Монополия на власть

Евгений ШИБАРШИН

Казахстан продолжает удивлять цивилизованный мир уникальными возможностями, которые дает «управляемая демократия». Вроде бы еще недавно зарубежная пресса была полна недоуменными комментариями по поводу 91-процентной победы Нурсултана Назарбаева на президентских выборах, как итоги голосования 18 августа дали новую пищу для размышлений о странностях нашей модели политической модернизации.

На этот раз введение механизма формирования Мажилиса по партийному признаку, который, казалось, был призван дать возможность хотя бы одному человеку из оппозиции пройти в законодательный орган, привело к абсолютно противоположному результату. И не потому, что после принятия поправок в Конституцию вдруг обнаружилось, что в нашей стране не осталось людей, не согласных с теперешней властью. Очевидно, дело тут в другом. Тогда в чем? Не в содержании ли самих политических реформ, которыми так кичится казахстанская власть? Получилось так, что принятые недавно поправки оказались лишь косметическим ремонтом авторитарной системы управления.

Правда, глава государства, выступая 20 августа на сессии Ассамблеи народа Казахстана, выразил сожаление, что в Парламенте не будет представителей других партий, и обещал учесть их конструктивные предложения. Но такого рода обещания он давал и после всех предыдущих выборов. И некоторые из них даже выполнял. Хотя идеи оппозиции потом почему-то трансформировались в замыслы самого президента.

Для прогнозирования дальнейшего развития событий особого ума не надо. Достаточно вспомнить времена КПСС. Они превращаются в реальность. Причем не лучшей своей стороной, а именно худшей - политическим монополизмом, который в свое время мешал развитию общества. Этот процесс в одной из республиканских газет недавно очень метко назвали «реинкарнацией». Тогдашний «единый блок коммунистов и беспартийных» который подпирал КПСС во власти так много лет, очень напоминает теперешний электорат, голосующий ради «мира и стабильности» за аналогичную партию управленцев. Только теперь, в условиях господства частной собственности, данная партия представляет интересы не только госслужащих, зарплата которых зависит от «политической воли» главы государства. Она опирается и на тех деловых людей, которые сплелись с чиновниками в экстазе от взаимного удовлетворения своих материальных потребностей.

Когда заместитель председателя «Нур Отана» Кайрат Келимбетов на прошлой неделе заявил, что оппозиция финансируется кучкой влиятельных олигархов, желающих с помощью своего богатства влезть в политику, он явно лукавил. Неужто его партия вела предвыборную кампанию, опираясь только на энтузиазм студентов? Да и подарки детским домам и школам они покупали отнюдь не на свои членские взносы. После 18 августа их «меценаты» во время очередного постатейного дележа бюджета могут реально надеяться, что их лобби в лице депутатов Мажилиса и маслихатов наверняка позаботится о возврате долга. Препятствовать им никто не будет. Потому как представителей «конкурирующих фирм» в представительных органах власти на сей раз не оказалось.

«Времена КПСС превращаются в реальность. Причем не лучшей, а худшей своей стороной»