«Каждый пишет, как он дышит…»

Гран-при фестиваля - гитару - аким области вручил астанинскому барду Дмитрию Двинских

Ольга КУНГУРОВА, профессор КГУ им. А. Байтурсынова

Завершился 3-й фестиваль бардовской песни «Костанайский аккорд»

Теоретики этой песни утверждают, что пик ее славы и востребованности прошел, но только все чаще на улицах наших городов и поселков встречаются люди с гитарой за плечами.

В канун фестиваля…

За неделю до открытия вдруг узнаю - третьему фестивалю - быть! Радуюсь, неужели действительно он становится нашей костанайской ежегодной традицией? Удивляюсь - обжитого среди уютных сосен каратамаро-водяного «Нептуна» уже не будет. Его заменит степной «Золотой фазан». Не будет и почетного именитого куратора авторской песни Олега Митяева. Зато вновь ожидается десант из Астаны, россияне и даже бывший наш, а ныне абсолютно всамделишний немец, что поднимает статус арт-конкурса до уровня международного. Узнаю и о том, что, в отличие от 2-го фестиваля, в третьем разрешено участвовать лауреатам предыдущих. Правильно, за что им запретные санкции?

«Стихи, мелодия, гитара» - это мое я…»

Так заявила мне одна костанайская старшеклассница. В группе наших олимпийцев она должна была представлять область на республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе. Я консультировала команду школьников накануне отъезда, тренируя их в выполнении олимпиадных заданий. На итоговое занятие ученица пришла с гитарой. Для одного из школьных олимпийских форматов - выразительного чтения наизусть - девочка выбрала стихотворение Федерико Гарсиа Лорки «Гитара». На олимпиаде, к неподдельному удивлению членов жюри, она читала его под аккомпанемент гитары…

…Признак времени - демассификация сознания. Давно ли мы жили в эпоху, когда символом была фраза «Я - как все!» Мы жаждали иметь прическу, пальто, шапку, платье, как у Барбары Брыльски в фильме «Ирония судьбы или с легким паром», сапоги, как у соседки, «жучку» и гараж, как у начальника… Сейчас даже унитаз приобретаем такой, чтобы «не как у всех»… Судорожно ищем способы оригинального самовыражения. Может, как раз поэтому бардовская песня с ее жанровой нацеленностью на эту народную потребность, дождалась-таки своего ренессанса?

Николай Калюжный специально на фетиваль приехал из Германии и стал лауреатом

День первый: народ счастлив, но в неведении

Тороплюсь к открытию. Прослушивание в трех традиционных фестивальных номинациях «Авторская песня», «Исполнение песен под гитару», «Дуэты и ансамбли» должно начаться в 11.30. Успела. В «Фазане» - броуновское движение. Большая сборная сцена еще только монтируется, палаточный городок спешно строится, то и дело пребывают новые участники, но зрителей - единицы (рабочий день?). А тем временем палаточные жители со всех сторон доставляют сухие деревья. Дров уже столько, что можно растопить Антарктиду. Некоторые то и дело ловят свои взлетающие к небу палатки - в степи хозяйничает шквальный ветер. И при этом всем песенно-весело. И никто не знает, что и когда здесь будет происходить: информации для глаза нет нигде. Полтора часа экскурсирую по «Фазану», удивляясь тому, как быстро обычный ресторан превратили в целый город релакса.

Почетный гость фестиваля - Роман Ланкин

Неформат для бардов

Наконец к 13.00 в микрофон прозвучал призыв организаторов собраться на малой сцене корабля с серыми парусиновыми парусами и надписью «Алые паруса». Бардовский люд потянулся к загадочной шхуне. Слушать песни степного ветра ему предстояло там еще час, потому как вдруг на корабле пропало сначала электричество, а потом и жюри.

Наконец все нашлось. В ожившие микрофоны арт-народу было сообщено о том, что неожиданно участников набралось слишком много, а потому жюри, чтобы не слушать песни до утра, разделится, дабы оценивать исполнителей и бардов параллельно на разных площадках. Бардов тут же проводили в галерею по соседству. Я пошла вслед за бардами. В новом месте не было ни сцены, ни микрофонов, но зато был аромат жареного мяса, лука, огурцов, а еще кое-какие столы и стулья. Некоторые барды тут же стали опустошать свои кошельки. Те, кому опустошать было нечего, откуда-то извлекли в целлофановых мешочках неприхотливую домашнюю трапезу. А в противоположном углу от этого стихийного «обеда по расписанию» вдруг глухо зазвучало то, что мы ждали целый год - бардовская песня. Ее слушало два астанинских мэтра. Вся эта акция напомнила мне театр абсурда, в котором соединяется несоединяемое. Выбитые из колеи, загнанные в угол ресторанной банкетной летней площадки барды, пыжились, пытаясь обрести творческую форму. Зрители смотрели им в спину и с трудом улавливали то, что пелось. За тех и других было обидно. Две иные номинации в таком неформате себя не демонстрировали.

День второй, итоговый

После окончания оригинального прослушивания бардов в первый день фестиваля вдруг появилась надежда на то, что завтра будет все по-другому. Поскольку бардам было объявлено, что в следующие сутки только для них состоится второй тур конкурса.

И он состоялся. Теперь уже бардов слушало звездное жюри в своем полном астанинско-рудненском составе. Да и место встречи поменялось: прошедшие во второй тур авторы-исполнители были приглашены в уютный банкетный зальчик одного из коттеджей. Там, по соседству со столом с недоеденной утренней кашей и оставшейся, видимо, от ночного застолья трапезой, выступили те, кто уже претендовал на фестивальное лауреатство. Как и в первом туре, нужно было спеть две собственного сочинения песни. У некоторых нашлось только по одной. У иных обнаружились речевые ошибки (почему вот только не в первом туре?). Жюри явно симпатизировало песням-экспериментам. Когда один из участников попытался пристроить свою гитару на столе среди тарелок, чтобы воспользоваться сопутствующим инструментом, один из астанинских мэтров, членов жюри, заботливо воскликнул: «Не ЛОЖИ, не ЛОЖИ ее туда!».

Финальные мысли

В общем почти ничего из нашего доморощенного, костанайского, того, что «вошло» в народ и с восторгом пелось всю предыдущую ночь напролет у фестивальных костров, лауреатством отмечено не было. Хотя, как известно, одним из существенных признаков бардовской песни является атмосфера взаимного доверия, взаимопонимания, некая соборность, переживаемое чувство сопричастности (автор-исполнитель - публика). Как сказал обласканный искренней народной любовью незабвенный Булат Окуджава о бардах: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Сказал о подлинных бардах.

В списке лауреатов - торжество Астаны и рудненского бардовского клуба «Дилижанс». Так решило жюри, состоявшее из астанинских бардов и прошлых, и нынешних дилежанствующих менестрелей.