Рубрики газеты
Форум
Yorik
Сколько дней нужно работать казахстанцу, чтобы купить iPhone Xs
elektron: Чем? Собственно, в указанной Вами статье все и расписано - чем... 4/2 в пользу "десятого" :-) Vital: Айфон это одно, для работы , для общения. А отдых это другое . Две...
22.09.18 14:33
211
Сколько дней нужно работать казахстанцу, чтобы купить iPhone Xs
elektron: Чем Это уже больше к спецам.. Меня пока и эти устраивают, для моих денег, но если бы был богатым, то не устраивали бы..
22.09.18 13:42
211
Очень длинная очередь на границе
yudjin: та не... в России хоть что-то производят и даже могут продать соседям Источник:www.ng.kz Нет. Они защитили свой рынок пошлинами и наш от всего мира тоже.. Благодаря этому сахар как...
22.09.18 13:40
elektron
Сколько дней нужно работать казахстанцу, чтобы купить iPhone Xs
211: Пока они определенно слабее так сказать..Источник:www.ng.kz Чем? www.digitaltrends.com
22.09.18 13:37
211
Сколько дней нужно работать казахстанцу, чтобы купить iPhone Xs
elektron: Чем Samsung, LG, Huawei не устраивает Источник:www.ng.kz Пока они определенно слабее так сказать.. Но догоняют.. Я в этом году взял два штуки Сяоми, суженой 5 плюс, себе ноту 5.. Но...
22.09.18 13:25
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Европейские «одежки» - местным дорожкам

Ольга ЛИХОГРАЙ

Удастся ли трассы Костанайской области спроектировать по западным стандартам?

С 2015 года в Казахстане начнут действовать сразу два новых документа, которые позволят улучшить качество дорог общего пользования. Технический регламент, который вступает в силу 15 февраля 2015 года, обязывает подрядчиков проектировать, строить, реконструировать, капитально ремонтировать и эксплуатировать эти автодороги по европейским стандартам. А уже через пять месяцев - с 15 июля 2015 года - вступят в силу изменения, внесенные в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК».

Новые поправки кардинально меняют процедуру приемки дорог и предусматривают административную и уголовную ответственность заказчиков, подрядчиков, представителей авторского и технического надзора за изъяны на трассах. По мнению чиновников, оба документа - это два шага вперед к европейскому качеству автомобильных дорог. На бумаге, уточняют специалисты. В реальности могут помешать азиатские условия. 


На трассе республиканского значения Костанай - Сарыколь глубокая колея

111 стандартов для ТС

Новый техрегламент для трех стран-участников Таможенного союза (Казахстан, Россия, Беларусь) был утвержден еще в 2011 году. При его разработке использовали принцип так называемого «нового подхода», давно применяемого в странах Европейского союза и заключающегося в создании необходимых условий для повышения уровня безопасности дорог. Чтобы этот уровень поднять, в РК нужен новый технический регламент, который еще можно обсудить, дополнить и поправить. В Костанае это сделали 10 ноября на круглом столе по безопасности дорог. И тут же внесли ряд корректировок.

- За РК закреплена разработка 11 межгосударственных стандартов, за Республикой Беларусь - 8, за РФ - 92, - отчитался 10 ноября специалист КФ РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Нурсултан БУКЕНБАЕВ. - Тремя странами уже подготовлены 144 экспертных заключения на первые редакции межгосударственных стандартов и 57 экспертных заключений на окончательную редакцию проектов межгосударственных стандартов. Из них путем голосования в рамках ТС примут 111 самых лучших стандартов, которые устроят представителей Казахстана, России и Беларуси.

Голосование, а затем окончательное утверждение всех норм техрегламента с учетом казахстанских, российских и белорусских корректировок должно пройти до 15 февраля 2015 года. Евростандарты будут применяться только к дорогам общего пользования, к которым в нашей области относятся 8 106 км трасс районного и областного значения и 1 410 км трасс республиканского значения. Республиканские в первую очередь могут претендовать на разработку европейской ПСД и строительство по-новому. Западных новинок, которые для наших подрядчиков пока в диковинку, в техрегламенте много.


