Управляя полетом

Главная задача воздушного боя - оторвать ленточку на хвосте противника
В Костанае возрождают популярный вид спорта

Пятеро костанайцев стали призерами чемпионата Казахстана, который прошел в Алматы:  Евгений Осипов и Артур Кондратюк завоевали золотую медаль, Никита Солодников, Бахытжан Мустафин и Руслан Хамитов - бронзовые. Но конкурировать на равных с авиамоделистами из Алматы, Астаны и Караганды наши спортсмены пока не могут.

Детское увлечение

Было время, когда на областные соревнования по авиамодельному спорту собиралось по 150-200 участников. Только в Костанае научиться делать и запускать самолеты можно было в нескольких местах: в специализированном  кружке «Прометей», в школе технического творчества, во Дворце пионеров и даже на станции юного натуралиста. Сейчас в областном центре осталось около 30-ти авиамоделистов.

- В Костанае занимаемся авиамоделизмом только мы, - говорит руководитель кружка при школе технического творчества Костаная Олег ЦЫГАНОВ, - в Лисаковске пытаются сохранить то, что осталось, а в Житикаре и вовсе начинают все с нуля. Хотя во многих регионах страны спорт не исчезал, как у нас.

По мнению тренера по авиамодельному спорту Владимира БЕЛЯЕВА, одна из причин снижения популярности - недостаток мест для тренировки:

- «Летаем» во дворах соседних образовательных школ. Выезжаем на пляж. А так бы хотелось иметь свой небольшой, но оборудованный стадион. Раньше авиамодельные кружки в Костанае были расположены по всему городу, а сейчас не каждый родитель позволит своему малышу самостоятельно проехать через весь город, чтобы он приехал к нам.

- Многие относятся к авиамоделизму скептически, - продолжает Олег Цыганов, - мол, детское увлечение. Но стоит учитывать, что сегодня авиамоделизм включает в себя два основных направления: спортивный авиамоделизм и любительский. Для любительского можно купить укомплектованный самолет в специализированном магазине и пустить его в полет. А вот в спортивном нужно не только самим создать летательный аппарат, но и уметь управлять им так, чтобы стать лучшим. А для этого нужно купить такой двигатель, чтобы он не уступал по мощности основным конкурентам.

Сколько стоит самолет

Главная проблема авиамодельного спорта в Костанае - финансирование. Городская школа технического творчества - это городское коммунальное предприятие и по уставу должно самостоятельно зарабатывать деньги. Вот и собирают с авиамоделистов по 100 тенге в месяц. Еще она проблема - плохая материально-техническая база школы. И даже не потому, что денег нет, а потому что запчасти купить негде.

- Раньше можно было купить запчасти в магазине «Радиоэлектроника», - вспоминает неоднократный победитель и призер чемпионатов, ветеран авиамоделизма Евгений ОСИПОВ, - тогда даже в книгах писали - «купите эту деталь в магазине». А сейчас мы все можем купить только в Алматы. Там один бизнесмен сам увлекается этим видом спорта, поэтому и открыл специализированный магазин.

Самолеты делают из липы, сосны и пенопласта. Сейчас появилась возможность закупать дорогие сорта африканских деревьев (они отличаются легкостью и твердостью). Но совсем немного и за свои средства. Иногда приходится делать и винты самим, потому что купить их в Костанае негде. Вот и ждут авиамоделисты республиканских соревнований, чтобы купить там необходимые детали.

Для того чтобы модель взлетела, необходимо более 70 000 тенге. Один только винт на модель стоит $30, а он изнашивается за один полет. Плюс топливо: чтобы купить 1 галлон, необходимо 3000-4000 тенге. Но если для маленьких моделей его хватает на 20 полетов, то для больших - только на 3.

Сейчас костанайцы вновь пробились в тройку лучших команд в стране. Но условия, по сравнению с конкурентами, явно неравные. Пока в Костанае только одна радиоуправляемая модель - у самого Цыганова. Да и то незавершенная - финансов не хватает. Пока соберет деньги на двигатель последней модели, уже другие появляются, купит другой - пульт управления менять приходится. Но, говорит Олег Викторович, в этом летном сезоне он свою модель обязательно закончит. 

Фото Ярославы БОГАТЫРЁВОЙ