«Приводной ремень» модернизируют

Нина Смагина: "Сегодня на многих предприятиях работодатели превратились в рабовладельцев"

Евгений ШИБАРШИН

Станут ли профсоюзы привлекательнее с новым законом?

Мажилис Парламента РК принял во втором чтении проект нового закона «О профессиональных союзах». Документ подготовлен правительством в рамках реализации поручений Нурсултана Назарбаева, прописанных в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Даст ли этот закон новые правовые возможности профсоюзам для защиты трудовых прав? На эту тему «НГ» взяла интервью у председателя общественного объединения профсоюза работников предприятий жизнеобеспечения Костанайской области Нины СМАГИНОЙ.

Потеряли главное - контроль

- Нина Степановна, есть ли в новом законе о профсоюзах статьи, которые создадут новые условия для роста профсоюзного движения?

- Было 8 вариантов законопроекта. Плюс множество предложений от профсоюзных организаций, которые должны были способствовать названной вами цели. Что вошло в окончательный вариант, который депутаты рассматривали во втором чтении, мы так и не увидели. Но в любом случае - и я в таких оценках не одинока - необходимости в принятии нового закона не было. Нужно было лишь внести поправки в ныне действующий закон с учетом предложений профсоюзов. Тогда бы нас никто не критиковал, и была бы мотивация вступать в профсоюз.

Я вообще не могу понять, почему профсоюзный закон разрабатывает министерство труда и социальной защиты? Профсоюзы в его подготовке не нашли своего места. Мы не видим там предложений, которые вносили. Если бы в старом законе сделали более точные формулировки - что мы как раз и предлагали - то ничего особо менять не пришлось.

В новом законе не видно, как профсоюзы будут выполнять свою защитную функцию. Особенно в вопросах охраны труда. Ранее они могли приостанавливать производство, если оно создает угрозу. Было право контроля. В облсовпрофе существовал отдел инспекторов по охране труда. Они имели большие права - выписывали предписания, обучали, а потом требовали выполнения законодательства по охране труда. Сегодня вроде и закон есть, но департамент труда лишен права заниматься проверками. Почему бы профсоюзам в таком случае не исполнять эту роль и не добиваться устранения выявленных недостатков в охране труда? Но сейчас это делает надзорный орган - прокуратура.

Все несчастные случаи, происходящие в Костанайской области, как правило, происходят там, где нет профсоюзной организации. Поэтому виновным зачастую становится сам погибший. Потому что в комиссии по расследованию нет профсоюзного лидера, зато там - главный инженер, который, может быть, и является виновником. Профсоюзы потеряли самое главное - контроль.

- Этому есть какое-то объяснение?

- Министерство вносит свои предложения в новом законе в мажилис, но многие депутаты имеют свой бизнес (даже если переписали его на родственников). Им не нужен никакой контроль, не нужны профсоюзы. Сегодня на многих предприятиях работодатели превратились в рабовладельцев.

Например, к нам обращаются работники одного известного на всю республику холдинга. Его руководитель - уважаемый местным и республиканским руководством человек, но послушал бы он, что говорят люди о делах, которые творятся на его предприятиях. Они приходят к нам, мы их выслушиваем, но, увы, там нет профсоюзной организации, и мы ничем помочь не можем.

Работодатели говорят: мы можем взять человека без трудового договора, ничего не платить, можем уволить его по любой статье, и он никуда не пойдет жаловаться - профсоюз будет только мешать.
Когда-то у профсоюзов была сильная мотивация - у нас были средства. Как только нас лишили этих денег, мы стали нищими - и люди перестали к нам ходить. Когда мы говорим, что ничего не можем дать, кроме защиты, то какая будет защита при таком законе? Кого мы защитим?

Часть взносов - 2 тенге с человека мы перечисляем Федерации профсоюзов Казахстана. Нам говорят, что это на законотворческую деятельность. Но ведь в Парламенте нет представителей профсоюзов. Мы, как общественная организация, не можем участвовать в выборах, мы не можем своих представителей народа иметь в законодательном и исполнительном органах власти. Поэтому о чем мы говорим? Профсоюзы сейчас изолированы. Специально, наверное, изолированы. Чтобы показать их немощность.

«Время забастовок прошло»

- Разработчики нового закона утверждают, что предложенные ими «уточнение понятия о социальном партнерстве и выработка механизма заключения и исполнения коллективных договоров» дадут профсоюзам «эффективный инструмент предотвращения и разрешения трудовых споров». Но трехсторонние комиссии по социальному партнерству существуют уже много лет, как и коллективные договоры. Более того, у профсоюзов есть такой радикальный инструмент воздействия на работодателя, как забастовка. Если они не «работают» в полной мере, виновно законодательство?