Эти трассы области могут в первую очередь претендовать на ПСД по евростандартам

К основным можно отнести проектирование придорожного сервиса при разработке ПСД, запрет на прохождение трасс через поселки, строительство объездных трасс на время новых реконструкций, расположение ДЭП (дорожно-эксплуатационных предприятий) на расстоянии 50 км друг от друга и увеличение нагрузки на ось дорожного полотна с 13 до 40 тонн.

- Придорожный сервис предполагает, что по евростандартам при проектировании трассы проект будет учитывать строительство кафе, отелей, ресторанов, в том числе для инвалидов, - пояснил заместитель директора КОФ НК «КазАвтоЖол» Нурлан МОЛДАТАЕВ. - Для этих целей при дорогах будут оставлять определенную территорию, чтобы дать возможность бизнесменам что-нибудь построить.

А вот строительство трасс через населенные пункты европейские нормы строго запрещают. Молдатаев признал, что в Костанайской области через многие поселки проходят весьма оживленные дороги - через Новонеженку, Лаврентьевку, Федоровку. Это приводит к росту ДТП.

По словам чиновников, заносы на костанайских трассах образуются из-за нехватки ДЭПов

Объездные бесполезны

Объездные дороги по новому техрегламенту предусмотрены не только в обход поселков, но и строятся при любой крупной реконструкции. В Европе, говорят специалисты, объездные сравнимы с нашими, только что вышедшими из-под среднего ремонта трассами. За основу берется асфальтобетонное покрытие, которое снимается со старой трассы, крошится, проливается битумом, укатывается.

- В наших условиях объездная дорога - это насыпка 15 см щебня крупной фракции и обеспыливание, то есть регулярный полив водой, чтобы сохранять видимость, - поясняет Молдатаев. - В ПСД просто не учитываются расходы на большее, а за свой счет ни один подрядчик не будет строить полноценную объездную. Хотелось бы, чтобы, как в Европе, закладывались деньги на хороший объезд, но вряд ли это исполнимо.

Заманчиво. Но в департаменте государственного архитектурно-строительного контроля Костанайской области считают, что этот стандарт не только не исполним, но и не имеет смысла в наших условиях.

- Объездных дорог такого качества, как в Германии или в целом в Европе, в нашей области мы никогда не добьемся, - отмечает и. о. руководителя департамента ГАСК Каирбек ЕРДЕНОВ. - Это затратно по деньгам и займет слишком много времени. Год будем объездную строить, а потом приступим к реконструкции. У нас обычное обеспыливание на обходных трассах не всегда делается. Взять хотя бы строящуюся дорогу от Денисовки в сторону Актобе. На объездной летом пыль стояла таким столбом, что ни о какой безопасности не было и речи. Ее нужно было поливать водой круглые сутки, а на это не было средств.

Ерденов считает, что «объездные» ресурсы (время и деньги) лучше тратить на строительство новых дорог, чтобы существенно увеличивать их километраж. При этом отказаться от технологии сдирания старого асфальта вместе с основанием и нижним слоем грунта. После этого приходится делать новую трассу с нуля.

- Как вы думаете, насколько быстро уплотнится новое основание на свежей почве? - спрашивает Каирбек Ерденов. - Новые слои можно класть на старое, укрепленное основание. Такой метод называют методом холодного асфальтирования, он давно распространен в Европе, экономит время и деньги.

В реконструкции участка трассы Костанай - Затобольск даже по старым стандартам республиканский бюджет в этом году отказал

Дорогая нагрузка

Много вопросов вызывает и пункт о размещении ДЭП на расстоянии 50 км друг от друга. Сейчас в Костанайской области 13 ДЭПов, которые обслуживают 1 410 км дорог республиканского значения. По евростандартам их количество нужно увеличить как минимум вдвое. Это позволит лучше справляться с очисткой трасс в зимнее время, что поднимет уровень безопасности. Но где брать ресурсы на новые эксплуатационные предприятия?

- У существующих в нашей области за бюджетные деньги ДЭПов и так не хватает техники и специалистов, - говорит начальник РГП «Казахавтодор» Игорь ЧУДИНОВ. - Например, не хватает тяжелых автогрейдеров, которые способны счищать плотную ледяную корку. Такой грейдер всего один плюс два бульдозера на все республиканские трассы. Мало обученных сотрудников...

