Два сопрано, рояль и романс

Галина ПЕТРЕНКО

Дуэт певиц филармонии прекрасным концертом начал целый проект

Цветами вокалисток Гульбану Абдулину, Гульжайну Гумарову и концертмейстера Ботагоз Бигабылову просто завалили. Давно не видела такого на концертах местных артистов. Приглашенные тенора, басы, оркестры, ансамбли - тем, да, несем букеты и аплодируем, не жалея рук. А вот от своих почему-то блеска и потрясений не ждем. Зря. Костанайскому зрителю это доказали вечером 14 октября.

Пробуждать воспоминания

В тот вечер многое было, что называется, забытого вкуса. Пришедшим на концерт вручали изящные программки из тех, которые не зазорно долго хранить. До начала выступлений в зале звучала негромкая музыка, угадывались мелодии романсовой классики, они ненавязчиво правили настроение, заставляя зрителей отрешиться от забот будничного дня.

На сцене - колонны воздушно-белых драпировок, черная вязь канделябров, белый рояль. Ни одной непродуманной детали, как и в облике артисток. Тот же черно-белый стиль - строгость и тонкость одновременно.

Но главное, конечно, - то, что и как они пели. «Сомнение» Глинки и «Горные вершины» Варламова, «Мой костер...» Садовского и «Не пробуждай воспоминаний» Булахова, казахские народные песни и те, которые принято объединять названием «песни советских композиторов». Из них, по-моему, были отобраны самые лиричные и красивые, дающие к тому же возможность певицам показать достоинства двух чистых сопрано.

Но если говорить о самых звучных нотах этого концерта, конечно, они были именно романсовыми. Дуэт Гульбану Абдулиной и Гульжайны Гумаровой так и называется «Романтика романса». Они заявляют, что создали его всерьез и надолго.

Неслучайная случайность

Мы встречались с ними недели за три до концерта, когда, казалось, все основное уже было сделано. Они все равно репетировали, как одержимые. В социальных сетях вовсю крутился их прелестный рекламный ролик, и заинтригованные зрители ждали премьеры.

После одной из репетиций я пришла к ним поговорить «за жизнь», узнать, откуда такое горение, чего им дальше не пелось каждой в своем формате, как родилась идея.

- Как все самое лучшее на свете, это получилось вроде бы нечаянно. Хотя на самом-то деле ничего случайного не бывает, - начала размышлять вслух Абдулина. - Вот были мы с Гульжайной в филармонии - пели, репетировали, слышали друг друга, отдавали должное тому, как каждая работала. Обе хотели двигаться вперед, по-новому, интересно для зрителя общаться с ним. Это важно, мы профессионалы с классическим вокальным образованием. Наша обязанность - противостоять засилью массовой культуры, давать зрителям качественно другую музыку... Все эти мысли в нас бродят, живут по отдельности. Появляется в апреле у нас теоретик-музыковед Ботагоз Бигабылова, играющая к тому же на рояле. И новый человек говорит, а почему бы вам с Гульжайной не попробовать спеть вместе. И оказалось, что нужен был этот последний толчок. Я оправилась в дирекцию филармонии, идею там восприняли и поддержали, Ботагоз стала нашим концертмейстером, все вместе мы создавали эту программу. И не только ее. Мы создавали наш дуэт, планируя впервые в 70-летней истории филармонии его не для разовых выходов к публике, а как ансамбль, работающий именно с музыкой для двух голосов. Поэтому на нашей афише написано «премьера».

В первом концерте все-таки вокалистки выступали и соло. Объяснили - чтобы сразу жестким форматом не дай бог не отпугнуть зрителя. Они вообще о нем - то есть о нас с вами - говорили с нежностью, как о маленьком ребенке, которому надо дышать чистым воздухом, правильно питаться, чтобы расти здоровым. Так и выражались: зритель перекормлен досуговой музыкой, самодеятельностью не лучшего качества. Поэтому для первой программы подобрали произведения безупречные: широко известные, мелодичные, не очень сложные для восприятия, однако и без греха упрощенности.

- Я в Костанае недавно, но уже заметила, что зрителю интересна такая музыка, - говорила Ботагоз, - шедевры классики ценят не только люди старшего поколения, как принято считать. Когда в Интернете появился наш ролик, моя знакомая - молодая женщина с ребенком, всегда вроде бы занятая, - одолела вопросами: когда наконец будет концерт. И не она одна.

Многие проголосовали в пику фонограммам, спецэффектам, форсированному звуку, за живой рояль, теплые голоса, которые умеют звучать негромко, но при этом слышны в любой точке зала, за музыку, под которую можно радоваться и плакать, за благородный строй старинных слов... за все, каким мы представляем себе настоящее искусство. Оно ведь не только в технике и постановке голоса, хотя это очень важно, оно - в качестве эмоций, которые пробуждает в человеке, либо превращая его в агрессивное животное, либо вознося.

Мы еще споем

Раз была премьера, значит, будет и продолжение? Чудесной музыки, которую можно исполнять на два голоса, на свете много. И новорожденный дуэт планирует готовить тематические концерты, вплоть до исполнения классического джаза. Но романс, безусловно, - у них любимый жанр. Обещают программу, включающую романсы казахстанских композиторов, другую - с романсами из фильмов, а русского классического романса хватит на десяток концертов. Главное, чтобы у наших романтических сопрано хватило сил.

Когда после концерта я подошла сказать им спасибо, Абдулина пылала, как в лихорадке: красные глаза (хорошо, что был грим концертный), обжигающе горячие дрожащие руки. А из зала казалось, что им легко, они парят и только наслаждаются вместе со зрителями. Но петь вживую и хорошо петь - тяжелая работа.

Одна из зрительниц после концерта прислала им стихи:

Прекрасный романс королем был в тот вечер,

То душу мне рвал он и слезы дарил,

То сладостно-нежно окутывал плечи,

То вдруг так игриво-задорно шутил.

 

Классический черный, изысканный белый

На сцене торжественно правили бал,

И был он премьерой прекрасной и смелой,

А как благодарен был зрительный зал?!

 

Из досье «НГ»

Гульбану Абдкулина - заслуженный деятель РК, лауреат международного конкурса «Романсиада», окончила Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы, класс профессора, народной артистки СССР Розы Джамановой. С 1991 года работает в Костанайской областной филармонии.

Гульжайна Гумарова - дипломант 6-го Международного вокального фестиваля исполнителей произведений Е. Хасангалиева, дипломант 3-го Республиканского конкурса исполнителей произведений К. Дуйсекеева, окончила институт искусства и культуры Западно-Казахстанского госуниверситета. С 2011 года - солистка Костанайской областной филармонии.

Ботагоз Бигабылова - выпускница Рудненского музыкального училища, кафедры теории музыки Казахской национальной академии музыки, оба диплома с отличием, прошла обучение в аспирантуре, занималась изучением техник современного композиторского письма. Работала в Казахском национальном университете искусств, с 2014 года - в областной филармонии.  

Фото Николая СОЛОВЬЕВА