- Трехсторонняя комиссия в Костанайской области когда-то работала хорошо. Тогда ее возглавлял первый заместитель акима Виктор Мейстер. Мы ставили вопросы в комиссии и их решали. Сейчас этого нет. Комиссией руководит другой заместитель - Серик Бектурганов. Серик Чингизович силен в социальных вопросах, а на комиссии в основном обсуждаются проблемы, выходящие на экономику. В таких случаях требуется более компетентный руководитель.

В «эффективности» этого органа я убедилась на собственном опыте. Мы поставили вопрос о необходимости повышения зарплаты работникам предприятий жизнеобеспечения нашего региона. Вначале его рассмотрение запланировали на II квартал 2013 года. Потом перенесли на ноябрь. Наконец, начали обсуждать, но на заседание пришли второстепенные люди. Во всяком случае, работодателей не было.

Обсуждение прошло впустую. Мне поаплодировали, что я будирую вопрос, но сдвига не произошло. Если говорить о городских и районных аналогичных комиссиях, то в Костанае, например, она уже 2 года не собиралась. О каком социальном партнерстве тогда можно говорить?
На мой взгляд, правильнее, если руководителем комиссии будет аким или, в крайнем случае, его первый заместитель, как это происходит в других областях Казахстана.

- Почему низкая эффективность коллективных договоров?

- Раньше их тексты рассматривались в департаменте труда. Там были хорошо подготовленные специалисты, которые проверяли их от корки до корки. Был специальный лист согласований. Сейчас там молодые работники, которые даже Трудовой кодекс толком не знают и вообще не понимают значения этого документа. Поэтому все выливается в формальную регистрацию. А текст коллективного договора - это переписанные положения Трудового кодекса. Работодателям такое на руку. Они пользуются слабостью профсоюзной организации (или ее отсутствием) и с помощью своего юриста включают туда все, что им выгодно.

Что касается забастовок, то для Казахстана это время прошло. Забастовка - мера, с помощью которой нужно заставить власти обратить на себя внимание. Если коллективный договор действует, если он составлен после активного обсуждения и учитывает законные права работников, если трехсторонняя комиссия по социальному партнерству своевременно реагирует на проблемы, которые возникают на предприятиях или в отраслях, то необходимости забастовок никогда не будет.

- Создается впечатление, что с принятием нового закона о профсоюзах очередных правовых новаций им не хватит, чтобы завоевать доверие работников. Где же тогда выход?

- Сегодня нас упрекают, что профсоюзами руководят люди преклонного возраста, привыкшие работать по старинке. Эта тема деликатная, и я бы не стала проводить прямую связь между возрастом председателей профсоюзных комитетов и эффективностью их работы. Тем более что у нас сейчас много примеров, когда на работу в вышестоящие профсоюзные органы принимают молодых людей далеко не по деловым качествам.

О чем бы хотела сказать особо, так это об альтернативности профсоюзных объединений. Я говорила председателю Федерации профсоюзов Казахстана, что мы юридические лица и в каком объединении профсоюзов нам быть, решат первичные организации. У профсоюзов не должна быть монополия, нужна конкуренция. Закон ее не запрещает. У нас есть право уйти в другие профсоюзы. Я к этому никого не призываю, но, в каком бы виде ни приняли новый закон, скоро в профсоюзах выборы, и каждая организация имеет возможность для улучшения работы воспользоваться в том числе и переходом в другой профсоюз. Это тоже способ создать мотивацию для вступления работников в профсоюз.

Досье "НГ"

СМАГИНА Нина Степановна

Родилась в 1950 году в Тюменской области.
В 1961 году переехала в г. Ермак (Павлодарская обл.).
Трудовой стаж начала в 1968 году воспитателем детского сада.
Без отрыва от работы окончила Куйбышевский энергостроительный техникум, получив специальность экономиста.
На профсоюзной работе - с 1980 года, после окончания отделения журналистики Алма-Атинской высшей партийной школы. Избиралась председателем ОК профсоюза работников коммунальной сферы Торгайской области.
С 1988-го по 1990 г. работает в облсовпрофе Костанайской области.
Окончила годичные курсы по специальности социальный педагог и психолог, до 1996 года работала в школе-гимназии п. Затобольск.
1996-2003 годы - председатель ОК профсоюза работников АПК Костанайского района.
С 2003 года - председатель общественного объединения работников предприятий жизнеобеспечения Костанайской области.
Замужем, двое детей и три внучки.