При этом, как поясняют специалисты, техника «Казахавтодора» зачастую помогает вытаскивать из снежных заносов легковой и грузовой транспорт, хотя в обязанность организации входит только содержание трасс. Но гнать грейдеры приходится, потому что у департамента ЧС, в который входит служба спасения, необходимого количества техника тоже нет. При таком раскладе удвоить количество ДЭПов просто нереально. Нурлан Молдатаев говорит, что «все будет делаться постепенно».

Похоже, постепенно планируют исполнять и другой пункт техрегламента - увеличение нагрузки транспорта на ось дорожного полотна с 13 до 40 тонн.

Во время обсуждения этого момента 10 ноября на круглом столе от подрядчиков тут же посыпались вопросы по поводу увеличения стоимости строительства дорог. Ведь для увеличения нагрузки на ось в три раза требуется существенное уплотнение дорожного полотна. Откуда брать деньги?

- Нужно либо укреплять грунт с применением новых добавок, либо уплотнять основание, - рассказала «НГ» Наталья ЯКУБА, инженер по материалам РГУ «Костанайжолдары» (независимая лаборатория, контролирующая качество дорожных материалов). - И то, и другое требует дополнительных затрат. Я присутствовала при строительстве трасс по западным технологиям на юге Казахстана. Там применяют щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), который очень крепкий и долговечный. Европейские автобаны вообще сплошь из цементно-бетонного покрытия. Но такие материалы для наших трасс не требуются, а вот на ЩМА было бы неплохо перейти.

В нашем регионе пока работают с обычным асфальтобетоном. Щебеночно-мастичный считается не очень дешевым, но и не слишком дорогостоящим, раз его успешно применяют на юге. Впрочем, если для нашей области республика пока не дает денег даже на него, то за счет чего увеличивать нагрузку на ось?

- Конечно, новые проекты и улучшение качества дорог приведут к увеличению сметной стоимости строительства в целом, - отмечает главный инженер ТОО «Проектный институт «Кустанайдорпроект» Владимир ЛЕВЕНЦОВ. - А увеличение средств зависит только от возможностей областного и республиканского бюджетов. Щебеночно-мастичный асфальт, применяемый при строительстве дороги Запад - Китай, которая проходит через юг Казахстана, хорошо себя зарекомендовал благодаря добавкам импортного производства. Для нашей области ЩМА пока дорогое покрытие. Из-за дороговизны качественных материалов нам многие дороги приходится строить не два-три года, а гораздо дольше: денег выделяют на несколько километров в год. В итоге дорогой долгое время пользоваться нельзя, она себя не оправдывает.

Четырехполосную трассу Костанай - Рудный окончательно сдадут в этом году, Такую пора строить от Рудного до Житикары

За ямы - на нары

Наталья Якуба обратила внимание еще на один нюанс. В новом и пока обсуждаемом техрегламенте многое в строительстве дорог предусмотрено по российским ГОСТам. Наши специалисты недосчитались 30 наименований казахстанских правил и стандартов, которые учитывают костанайскую климатическую зону, особенность грунтов и т. д. Этот пункт до голосования и окончательного принятия евростандартов чиновники обещали поправить.

Каирбек Ерденов внес предложение о промежуточном акте приемки объектов и о том, чтобы утвержденный техрегламент согласовывался с другим немаловажным документом - изменениями в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности РК», вступающим в силу с 15 июля 2015 года.

- Акт промежуточной приемки нужен для того, чтобы при масштабном строительстве дороги ее можно было эксплуатировать частями, - пояснил Ерденов «НГ». - Если строится 40-километровая дорога несколько лет подряд, то 10 отстроенных километров можно разрешить использовать сразу, а не после приемки объекта целиком. Зачем водителю несколько лет пользоваться небезопасной объездной трассой, если частично можно пользоваться новой?

Что касается согласованности между новым техрегламентом и изменениями в «архитектурном» законе, то она напрямую отразится на качестве проектируемых трасс, считает Ерденов. Изменения предусматривают не только административную, но даже уголовную ответственность за плохие дороги.

