Нарисуем, а вы попробуйте жить

Галина ПЕТРЕНКО

Акимат Костаная создает для бизнеса правила, которые суды признают незаконными

Пока таких судов было два. Оба по сути дела инициировали руководители рекламных компаний, давно работающих на территории областного центра. Оба спора касаются выделения акиматом в аренду земельных участков. Это для данного вида предпринимательства - одно из основных средств производства. Нет оформленного кусочка земли под рекламную конструкцию, значит, вообще нет права устанавливать  билборды, нет возможности вести бизнес, об оптимальных условиях для развития которого обязана печься местная исполнительная власть.

Какие там преимущества

Один из процессов стал результатом противостояния горакимата и рекламщиков. Те в этом году никак не могли заключить договоры о временном землепользовании, хотя по закону имели на это преимущественное право, как добросовестные субъекты бизнеса. Акимат объявил на заключение договоров обычным порядком мораторий (факт до сих пор с точки зрения закона никем не оцененный)  и сообщил, что отныне землей наделять будет на конкурсной основе, что, дескать предусмотрено Земельным кодексом.  Сказано - сделано. Рекламщики пытались достичь компромисса, обращались в Региональную палату предпринимателей и Ассоциацию содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Заседали общественные советы, создавались рабочие комиссии. А Васька слушал и писал  - условия проведения конкурса, согласно которым предприниматели должны были получать землю под установку определенного типа рекламных конструкций - скроллеров, а также устанавливать особого вида остановочные павильоны и содержать их.

Проект акиматовского  постановления - тоже, как и положено по закону, - подвергся экспертизе двух аккредитованных на это общественных объединений - палаты предпринимателей и АСПреДКО. Оба заключения были отрицательными, однако это во внимание принято совершенно не было. Тоже еще вопрос к законотворцам: в чем тогда состоит защита прав предпринимателей, если исполнительная власть имеет полное право не принимать во внимание доводы подобных экспертиз?

Тогда уже объединения обратились в надзорные органы. Прокуратура Костаная сочла за лучшее от участия в споре уклониться. И только прокуратура области, проанализировав документ, сочла его противоречащим действующему законодательству и нарушающим права предпринимателей.

Прокуратура принесла протест на постановление акимата №1522 от 11.06.2014 года. Акимат протест проигнорировал. Надзорный орган обратился в суд. Выяснение всех обстоятельств дела длилось около двух месяцев. Предпринимательские объединения, что называется, сопровождали процесс.  И 13 ноября Костанайский городской суд вынес решение

«Удовлетворить исковые требования прокурора Костанайской области к акиму города Костанай… Признать незаконным и отменить постановление акимата Костаная № 1522 …».

На какие два момента в этой истории обязательно надо обратить внимание? Мытьем и катаньем акимат города в отношении юридических лиц, которых до сих пор числил в добросовестных, добился главного: действие договоров временного землепользования большинства из них  после всех этих затяжек с мораториями, поисками компромисса фактически закончилось. Можно, опять же по закону, требовать с них демонтажа рекламных конструкций. Этого не делают наверняка только потому, что история приобрела скандальную огласку и перешла в судебную плоскость. Но, кстати, выигран только первый раунд.

И второе. На это обращал внимание суда представитель АСПреДКО -  городской акимат придумал фактически свои собственные правила проведения конкурсов по продаже права аренды земельных участков под рекламные конструкции, которые очень значительно отличаются от типовых, утвержденных правительством РК № 1140-2003 года.

И это не единственный пример такого рода действий.

О границах согласований

Прошел еще один, менее громкий,  но принципиально важный процесс в специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области. Туда с иском об обжаловании действий отдела земельных отношений акимата Костаная обратилось четыре субъекта бизнеса. Снова рекламщики, снова речь о земельных участках.

Как положено, за три месяца до окончания действия договоров о временном землепользовании они обратились в акимат с заявлениями о заключении с ними новых. Им в рассмотрении заявлений отказали, пояснив, что они должны предоставить с заявлением документ, подтверждающий согласование границ испрашиваемых земельных участков с отделом архитектуры акимата. В натуре, чтобы иметь такое согласование, надо сначала заказать и оплатить топографическую съемку запрашиваемого участка. Дадут тебе его или не дадут, сочтут, что его целевое назначение не противоречит территориальному зонированию в городе или не сочтут - ты, знай, хлопочи.

