Снова у них абоненты виноваты

С удивлением прочитал в местных СМИ очередные слезные жалобы коммунальщиков, на этот раз газовиков, о том, что население плохо и несвоевременно платит, а потому скопился долг абонентов в сумме более 6 млн тенге. Удивляет не сам якобы долг и уж тем более не сумма, а сам факт жалоб газовиков на неплатежи, притом как у них налажена система предъявления счетов на оплату и сбор информации об использованных абонентами объемах газа. При такой системе не мудрено, что некоторые абоненты не по своей воле действительно могли стать как бы должниками. Единичные примеры действительно злостных неплательщиков не в счет. На то они и единичные.

Посудите сами. 6 млн тенге, если разделить эту сумму на всех городских абонентов по газу, выйдет 70-80 тенге на душу. Это же просто рядовые текущие платежи «до 25 числа месяца, следующего за расчетным»! Далее. Имеются всего два номера телефонов на 70-80 тысяч абонентов в Костанае, по которым они могут связаться с абонентской службой газовиков и передать ей показания своего счетчика. На первом номере обычно непробиваемо занято, второй вообще не отвечает - это из собственного опыта. Может быть, другим больше везет? То вдруг поздно вечером начинает звонить кто-то, представляясь контролером, и требует именно ей еще раз передать показания счетчика, хотя таковые были переданы пару дней назад по указанным телефонам. Говорит что-то типа: «Та передача данных не в счет, надо мне и именно на сегодня». И кому верить? Какие данные твоего счетчика окажутся в счете на оплату?

Кстати, счета на плату за ноябрь я ждал всю первую половину декабря. Может, долги и появились из-за тех, кто не получил вовремя счета? Как-то, не дождавшись счета за газ, я поддался соблазну заплатить на почтамте «по компьютеру», увидев случайно свободное окно. Там ведь, как правило, невероятные очереди в эти окошечки стоят. Так оператор загнала мои деньги «на слух» совершенно другому абоненту по совершенно другому адресу. И в итоге на мне же «повис» этот долг! Зарекся впредь платить только по получении счета! А его нет. Я уж не говорю про то, что при попытках заплатить коммунальщикам, в том числе за газ, на почтамте иногда их компьютеры «виснут». А люди ждут, время зря теряют.

Коммунальщики при первой же возможности на пресс-конференциях, в интервью журналистам, в отчетах на разного рода совещаниях с трибун обязательно расскажут, как им абоненты задолжали и как им тяжело от этого. Под это дополнительных денег на ремонты и текущие расходы просят и тарифы поднимают.

При такой же ситуации, когда кредиторские долги образуются в предпринимательской среде, говорят наставительно - это ваш риск. И нечего паниковать, знаете, во что ввязались! Вот и для коммунальщиков следует говорить также - это ваш риск при вашей работе. Вы собственные абонентские службы наладьте, число касс для приема платежей увеличьте, очереди ликвидируйте, счета вовремя и правильно предъявляйте, число телефонов для приема информации добавьте, прежде чем на кого-то пенять.

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, Костанай