Как уберечь двигатель от перегрева

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Каждый сезон года диктует свои особенности эксплуатации автомобиля. Летняя жара повышает вероятность перегрева двигателя. Как его избежать? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Если речь идет о новых автомобилях, то особого беспокойства на этот счет не должно быть. Конечно, при условии, что автолюбитель соблюдает правила эксплуатации. Тем не менее в наших краях, даже имея еще пахнущую заводской краской машину, некоторые особенности нужно учитывать.

Речь идет о влиянии тополиного пуха. От его назойливости в июне страдают не только люди, но и техника. Пух забивает соты радиатора, снижая его теплоотдачу. Площадь радиатора рассчитана так, что при исправной системе охлаждения вентилятор должен включаться только в критические моменты. Чем чаще включается вентилятор, тем большая вероятность, что радиатор забит.

Могут быть, конечно, аварийные ситуации. Они возникают, например, по причине неисправности термостата или вытекания охлаждающей жидкости. В современных автомобилях о неисправностях такого рода можно узнать, если внимательно следить за соответствующими приборными указателями.

Что касается тополиного пуха, то опытные водители приспособились в этот период закрывать радиатор защитной сеткой. Нужно только периодически ее очищать и продувать радиатор на СТО.

Другая история - с подержанными автомобилями. Как ее эксплуатировал прежний владелец (тем более, если таковых было несколько), неизвестно. Поэтому, если есть сомнения, то никогда не будет лишним промыть систему охлаждения. Дело в том, что охлаждающие жидкости сейчас имеют различные присадки. Чаще всего водители ориентируются на наличие в них антивспенивающих и антизамерзающих компонентов, и мало кто обращает внимание на антикоррозийные свойства. Если жидкость таким качеством не обладает, то со временем на внутренней рубашке охлаждения образуется пленка, которая снижает теплопроводность. Тем самым тепло отводится неравномерно. Особенно в более напряженных по высоте частях двигателя. Это чревато повышенным износом мотора. Конструкция современных двигателей такова, что в них тепловое напряжение более высокое. Поэтому значение системы охлаждения в них большее. Отсюда и необходимость более внимательного отношения к качеству охлаждающей жидкости и к своевременности ее замены.

Промывка системы охлаждения делается по определенной технологии, но при некоторой технической грамотности водителя ее можно сделать самому. Правда, в таких случаях всегда возникает вопрос утилизации использованной жидкости. Поэтому я бы рекомендовал в таком случае пользоваться услугами СТО.

Сроки замены регламентированы, но есть и методика визуальной оценки. Жидкости сейчас выпускаются разного цвета: розового, красного, синего, зеленого, желтого. Если через какое-то время эксплуатации она приобрела неопределенный цвет, ее нужно срочно менять. Либо, как я уже говорил, слишком часто включается вентилятор. В таких случаях проблема, скорее всего, в состоянии внутренней рубашки охлаждения, где ухудшилась теплопроводность. Тут нужно не только заменить жидкость, но и промыть систему охлаждения. Заодно, кстати, очистится и радиатор печки. Зимой это даст другой эффект: печь будет лучше отдавать тепло в салон.

В современных автомобилях система охлаждения часто связана с коробкой переменных передач (КПП). Там температурный режим имеет двоякое назначение: после запуска двигателя быстрее прогревается трансмиссия, а при длительных гонах отводит лишнее тепло. Таким образом охлаждающая жидкость в теплом режиме стабилизирует работу не только двигателя, но трансмиссии.