Цементу нужен тупик, а стали - гарантии

На ТОО «ЕвразКаспианСталь» перешли на круглосуточный режим работы

Галина ПЕТРЕНКО

В области подводят итоги «первой пятилетки индустриализации»

Так ее назвали потому, что с 2010 года в Казахстане действует государственная программа Форсированного индустриально-инновационного развития. Главное достижение Костанайской области за эти годы, как считает ее руководство, «уход от сырьевой зависимости», связанный с ростом обрабатывающей промышленности. По итогам 9 месяцев в общем объеме производства ее доля составила 44,8%. Теперь в стране на повестке дня НЭП, как ее назвал недавно глава государства: в рамках прежних программ требуется улучшать качество рабочих мест, повышать производительность труда.

В рамках новой экономической политики определена специализация регионов.

- Основными направлениями промышленной политики области во второй пятилетке индустриализации будут: развитие агропромышленного и горно-металлургического комплексов, также создание машиностроительного кластера и расширение производства строительных материалов, - сказал на расширенном заседании областного акимата руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мейрам СОКИТБАЕВ.

На этом совещании был сделан и своеобразный контрольный срез по состоянию некоторых инвестиционных проектов, в частности, реализованных в сфере стройиндустрии. И нереализованных.

В этом году так и не запустится рудненский цементный завод мощностью 500 тыс. т клинкера в год. Технология - китайская, оборудование - тоже. По словам директора предприятия Николая ВЕДЕРНИКОВА, пуск запланирован на июль следующего года. Строиться предприятие начало в мае 2012 года, сейчас стоимость проекта 13,6 млрд тенге. Когда он стартовал, было 9,5 млрд, так что удорожание налицо. Сейчас как раз 9,5 млрд тенге уже освоено.

Николай Ведерников: «Вопрос с железнодорожными тупиками - срочный»

- Для пуска завода в эксплуатацию выполняется строительство внеплощадочной инфраструктуры, - сообщил Ведерников, - оно осуществляется в рамках первого направления «Дорожной карты бизнеса 2020».

Это значит, что подведение недостающей инфраструктуры - водовода для подачи питьевой воды, водовода технической воды, линии электропередачи, линии связи, ливневой канализации, хозбытовой канализации, тепловых сетей и автодороги - производится на бюджетные деньги, 730 млн тенге выделено на этот проект.

Однако выяснилось, что и это еще не все из того, что нужно заводу.

- Один из вопросов, требующих скорейшего решения, - сказал Ведерников, - строительство железнодорожных тупиков в рамках госпрограммы.

- Проект, конечно, очень нужен области. При этом он достаточно проблемный. Вы уже получили поддержку на инфраструктуру. Примерно на такую же сумму прокредитованы СПК «Тобол». Теперь выясняется, что нужно финансирование на тупики. Как вы себе это представляете? - спросил аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ. - Тем более что проектно-сметной документации с экспертизой у вас наверняка нет... Так что скорее всего с этими запросами в бюджет 2015 года вы не впишетесь. Тем более, что и бюджета госпрограмм мы еще не знаем. А значит, реально это отодвинется на 2016 год. Вот при таком раскладе - вы же, наверно, что-то просчитывали - как будете в следующем году отгружать свою продукцию?

Единственное, что ответил директор, что возить произведенный цемент автотранспортом - это не выход.

Короче, без тупиков - никак. А как с тупиками - непонятно.

Второй крупный проект республиканской Карты индустриализации, к счастью, уже реализованный - завод ТОО «ЕвразКаспианСталь». Продукцию производит, отгрузку ее ведет, как раз в день совещания грузили первые 10 вагонов в Российскую Федерацию. В ноябре вышли на график отгрузки - по 16-20 вагонов ежедневно. В целом же на сегодняшний день реализовано более 40 тыс. т продукции, из них 8 тыс. тонн отправлено на экспорт в такие страны, как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.

На 1 ноября заводом выпущено 62 тыс. т арматуры разных диаметров, до конца года должны выпустить ее 90 тыс. т. А вообще рассчитывали выйти к этому времени на 150 тыс. т. Напомним, что проектная мощность завода - 450 тыс. т, и в следующем году он должен выйти на 80% своей мощности - это 365 тыс. т стального проката.

Оказалось, что отставание от графика и срыв планов в этом году спровоцировали итальянцы - поставщики оборудования.

- Их специалисты должны были провести гарантийные испытания еще 27 июня. К сожалению, и на сегодняшний день испытания не завершены, - сказал директор ТОО Сергей СОТНИКОВ. - Нас уговаривают, чтобы мы подписали соответствующие документы, а потом все будет доделано. Но мы против. Москва сказала также свое категорическое нет (предприятие совместное с РФ - «НГ»). При этом я хотел бы подчеркнуть. Мы работаем, выпускаем продукцию, они сертифицирована. Единственное, мы хотели бы получить от поставленного нам оборудования именно ту производительность, которую нам гарантировала компания «Сименс». Ту, а не меньшую. Чтобы не терять темп, мы наладили круглосуточную работу. Бригады трудятся по скользящему графику. Основным видом выпускаемой продукции у нас является арматура А 500 С диаметром от 10 до 40 мм. Сегодня прорабатывается вариант по выпуску в 2015 году арматуры диаметром 8 мм, она востребована в Казахстане.

До конца декабря предприятие также должно завершить все строительно-монтажные работы. Они продолжаются, потому как в мае завод вынужден был сменить генерального подрядчика - разорвал контракт с ТОО «Уралдомнаремонт КZ», заканчивают работы местные подрядчики.

О ситуации на предприятиях доложили еще несколько руководителей. Все проекты в той или иной степени были поддержаны государственными деньгами. У всех есть проблемы, без чего вообще-то производства и не бывает. Но одни решают их, прорабатывают варианты, а другие без конца просят - дайте еще. И сколько же ? В области еще не было случая, когда за долги, просроченные обязательства именно в рамках инвестиционных проектов по госпрограммам предпринимателей лишали собственности. Но есть сведения, что в ближайшее время что-то подобное будет.