- Этих изменений мы добивались долгое время, - признает и. о. руководителя ДГАСК. - Без них мы в прошлом году все суды в отношении подрядчиков из-за низкого качества трасс проиграли. На дороге Федоровка - Вишневое трещины пошли спустя два месяца после сдачи, но подрядчик от ответственности ушел, потому что по закону нам не за что было зацепиться.

Изменения, отмечает Ерденов, прежде всего ломают саму традицию приемки трасс комиссией из 15 человек. По новым стандартам, дороги будут принимать всего три стороны - подрядчик, представители технического и авторского надзора. А нести вместе с ними ответственность за ямы и изъяны еще и заказчики - различные департаменты областного акимата.

- По новым  требованиям, если в суде докажут, что водитель попал в ДТП или повредил автомобиль из-за плохой дороги, ответственную сторону можно будет привлечь к большому штрафу или даже к реальному сроку, - говорит Ерденов. - Согласитесь, при таком раскладе сотрудники технического и авторского надзора будут не вылазить с трасс, а не появляться на них раз в месяц, как у нас обычно бывает, да и подрядчики будут работать добросовестнее.

В теории все выглядит логично, воображение рисует шикарные автобаны западного уровня вместо местных троп. В реальности же для того, чтобы одеть в европейские одежки костанайские дорожки, нужны, во-первых, миллиардные вливания, во-вторых - использовать эти средства строго по назначению. Практика показывает, что местные подрядчики нередко вместо того, чтобы заботиться о том, как лучше «одеть» дороги, норовят как можно выгоднее «обуть» налогоплательщиков.

В целом проектировщики, заказчики и подрядчики сходятся в одном: реконструкция дорог по евростандартам будет сильно зависеть от размеров местных бюджетов. В противном случае можно добиться обратного эффекта - дорогостоящие ПСД будут лежать годами, а европейские ленты дорог в наших степях так и не завьются.

Инфографика Алексея МАЦАРИНА

Фото Николая СОЛОВЬЕВА


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 6)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

central park
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 07:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
я так понял хороших дорого нам не видать никогда. в генах заложены плохие дороги .

Всё Просто
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 09:15 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
central park ,уточняю- в генах у чиновников,. У населения с генами всё в порядке, гены хотят хороших дорог. :lol:

§ antonK
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
antonK


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 764
Регистрация: 06.09.12
Отправлено: 13.11.14 - 09:29 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
учитывая что подрядчикам не выгодно строить дороги на века, ибо на следующий год ,а может даже месяц работы может не быть . Выгодно делать плохо и часто чем хорошо и один раз
Профайл

§ north_ghost
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
north_ghost


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 14653
Регистрация: 05.09.11
Отправлено: 13.11.14 - 09:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
central park:
хороших дорого нам не видать никогда
Хороших, дорого - м.б. и видать, ежели готовы платить...
А вот хороших, дешево - точно не видать...
Профайл

§ olegggon
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
olegggon


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 921
Регистрация: 01.07.11
Отправлено: 13.11.14 - 11:41 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
На Мауленова гумус снова побеждает умы строителей дорог и чиновников. Вчера и сегодня ездил - яма на яме, особенно перед ж/д переездом. С таким "умением" строить дороги мы точно будем лидерами среди недоразвитых стран.
Профайл

§ north_ghost
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
north_ghost


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 14653
Регистрация: 05.09.11
Отправлено: 13.11.14 - 11:50 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
olegggon:
На Мауленова гумус
Насколько я помню, экспериментальный участок - он в пределах Л.Беды-Строительная, что как бы ОЧЕНЬ далеко от ж/д переезда.
Но все равно, да - "Путин виноват" (с).
Профайл

Горячий бАшка
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 11:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
north_ghost:
Хороших, дорого - м.б. и видать, ежели готовы платить...
А вот хороших, дешево - точно не видать...


