Надо ли спорить с сектами?

Юрий БОНДАРЕНКО

В соседней России в очередной раз разгорелись жаркие споры в связи с тем, какими должны быть отношения государства и религии, религии и образования, а также чему и как, исходя из этого, учить молодежь.

Поскольку тема значима и при этом необычайно деликатна, хотелось бы сделать хотя бы несколько штрихов, опираясь не только на личные соображения, но и на материалы, которые мне  этим летом любезно предоставили в Москве, в Славянском правовом центре и неправительственном Институте религии и права. Сегодня, когда в той же Москве российское телевидение снимает демонстранта с плакатом  «Российский человек без православия - дрянь», а у нас всерьез задумываются над так называемыми «тоталитарными сектами», этот, хотя и не всеохватный, опыт, интересен и для нас.

Что можно выделить, говоря об обсуждаемых россиянами проблемах? Думаю, что прежде всего мы должны стремиться и на слове, и на деле сохранять светский характер нашего государства. Не дело светских властей втягиваться в «религиозные разборки» и заменять недавний «государственный атеизм» предпочтением определенным вероучениям. Что, конечно, не исключает внимательного отслеживания той антигосударственной, либо наносящей ущерб здоровью граждан деятельности, которая может или могла бы разворачиваться под прикрытием религии.

Но вот тут-то и нужна особая осторожность, и мы не должны ни в коем случае без разбора смешивать геополитику, право, психиатрию и идеологию. Приведу конкретный пример, связанный с организацией, которая в Костанае хорошо известна, - это  «Свидетели Иеговы». Я во многом готов был бы с ними (да и не только) поспорить. И как специалист, и как человек. Но не размахивая дубинкой закона там, где он едва ли применим. Например, в плане принесения вреда психическому здоровью. Почему? Потому что вопрос этот очень тонкий, и его решение связано с ответом на массу дополнительных вопросов, включающих и выявление причинно-следственных связей между реальной болезнью и особенностями религиозности.

Значит ли это, что разнообразные религии, включая и «Свидетелей», не оказывают этого воздействия, и что психиатрам здесь нечего делать? Да нет, конечно. Как раз у них работы непочатый край. Но психиатрия ни в коем случае не должна превращаться в поводок для инакомыслящих и инаковерующих, либо в служанку для носителей очередной идеологической моды. Не берусь пророчествовать и судить-рядить о будущем - это дело неблагодарное. Но, думаю, что сегодня мы в очередной раз оказываемся перед соблазном ударить автопробегом закона и административного ресурса по духовному бездорожью.  Хорошо бы почаще удерживаться от этого,  памятуя, что есть еще дискуссии, научные и общественные обсуждения тех или иных проблем. Искусство полемики. Это - с одной стороны. А с другой - у нас так мало специалистов.  Даже светское «религиоведение» в вузах - нечастый гость. С научными школами и того горше. Так кто же в таком случае в скором времени будет и дискутировать, и блюсти законы, и размышлять над головоломными и такими жизненными проблемами психологии и религии, если этому практически почти не учат? Увы, я лично ответа пока не знаю.

«Мы вновь оказываемся перед соблазном ударить автопробегом закона по духовному бездорожью»