Затянуть... Не опускать... Двигаться

Фото из архива «НГ»

Галина ПЕТРЕНКО

Таким сегодня декларируется алгоритм действий для бизнеса на ближайшее будущее

Затянуть - пояса. Не опускать - рук. Двигаться - естественно, вперед. Бизнес, конечно, сам решает, как ему себя вести в трудные времена. Но, как говаривал классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. А уж от государства тому казахстанскому бизнесу, что крепко связан с ним пуповиной субсидий, льгот по кредитам и иным формам поддержки, и вовсе никуда.

Ну а более самостоятельным предпринимателям приходится применяться к работе в условиях межстрановой интеграции. Решения об этом тоже принимало и принимает государство. Так что его видение текущего момента и завтрашнего дня, того, что власть считает достижениями и на что делает ставку в кризисные времена - для предпринимателей важны.

Есть намерение защищать

Если выбирать самое знаковое событие года, то я - а эти заметки в любом случае субъективны - назвала бы обвал российской валюты. Вот уж воистину, как много в этом факте для сердца нашего слилось. К подешевевшему рублю присоединились некоторые бонусы нахождения в общем Таможенном союзе. И народ дружно продемонстрировал мощь собственных девальвационных ожиданий, кинувшись вывозить национальную валюту в сопредельную страну.

Очереди в обменниках, очереди на пограничных переходах, рейсовые автобусы на Урал, под завязку забитые потенциальными покупателями автомобилей, дорогой бытовой техники, мехов и кожи - привычные картинки декабря. Куплено добра на много лет вперед, люди в кредиты залезли, чтобы использовать момент. Знаю семью, где к двум имеющимся машинам добавилось еще две. Теперь после приобретательской горячки думают, как бы выгоднее продать парочку...

От частностей - к общему, а здесь сплошные минусы. Во-первых, граждане разом вывезли очень большие деньги, которые в течение нескольких кризисных лет не обогатят казахстанские автосалоны, компьютерные и иные магазины. А там - наши рабочие места, зарплаты, налоги. Во-вторых, чем больше машин с челябинскими номерами появлялось на улицах Костаная, тем явственнее вырисовывался вопрос - а с нашими-то костанайскими легковушками теперь что? У местного автопрома и прежде были проблемы с реализацией своей продукции, по крайней мере, на экспорт, а теперь и внутренний рынок впрок «наелся» чужого. Кроме того, что речь идет о существовании предприятия, где опять же нормальные рабочие места, зарплаты, область в плане диверсификации промышленности делала большую ставку на автомобилестроителей. Конкретно именно с ними в значительной мере связан рост производства в обрабатывающей промышленности региона, который десятилетиями экономически зависел только от ситуации в горнодобывающей отрасли. Как раз в 2014 году доля обработки приблизилась к 1/2, в частности, по итогам 9 месяцев она была 44,8%. В 2013 году - 40,4%, то есть позитивное движение налицо.

Вопрос о ситуации с местными машинами, а также вообще о плюсах и минусах заработавшего с 1 января нового года Евразийского экономического союза, недавно акиму Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВУ задавали на брифинге. А накануне он коротко комментировал ситуацию на аппаратном совещании, говоря, что да - костанайские автомобилисты сейчас затоварились.

- Около 90 тысяч машин было ввезено в страну. Столько, сколько за год производят казахстанские автомобилестроители, - сказал аким. - Ясно, что люди воспользовались моментом, покупая машины на 30-40% дешевле. Но ситуация требует выравнивания. Одна из мер - удешевление машин, но эти решения компании принимают сами. А на уровне правительства прорабатываются меры по ограничению ввоза легковых автомобилей в Казахстан. Если ситуация будет усугубляться - будут приниматься другие решения, позволяющие поддержать отечественных производителей. И не только автомобилестроителей... О потенциале Евразийского экономического союза сказано уже много. Это огромный рынок с населением 180 млн человек. Снятие таможенных барьеров, снижение пограничных поможет расширить связи со странами этого союза. Но вместе с тем в последние 1,5-2 месяца у нас наметилась тенденция увеличения импорта, это нас радовать не может. Нам надо наращивать экспорт. Потенциал союза налицо, но плюсы будут, если заработают все законы интегрированного пространства, как положено.

Насчет законов - это, пожалуй, главное и... несбыточное, по крайней мере, в ближайшее время. Факты доказывают. Посмотрите, как РФ, придавленная санкциями, легко комкает прежние интеграционные договоренности. Обвинив Белоруссию в реэкспорте запрещенных товаров на свой рынок, Россия запретила транзит импорта через свою территорию не только для белорусов, но и для Казахстана. В ответ РБ восстановила таможенный контроль. Вот вам и начало работы Евразийского экономического союза. Между тем целый ряд аналитиков считает, что война санкций в отношении России в следующем году не закончится. В их орбите, как показал опыт этого года, обязательно так или иначе будет присутствовать и Казахстан.

