посторонние звуки возникают и исчезают («сверчки»), нужно более четко определить зону, откуда они исходят, и показать мастеру для поиска неисправности.