Можно смотреть, но не видеть

Анатлолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Мораторий стал оправданием непрофессионализма и бездействия

В феврале 2014 года президент страны подписал Указ «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» № 757, больше известный, как указ о запрещении проверок субъектов МСБ. И все чаще через СМИ чиновники, работники разных контролирующих ведомств стали говорить, что мораторий им в их работе на благо общества буквально связал руки.

В выступлениях и высказываниях стали настойчиво проскакивать выражения, прямо-таки зомбирующие население: о том, что, дескать, вот здесь непорядок, там нарушения, имеются жалобы народа на такого-то предпринимателя, а проверить его и наказать, навести порядок мы никак не можем. Да так ли это?

Исполнительный орган ОЮЛ «АСПреДКО», немало трудов приложивший к тому, чтобы мораторий состоялся, считает, что в данном случае имеет место попытка профанации Указа президента № 757 от 27.02.2014 года со стороны некоторых госслужащих. В связи с этим, как мы считаем, требуется прояснение ситуации.

Напомню, что, согласно статьи 4, ч. 2 закона «О государственном контроле и надзоре в РК» задачей контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности РК, включая экономическую, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. При том, подчеркиваю для особо ретивых, что сами субъекты предпринимательства тоже являются физическими или юридическими лицами, имеющими законные права, которые тоже подлежат защите со стороны государства. Это еще и статья 6, часть 1 Конституции РК.

К сожалению, некоторые уполномоченные на такой контроль и надзор чиновники превратили законную и необходимую деятельность в свою кормушку. Судебные процессы, многочисленные и регулярные по всему Казахстану, тому прямое подтверждение. На каком-то этапе это перешло всякие границы дозволенного и глава государства принял в феврале волевое решение в виде известного указа. Он не ограничивается собственно мораторием. Называется-то, напоминаю, « О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в РК» и никак иначе. Так что если кому-то президент страны этим Указом руки укоротил, так правильно сделал. Целей будут.

В документе сказано, что не вообще на все и навсегда мораторий. Пункт 1 указа (пп. 1-5) дает перечень исключений. В том числе мораторий не касается проверок, проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку. Что еще контролерам надо?!

Да, затруднил президент возможность по данным обстоятельствам пытаться влезть в дела субъектов МСБ с корыстной целью. Указал, что для этого надо получать согласие генерального прокурора, министра по профилю проблемы или местного областного акима, которые в этом случае лично должны взять на себя полную и персональную ответственность перед президентом. А возьмут ли? А надо ли им это? А стоит ли вопрос вмешательства, за которым смотрит сам президент? Если есть основания, давайте, уполномоченные, действуйте этим путем. Кто вам мешает? Зачем говорить народу о своем бессилии ввиду, якобы, моратория? Чтобы устраниться от исполнения своих обязанностей и все свалить на мораторий? По сути, на президента, который подписал этот Указ, в случае чего?

Кроме того, Указ ни в коей мере не отменил и не ограничил применение закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Если кто-то на кого-то по какому-то поводу, действительно заслуживающему внимания и не противоречащему статье 5 закона (анонимки не рассматриваются, нет сути вопроса) пожаловался, то нет никаких препятствий проверить обоснованность жалобы по существу. Только именно тот конкретный факт, обстоятельство, которое изложено (при этом заявитель ответит за клевету, если в его заявлении ложь), а не вообще начинать «шерстить» предприятие от момента его учреждения по всем статьям и параметрам, о которых в заявлении и речи нет, но просто повод представился.

Так что мораторий мораторием, а дело делом. И не надо народ дезинформировать насчет какой-то невозможности. Президент своим Указом № 757-2014 лишь должным образом изменил порядок контроля, попытавшись убрать из него коррупционную составляющую.

А вот порядок с 1 января 2015 года, согласно этому же указу, действительно будет совершенно иной. Не будет вообще плановых проверок. Будет ведена система страхования ответственности субъектов предпринимательства, при которой никаких проверок вообще не требуется. Будет усилена позиция контроля на основании оценки рисков предприятий. Есть ли хоть какой-то риск нарушить чьи то права настолько, что требуется вмешательство государства, к примеру, у часового мастера-одиночки? У врача-окулиста, торгующего оправами и подбирающего контактные линзы? У частной швеи? Если и возможен частный конфликт, так он должен и решаться в частном порядке, через суд, а не дорогостоящим госаппаратом по пустякам.