Требуется отдача

Итак, кризис. Новая мощная волна или нарастание системного - не в названии суть. Будет тяжело. Само собой, в экономике области по-прежнему многое определяет горнодобывающий сектор, но в нынешних условиях спрос на его продукцию устойчиво падает. Практически всю, не только железорудный концентрат, но и на алюминий, медь. А спрос этот прежде всего - на внешних рынках. Что делали, когда на нас накатила самая первая волна кризиса? Родили разнообразные «дорожные карты», «карты индустриализации». Если кто помнит, термин это заемный, означает как раз инструмент ручного управления. Государство посредством карт как бы заявляет: снаружи все проблемно, но внутри страны живут люди, им нужны дома, больницы, дороги, будем строить, производить стройматериалы, другие собственные товары. Это приоритеты, которые будут поддерживаться.

Вокруг этих карт было еще множество аналогичных программ, которые все вместе стали содержанием первой казахстанской пятилетки индустриализации. Вот за эти годы при большей или меньшей поддержке государства в Костанайской области, по официальной статистике, было запущено 77 разных предприятий в рамках Карты индустриализации и около 100 вне ее. Эти 77, сообщил на одном из последних в прошлом году аппаратных совещаний заместитель акима области Сергей КАРПЛЮК, произвели продукции на 69 млрд тенге, прогноз по итогам года - 74-75 млрд. Окончательные цифры узнаем в конце января. Для сравнения: сельское хозяйство области произвело в этом году продукции на 252 млрд тенге.

Вопрос относительно новых производств всегда один. В эксплуатацию введены, а насколько успешно работают, есть ли спрос на продукцию. По данным управления предпринимательства, большая часть проектов, введенных в 2012-2013 годах, вышла на 100% плановую мощность. В ноябре речь шла о 55 проектах из 69, остальные работали на 50-90% своей мощности. Официально неработающей считается только Комсомольская птицефабрика.

У журналистов, правда, несколько другой взгляд. Возможно, мы не очень точно знаем, по какой именно программе и когда вводились в строй предприятия, но помним, что рухнул дорогостоящий проект ТОО «Казхимволокно», замер еще более ранний проект ТОО «Тиолайн», так и не может начать толком работать первая биогазовая установка в Карасуском районе, не может сдвинуться с места прерванный проект по производству утеплителя из базальтового сырья, а еще большие планы когда-то связывали с производством страмита - соломенных плит для ИЖС, как-то пропала информация об успехах в работе завода по выпуску асфальтобетонных установок, там кнопку «пуск» в ходе телемоста президент нажимал... Конечно, причины краха у всех разные, но в части этих проектов, которые именовались приоритетными, государство активно участвовало. Неужели с ними все, на них же планы строились, от них отдачи ждали?

В 2014 году в области стали действующими 8 проектов Карты индустриализации: создание производства автомобилей ToyotaFortuner(ТОО «СарыаркаАвтоПром»), строительство завода по переработке и восстановлению автомобильных шин (ТОО «КазШинСервис»)., строительство домостроительного комбината (ТОО «Костанай МБИ»), модернизация птицефабрики в Рудном (ТОО «Жас-Канат 2006»), создание племенного репродуктора и откормочной площадки (ТОО «GlobalBeef KZ») в Тарановском районе, строительство комплекса по приемке, подработке, сушке и хранению зерна (ТОО «Макс»), опытно-промышленная добыча и переработка руды (ТОО «Брендт») в Житикаринском районе, строительство зернохранилища с развитой инфраструктурой (ТОО «OlzhaStorage»).

По трем последним акты госкомиссии подписывались в декабре - вплоть до 30 числа.

Что касается других крупных проектов, которые были на слуху весь 2014 год, то большие планы область строит относительно завода ТОО «ЕвразКаспианСталь», который рассчитан на производство 450 тыс т армированной стали в год. Продукцию он начал выдавать практически во второй половине года, произвел около 90 тыс т арматуры.

Так и не был запущен в этом году Рудненский цементный завод мощностью 500 тыс т продукции в год, там немалые проблемы с транспортной инфраструктурой. А завод должен стать частью комплекса предприятий стройиндустрии области, куда входит и ДСК в Костанае. По словам акима области, его выход на проектную мощность - дело предстоящих 3-4 лет.

Наконец о планах. Больших. Главой региона была озвучена информация о возможном строительстве в области металлургического завода, а также о том, что АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук», входящая в Фонд национального благосостояния, подписала договор с турецком компанией о строительстве Кушмурунской ТЭЦ на бурых углях. О сроках и иных подробностях пока не говорилось.