У подножия «эвереста»

Юрген Маурер (в центре): «Более двух третей расследований в 2013 году возбуждено по информации извне»

Евгений ШИБАРШИН

В Костанае обсуждали, как бороться с коррупцией

12-13 февраля в Костанае прошла Международная конференция «Правовые механизмы зарубежных стран в сфере государственной службы и противодействия коррупции». Ее участники получили возможность узнать от германских экспертов об опыте борьбы с коррупцией в ФРГ и обменяться мнениями, как повысить эффективность этой работы в Казахстане. Разговор получился откровенный и предметный, но осталось впечатление, что выступавшие что-то недоговаривали.

По сигналам «извне»

Вице-президент федеральной организации Германского фонда международного правового сотрудничества «IRZ» Юрген МАУРЕР и ведущий эксперт «IRZ» Бижан НОВРОЗИАН подробно рассказали о правовых механизмах, направленных на противодействие коррупционным преступлениям. Тот факт, что в Германии для расследования таких дел достаточно лишь подозрения, для многих в зале оказалось большим откровением. Но следует заметить, что при этом примерно 75% подозреваемых оправдывают по реабилитирующим обстоятельствам. Плюс ко всему им выплачивается зарплата за время служебного «простоя».

- Зато по остальным 25%, как правило, выносятся обвинительные приговоры, - добавил Новрозиан. - По ним суду представляется достаточная база доказательств.

В цифрах, которые озвучили гости, есть одна очень любопытная составляющая.

- За 2013 год более двух третей всех расследований возбуждено благодаря информации извне, - сообщил Маурер.

Кто эти люди «извне»? Напрашивается вывод о влиянии особого менталитета немцев, но вот что настораживает. Тот же Новрозиан заявил, что в Германии «долгое время не считали коррупцию большой проблемой». До какого года так было, не сказал. А зря. На мой взгляд, в ответе на этот вопрос можно найти некоторые общие моменты, объясняющие одну из коренных причин роста масштабов этого пагубного для обществ явления.

В поисках глубинных причин отечественной коррупции казахстанские эксперты зачастую ограничиваются «классическим» выводом: коррупция есть везде, а уменьшение ее масштабов - дело времени. Дескать, и не такие «эвересты» брали. Кто эти «альпинисты» - вот главный вопрос. У подножия этой вершины в основном топчутся люди, которые прекрасно понимают, что для них куда безопаснее лишь высказывать намерения, а не активно участвовать в смертельном восхождении. К тому же дело альпинистское требует идти не в одиночку, а в связке, а где уж тут, когда «если друг оказался вдруг и не друг, и не враг… а так». То есть проблема в том, кто будет двигать борьбу с коррупцией?

Где движитель процесса?

В Казахстане пока не видно человеческого материала, способного нести на себе не теоретизирование о «формах и методах борьбы», а реальную практическую работу. Вот и на упомянутой конференции говорили о механизмах, о правилах, но не стали искать носителей всех этих позитивных действий.

Например, председатель попечительского совета Казахстанского отделения международной НПО по борьбе с коррупцией «Transparency Kazakhstan» (ТК) Наталья МАЛЯРЧУК в большинстве своих схем противодействия коррупции вполне логично отводила большое место главам регионов и начальникам управлений акиматов. Но при условии, что они будут проявлять «политическую волю». В Казахстане с 1998 года принимали уже несколько госпрограмм по борьбе с коррупцией, но индикатор восприятия коррупции, которые ТК выводит ежегодно, никогда еще не поднимался выше 3 баллов. В 2013 году он даже упал до 2,6 (средний показатель по 140 странам мира - 43), что отбросило Казахстан на 140-е место. Не забыла Малярчук и о гражданском обществе. Но его-то как раз в РК еще нет и неизвестно, когда сформируется.

Тогда где выход? Нужно использовать тот людской материал, который есть. Основываясь на реальных противоречиях между элитными группами. Это страшно, это может вылиться в острые конфликты, но, чтобы такого не произошло, как раз и нужен германский опыт по оперативной выработке превентивных мер.

Российские аналитики, изучающие практику ФРГ, пришли к выводу, что там о вреде коррупции всерьез заговорили в 1990 году - после серии крупных скандалов. На мой взгляд, это явление дало о себе знать после того, как ФРГ поглотила ГДР. Для адаптации Восточной Германии ФРГ направила туда из бюджета колоссальные средства (по данным интернет-источника, за 1991-1997 годы истрачено около 1,5 биллионов марок). Возник огромный соблазн западногерманскому бизнесу «распилить» эти деньги с чиновниками. В то же время шла приватизация госпредприятий ГДР. К 1990 году стоимость госимущества, переданное ведомству опеки, составляла от 700 до 900 млрд марок. В действительности результат приватизации к концу 1994 года оказался минус 270 млрд марок. Тут-то и начали в СМИ появляться разоблачительные материалы. Кто их «двигал»? Во-первых, в них кровно заинтересована пресса. Во-вторых, конкуренция, которая бывает всегда при дележе финансового пирога. В-третьих, политическая и экономическая элита ГДР оказалась придавленной и даже из идейных соображений не могла мириться с этим беспределом. Эти силы и заставляют власти быстро реагировать на сигналы о коррупции.

В Казахстане процесс шел похожий, за исключением главного - недовольными итогами дележа соцгосимущества остались «новые казахи». Они и пытались победить «старую гвардию» в 2002 году с помощью движения «За демократический Казахстан» (ДВК). Чем все кончилось, напоминать не буду. В итоге все перешло в закулисные интриги, где и пребывает до сих пор.

Заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Саян АХМЕТЖАНОВ на конференции заявил, что «борьба только репрессивными методами не дает нужного эффекта». Он предложил анализировать причины коррупции, принимать и реализовывать специальные программы, заниматься антикоррупционным образованием и воспитанием. Как в «ведущих зарубежных странах». Участники конференции такой подход поддержали. Проблема пока в том, как на это будут реагировать главные игроки на экономическом и политическом поле Казахстана. Не на словах, а на деле.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА