Из-за отсутствия государственного подхода к планированию ломаются судьбы людей

Грибок и гниение образуются от недостатка вентиляции в Аквапарке

Если ты государственный служащий и тебя признали виновным в коррупции, это еще не значит, что ты нагрел свой карман. Эту парадоксальную, с точки зрения рядового гражданина, истину ни один чиновник парадоксом не сочтет. И охотно подберет вам пяток-другой вполне себе недавних примеров и имен.

Среди них наверняка окажутся руководители отдела ЖКХ Костаная Александр Маклюк и Даукен Исмагулов, вынужденные в силу сложившейся практики подписывать акты о принятии работ до того, как эти работы были реально выполнены, экс-руководитель отдела физкультуры и спорта акимата Костаная Халимжан Ержанов, подписывающий бумаги на финансирование костанайского Аквапарка... Я бы вспомнила еще нескольких главврачей, оказавшихся на скамье подсудимых не из-за личной нечистоплотности, а потому, что работали по правилам, которые диктовала сложившаяся система.

Какова мера вины людей, оказавшихся заложниками государственной машины и нестыковок законодательства? Возьмем самую свежую ситуацию с Халимжаном Ержановым, которого недавно судили за дачу взятки финполу.

В тот момент, когда ему, свеженазначенному руководителю футбольного клуба «Иртыш», предстояло оправдывать ожидания и показывать себя на новом месте, ему то и дело приходилось ездить в Костанай и давать объяснения по ситуации двухлетней давности. Из нее сейчас вызревает дело о 85 бюджетных миллионах, ушедших (согласно бумагам) на организацию соревнований в Аквапарке, которые на самом деле отродясь там не проводились.

- Если в деле дачи взятки я говорю, что виноват, то в деле ГККП «Бассейн» (Аквапарк), где идет проверка, я пойду до конца и буду доказывать, что нет ни моей, ни чьей вины в том, что через наш отдел шли деньги. Все они ушли на содержание спортивного объекта и зарплату сотрудников, -заявил «НГ» экс-руководитель ГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата г. Костаная» Халимжан ЕРЖАНОВ.

Что написано пером...

Все началось с проверки ревизионной комиссии облмаслихата, которая и выявила, что финансирование Аквапарка идет через ГУ «Отдел физической культуры и спорта» по договору, в котором деньги предназначены на «проведение массовых спортивных мероприятий». При этом ГККП мероприятия эти не проводило. А деньги шли. Кому-то в карман?

Нет, утверждают сегодня все, кто в курсе этой схемы. Дело в том, что в 2009 году после принятия Бюджетного кодекса из него ушло понятие субсидирования. Вместе с ним в бюджете города исчезла специфика 311- оказание поддержки государственных предприятий физической культуры и спорта. А поскольку предприятия, такие как Аквапарк и Ледовый дворец, существовали, поддерживать их нужно было все равно. И тогда в чью-то голову пришла идея делать это по специфике 159 - «прочие услуги и работы». Как оформить договор между отделом физкультуры и спорта и спортивным объектом так, чтобы они подходили под финансирование по этой специфике? Решили, что проведение спортивных массовых мероприятий вполне подходит.

Кто автор идеи, сказать никто не может. Как уверяют все, кто имеет отношение к этой сфере, договор составили в ГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата г. Костаная». Здесь никогда не было своего юриста, договор просто составили так, что деньги на содержание здания могли «пройти» через казначейство. Тем не менее пять лет эта строка действовала.

Суть практики, в принципе, должна быть известна не только отделу физкультуры и спорта и руководителю Аквапарка. Должны были знать о ней в казначействе. Не могли не знать и финконтроль, который наверняка проверял использование бюджетных средств, и депутаты городского маслихата, принимавшие бюджет, и аким города, который его утверждает. И всех очевидная условность статьи «назначение средств» устраивала, пока в 2014-м финпол не взялся проверять ГККП «Бассейн». Проверка должна быть закончена в начале августа. Пока, как сообщили в пресс- службе департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Костанайской области, не принято окончательное решение по ГККП «Бассейн». А это значит, десятки людей живут в состоянии ожидания и неведения. Карательная государственная машина может избрать любой поворот, тем более что по той же системе финансировался, например, и Ледовый дворец.

Бюджет Аквапарка. 2013 г.

Без дотаций не обойтись

Два спортивных сооружения Костаная - Аквапарк и Ледовый дворец - несколько раз пытались отдать в рыночную среду. Но желающих купить их с сохранением вида деятельности так и не объявилось. Оба получают деньги из бюджета, у обоих типичные договора, по котором перечисляют деньги из казны. Насколько мы знаем, в ходе проверки ГККП «Бассейн», были сделаны ксерокопии бухгалтерских документов и у ГККП «Ледовый дворец».

- Если государство не будет нас датировать, то дворца не будет, он не сможет выжить на свои заработанные. А если объявится частник, то он не долго сможет сохранить то направление, которое у дворца есть. А если повышать стоимость услуг, тогда дворец станет недоступным для горожан и его гостей, - считает директор ГККП «Ледовый дворец» Николай ПАНИН. - А что касается договора, по которому мы получали деньги с бюджета, то он был составлен до меня. Я сюда пришел 13 августа 2013 года, и договор был уже подписан. 1 июля нынешнего года изменили строку договора, касающуюся финансирования.

Изменилась эта срока и у ГККП «Бассейн». Теперь она выглядит так: «Создание условий для проведения спортивно-массовых мероприятий». При желании и к такой формулировке, наверное, можно придраться. Но она хотя бы позволяет сейчас продолжать поддерживать эти спортивные объекты.

На самом деле даже тех денег, которые сегодня Аквапарк имеет из бюджета, не хватает на его нормальное существование. Он вынужден жить в режиме жесткой экономии. Оплата за коммунальные услуги за 1-е полугодие 2014 года составляет 10 млн 176 тыс. тенге, где почти 60% - оплата за электроэнергию.

Булат Китаров: судебно-бухгалтерская экспертиза показала, что все бюджетные деньги ушли на содержания Аквапарка

- Изначально Аквапарк не рассчитан на наши погодные условия. Он больше подходит для южных регионов страны, - рассказывает директор ГККП «Бассейн» Булат КИТАРОВ. - Система отопления не обеспечивает необходимый прогрев воздуха. Количество секций батарей, а также пропускная способность трубопроводов занижены, поэтому невозможно обеспечить необходимую температуру в помещении. Приходится ставить дополнительные обогреватели. А это - дополнительные затраты.

Интересно, что еще когда аквапарк строился, журналисты и представители общественности выражали сомнение в том, что здание соответствует нашим климатическим условиям. Но тогда к доводам снизу власть не прислушалась.

В феврале 2013 года за счет средств бюджета было проведено техническое обследование здания ГККП «Бассейн». Были выявлены дефекты в конструкции кровли. Это разрушение пароизоляционной мембраны, разрушение стропильных конструкций (образование грибка и гниение), а также внутренней отделки здания. Поэтому сегодня нужны деньги не только для ежедневного существования спортивного объекта, необходим капитальный ремонт, включающий ремонт кровли, реконструкцию системы отопления и вентиляции. Общая сметная стоимость до девальвации составляла 53 млн 198 тыс тенге.

- После принятия Бюджетного кодекса проблемы с финансированием спортивных объектов возникли и в других городах Казахстана. И нет вины в этом ни моей, ни моих предшественников - Марата Журкабаева, Александра Сухачева. Бультрика Курмангалиева, Халимжана Ержанова, - считает руководитель ГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата г. Костаная» Нуржан ЕРМАГАМБЕТОВ.

Каков выход?

Привести закон в соответствие с реалиями жизни. А депутатам мажилиса и сената, принимавшим Кодекс, пора понять, что спорту и физической культуре недостаточно громких лозунгов. Пока же сфера здорового образа жизни, о которой много сказано в Послании президента, по-прежнему оставлена государством на остаточный принцип финансирования.

Кстати, в ГУ «Отдел физической культуры и спорта акимата г. Костаная» и по сей день нет ставки юриста, а за полгода здесь поменялось три бухгалтера. В Бюджетном кодексе нет норм, касающихся финансирования спортивных сооружений и комплексов на местном уровне. Нет этой нормы и в Законе «О развитии физической культуры и спорта в РК». Получается, реально законных путей финансирования государственных спортивно-массовых сооружений и комплексов сейчас просто не существует. В результате местная власть должны сама изыскивать возможности и поводы для финансовых вливаний в них. А это, как показывает практика, - скользкая дорожка. И сегодня любой государственный служащий, вынужденный заниматься этим, может быть обвинен в коррупции. Фемида попросту не разглядит, нарушен ли закон в корыстных целях или во благо граждан.