Представитель истцов доказывал в суде, что законодательство не оговаривает включение в процедуру наделения правом временного землепользования это самое согласование границ, по крайней мере на стадии принятия заявления (а не на стадии выполнения землеустроительного проекта).

Аргумент - к заявлению в данном случае предприниматели приложили правоустанавливающие, идентификационные документы на земельные участки, которыми, заметьте, уже пользуются. Участки имеют кадастровые номера. Согласно правил ведения Государственного земельного кадастра, в нем для каждого земельного участка фиксируются идентификационные характеристики, позволяющие однозначно выделить его в пространстве, а также определить его размеры и местоположение. На все испрашиваемые участки были сформированы кадастровые дела. Так какое еще согласование границ требуется?

Ответный аргумент - требуется, в городе часто идут реконструкции, под землей проходят коммуникации, топосъемка нужна, чтобы не было наложений. 

Теперь вопрос - в принципе, так кому нужна? Правильно, местной исполнительной власти которая должна грамотно наделить правом землепользования. А почему платит за это и суетится предприниматель? В акимате есть два профильных ГУ - земельный отдел и архитектуры, которые готовят документы к заседаниям Земельной комиссии, им доступен Генеральный план, земельный, градостроительный кадастры, подавляющее большинство коммунальных служб - ГКП и обязаны предоставить учредителю в лице акимата планы расположения сетей. Почему не свести воедино эту информацию, а предпринимателю выдать результат. Мол, нет, не даем тебе участок, там под твоим билбордом трубы холодного водоснабжения проходят, которые все время рвутся...

Эти вопросы на разрешении суда, конечно, не стояли. Хотя они назрели и даже перезрели.

По конкретному же случаю суд принял решение в пользу предпринимателей. И так как они подавали заявления, когда их договоры являлись действующими, требовать с них согласований было незаконно, а заявления следовало принять. Решение суда может быть обжаловано.

Что же касается перезревших вопросов о процедуре предоставления права землепользования, то они не впустую. «НГ» уже сообщала что с 1 января 2015 года начнут действовать изменения, внесенные в Земельный кодекс. Ими из процедуры, например, вообще исключены земельная комиссия, изготовление землеустроительного проекта.


Об изменениях, внесенных в ст. 44-1 Земельного кодекса РК:

Новая процедура предоставления земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта состоит из следующих этапов:

1) Принятие акиматом к рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка и направление в отдел архитектуры по месту нахождения земельного участка (в течение 1 рабочего дня).

2) Предварительный выбор земельного участка (акт выбора в течение 7 рабочих дней) и его согласование с заинтересованными органами, службами и НПЦзем (в течение 12 рабочих дней).

3) Окончательное согласование акта выбора с заявителем и оплата за услуги земельно-кадастровых работ (в течение 3 рабочих дней).

4) Изготовление и направление земельно-кадастрового плана в уполномоченный орган (в течение 10 рабочих дней). Утверждение уполномоченным органом земельно-кадастрового плана (в течение 3 рабочих дней).

5) Принятие решения акиматом о предоставлении права на земельный участок ( в течение 5 рабочих дней с момента утверждения земельно-кадастрового плана).

6) Подготовка договора временного землепользования (в течение 1 рабочего дня).

7) Направление копии решения акимата и договора временного землепользования заявителю посредством «электронного правительства» или ЦОН.

8) Подписание заявителем договора временного землепользования ( в течение 3 рабочих дней после получения уведомления)

9) Государственная регистрация права землепользования через веб-портал «электронного правительства» или ЦОН.

10) Установление границ земельного участка на местности проводится после утверждения земельно-кадастрового плана в течение одного месяца после принятия решения акиматом.

В случае занятости испрашиваемого земельного участка, НПЦзем, в течение трех рабочих дней направляет в отдел архитектуры соответствующую информацию, которая будет служить основанием для отказа в предоставлении права на земельный участок. (Соответственно, это становится известным на этапе согласования предварительного выбора земельного участка- доп. примечание).

Отказ в предоставлении права на земельный участок оформляется заключением отдела архитектуры и направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Данные изменения вступят в законную силу с 01 января 2015 года.