Что значит платить? все мы платим налоги, так или иначе участвуем в процессах,дающих деньги государству. Не говоря о том, что ВСЕ граждане являются собственниками природных богатств страны. Прблема ведь не в наличии\отсутствии средств на те или иные улучшения. Проблема в управляющем аппарате, грамотности и честности чиновников. Коррупция, одним словом. Так что, каспер ты наш местный, не надо лить х..ню

Всё Просто
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 11:59 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Если откатные не откатывать , а пускать на работу, то сметной стоимости хватит на хорошие дороги. Ну ещё проектировщиков заставить денежками отвечать за косяки в проектах. И всё! Дороги хорошие!

Всё Просто
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 12:04 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Но в наших условиях просто вырастет процент на откаты и всё останется как сейчас и те же сотрудники технического и авторского надзора будут как и прежде появляться раз в месяц.

§ 112й
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
112й


(Пользователи)
Сообщений: 11619
Регистрация: 23.01.13
Отправлено: 13.11.14 - 12:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Сдадись эти дороги..
В Рудном например внутри дворов закатывают асфальт, а всякие водилы приор и десяток думают что там автобам и лихачат, набирая по дворовым территориям до 80ти в час..
Уш лучше для пешеходов бездорожье..
А водилы пусть жалеют свои машины и не лихачат..
Профайл

§ north_ghost
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
north_ghost


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 14653
Регистрация: 05.09.11
Отправлено: 13.11.14 - 13:46 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Горячий бАшка:
все мы платим налоги
Черта с два вы платите.
Потому и имеете то что имеете.
Цитата:
Горячий бАшка:
Прблема ведь не в наличии\отсутствии средств на те или иные улучшения
Татышо?
Ты бесплатно наверное работаешь, да?
Профайл

§ peshexod
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
peshexod


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 3332
Регистрация: 25.06.13
Отправлено: 13.11.14 - 14:35 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
north_ghost:
А вот хороших, дешево - точно не видать...

Быстро, качественно и недорого ...
Но только две опции вместе
Профайл

1
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 16:28 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
страна чудес!

1
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам




Отправлено: 13.11.14 - 16:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Опять Россия и Путин виноваты!! Где наше терракоторое покрытие, по улице Мауленова, потратили несколько десятков миллионов тенге, все в хлам, а кто ответил. Трассы республиканского значения? А кто нибудь видел трассу на Петропавловск, трассы которая нет, существующая только на бумаге, мы только рейтинги можем публиковать, по которым мы впереди планеты всей!!

§ ГИП
Re: Европейские «одежки» - местным дорожкам
ГИП


(Уважаемые пользователи)
Сообщений: 1251
Регистрация: 25.05.09
Отправлено: 13.11.14 - 19:16 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Молодцы НГ, хорошая статья, вы Ольга Лихограй, молодец!
Цитата:
и увеличение нагрузки на ось дорожного полотна с 13 до 40 тонн

Интересно кто именно сказал такую информацию за круглым столом по безопасности дорог? Сам размер увеличения от 13 до 40 тонн, конкретно ни к каким современным критериям не подходит ни к массе грузового автомобиля, ни к нормативной нагрузке на ось для расчета дорожной одежды.
Например, еще советскими нормами 60-ых годов прошлого века предусматривалось, что общая нагрузка от автопоезда с 5-ю осями и более не должна превышать 40 тонн.
На этом рисунке указан типовой ряд автопоездов, колесящий по просторам Европы и стран СНГ:


Так например в Нидерландах предельная полная масса автопоезда предусмотрена до 50 тонн, в Финляндии до 55тонн, в Швеции – 60 тонн, и то в таких случаях европейскими директивами расчетная нормативная нагрузка (при расчете дорожных одежд) на ось не превышает 130 кН (13тс) – простыми словами 13 тонн.
В российском СНиП 2.05.02-85, актуализированном под европейские нормы, предусмотрено три нормативные нагрузки:
-для облегченных и переходных типов, т.е. для дорог низшей категории -100кН(10тс)
- для капитальных дорожных одежд – 115кН (11,5тс)
- для международных трасс – 130кН (13тс) – как в Европе.
В регламенте таможенного союза будут такие же нормы.

[Исправлено: ГИП, 13.11.2014 - 17:23]
Профайл




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 86
Пользователей: 3
Всего: 89

Вы гость здесь
^ Наверх